Реализация эстетического воспитания дошкольников средствами музыки

Автор: Чухонкина Елена Алексеевна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman","serif";}

   Реализация эстетического воспитания дошкольников

 средствами музыки

 «Музыка одна может перенести

трепет одной души в другую».

A.Герцен

 

      Основное содержание образовательной области "Музыка", к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований теперь представлено в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребёнку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие. Назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя. 

Итак, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает: 

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Звуковая среда, в которой находятся наши дети, - важное средство эстетического воспитания.

Музыка у нас звучит не только на музыкальных занятиях, но и в играх детей, включается в разные виды деятельности, служит развлечением и отдыхом.

 Я стараюсь создать потребность постоянного общения с прекрасной музыкой, которой буквально насыщена «музыкальная» жизнь наших ребят. Записи классической, народной, современной музыки я использую для слушания, при разучивании танцевальных композиций, для развития творческого мышления. Детский сад приобрёл множество дисков, например, с музыкальными и немузыкальными звуками, которые развивают слуховое внимание и память, умение выделять различные качества звуков и сравнивать их. Также, имеются диски с ритмопластикой, плюсовые и минусовые фонограммы. Яркая, живая музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребёнку, показать, на что он способен. Если музыка нравится, у детей возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально выплёскивают свои эмоции.

    Музыкальные игры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринуждённой форме, я успешно решаю стоящие передо мной задачи.

         В своей работе применяю интерпретацию музыкального содержания посредством ритмопластических, пантомимических и танцевальных движений.

Игры-инсценировки включают музыкально-образные этюды, в которых изображаются животные.

Игра-настроение не связана с определенным сюжетом, персонаж игры – музыкальное настроение. Такие игры позволяют сформировать представление о музыке как об искусстве, которое отражает чувства и настроения человека.

Игра-карнавал. По характеру подобна импровизированному празднику, в котором, как в калейдоскопе, мелькают образы, сценки, танцы, чудесные превращения. В игре нет строгой сюжетной линии, она может быть придумана самими детьми.

В процессе использования музыкально-игровой деятельности, различных музыкальных игр и приемов, значительно повысился показатель сформированности музыкально-эстетической культуры обследованных детей. Повысился интерес к музыке, музыкальным произведениям различных форм и жанров.

      Я систематически провожу обучение детей навыкам элементарного музицирования на детских музыкальных инструментах. Знакомлю детей с инструментами симфонического оркестра по группам: ударные, клавишные, смычковые, щипковые, духовые. Импровизации под фонограмму помогают детям лучше запоминать название произведения и композитора.

     Двигательную культуру человека составляет умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, поз, мимики без излишнего напряжения. Прививая детям двигательную культуру, я предлагаю вспомнить, как танцуют балерина и танцовщица. Рассматривая картины с изображениями танцовщиц, обращаю внимание детей на прямую спину, красивую линию шеи, грациозную пластику движений. Как изобразить растущий цветок, мерцание звёзд, падающие капли дождя, удаль добрых молодцев, нежность прекрасных девиц?

    Без танцев не обходится ни один праздник в детском саду. При их создании я использую знакомые всем мелодии популярных песен, народные и классические произведения, доступные восприятию ребёнка. Если идёт подготовка к какому-либо празднику, то танцевальные композиции выстраиваю в соответствии с тематикой .

Начиная работу по    разучиванию песни или танца, я предлагаю детям прослушать мелодию, определить её характер, темп и помогаю прочувствовать определённые эмоциональные переживания.

 Так, в условиях интересной, увлекательной деятельности ритмики совершается музыкально - эстетическое развитие ребенка.

     Оригинальность и красочность танцевальным композициям придают разнообразная атрибутика и продуманные костюмы. Их создание - процесс творческий и коллективный; педагоги предлагают различные варианты, и в ходе обсуждения мы выбираем лучшее.

    Праздники в детском саду - это радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые и дети. Они должны войти в жизнь ребенка ярким событием и оставаться в памяти надолго.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Значение праздника как одного из средств эстетического воспитания определяется не только воздействием музыки, а также сочетанием в нем различных видов искусств, которые дополняют друг друга в решении одной темы, что дает возможность наиболее полно ее выразить.

       Мне наиболее близка тема фольклора потому, что фольклор удивительно гармоничен, и очень трудно найти человека, которого бы оставили равнодушным задушевные русские песни или кого бы не захватил веселый казахский танец.

    Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x