Реализация ФГОС на уроках русского языка в 5 классе в основной общеобразовательной школе.

Автор: Широбокова Вера Васильевна

Широбокова Вера Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Новожизненская ООШ

Аннинский район  Воронежская область

Реализация ФГОС на уроках русского языка в 5 классе в основной общеобразовательной школе.

          Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения    обусловлен новыми современными и даже жесткими  требованиями к качеству образования.  Изменилась информационная среда, и в огромном потоке информационного пространства  появилась необходимость  не только дать ребенку качественное образование, развить в нем  коммуникабельность, целеустремленность, но и помочь ориентироваться в этом информационном потоке и суметь адаптироваться в любом обществе.   В   нашем образовательном учреждении   в основной школе ввели ФГОС  этом учебном году в 5 классе. Конечно, опыт деятельности   пока небольшой, но уже есть некоторые наработки.

          В основе своей работы использую системно-деятельностный подход в обучении школьников.   Реализация деятельностного подхода   -  уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. Деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения,  и главный принцип деятельностного подхода – научить учиться.   

          Эффективность урока   зависит    от  целеполагания, создания условий для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию,   проектирования  и конструирования на уроке социальной среды развития обучающихся, создания условий для активной учебно-познавательной деятельности.

           Новую смысловую ценность представляет решение проблем самими учащимися  на уроке через   самостоятельную познавательную деятельность, поскольку именно так они приобретают умения решить проблемы,  формируют информационную компетентность при работе с текстом. Для того чтобы на уроках формировать универсальные учебные действия,  необходимо применять  современные образовательные технологии.  

            В своей работе я использую такие педагогические технологии, как технологию критического мышления через чтение и письмо, проблемную технологию, проектную деятельность. Невозможна современная работа на уроке без применения ИКТ.  Технология критического мышления через чтение и письмо мне интересна тем, что ученики являются главными действующими лицами на уроке. На первом этапе мотивации использую разные приемы: высказывания мудрецов, притчи, отрывки стихотворений, прием «Удиви!». На втором этапе актуализации опорных знаний, заполняем пропуски, решаем лингвистические задачи, блицопросы и другое. На следующем этапе локализации  индивидуальных затруднений с помощью вопросов выявляем причины затруднения и устраняем их. На этапе целеполагания  процессом руководит учитель, помогающий через форму диалога сформулировать цель  своих будущих коррекционных действий, выбрать способ и средства коррекции. Главной целью этапа реализации построенного проекта является устранение ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять способы действия. Далее идут этапы обобщения и затруднений во внешней речи, этап самостоятельной работы с самопроверкой по образцу, этап включения в   систему знаний и повторения. На этапе рефлексии деятельности на уроке учащиеся анализируют, удалось ли им достичь поставленных целей.

         Приведу пример работы с учащимися на уроке русского языка в 5 классе по теме «Словосочетание», изученное нами  в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».  Тип урока - урок открытия новых знаний   Цели урока -  дать понятие о словосочетании, его отличиях от слова и предложения; показать, как строятся словосочетания; формировать у учащихся умение реализации новых способов действия; развивать умения самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, работать в парах, формулировать вопросы, систематизировать материал.

           На первом этапе мотивации  к учебной деятельности читаю отрывок из стихотворения  Ф.Тютчева:  «Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера»...  Главная цель этого этапа - побуждение интереса к получению новой информации.  На втором этапе ставлю цель - проверить усвоение прошлой темы. Организую взаимопроверку учащимися домашней работы. Дети проводят взаимопроверку домашнего задания.   

         На этапе актуализации   знаний и фиксации затруднений в деятельности  ставлю целью актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока. На экране проектора  дети рассматривают изображение осеннего пейзажа  В. Поленова «Золотая осень».  

 -Что вы видите на картине? Ответы записать в столбики.  (1-й столбик:   природа, осень, река, тропинка, береза, красота и др..)

-Что вы можете сказать о том, каков пейзаж,  природа вокруг? Ответы записать на доске. (2-й столбик: осенняя природа,   прозрачная вода,  дивная осень, узкая тропинка, золотые березы и т. д.)

- Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно, конкретно говорится о    реке, деревьях, природе? В том, где записаны одни слова или сочетания слов? (Более точно говорится   в том столбике, где записаны сочетания слов.) Перепишите в тетрадь эти сочетания.  Итак, определим тему и цели урока.

   Организация  работы в парах.

Ребята, вспомните все, что вы знали о словосочетании и запишите в 1 колонку таблицы «Я знал (а)…»  

Я знал (а)

Я узнал (а)

Хочу узнать

 

 

 

 

На доске записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:

1. Что такое словосочетание?

2.  Как связаны слова в словосочетании?

3. Из каких частей состоит словосочетание?

4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

5. Назовите виды словосочетаний по главному слову.

        На этапе проблемного объяснения нового знания фиксируем преодоление затруднений.

Раздаю учащимся тексты с правильной информацией.

Знаки для пометки текста:

«!» - это я знал

«+» - новое для меня

«-» - думал иначе

«?» - есть вопросы

Информационный текст:

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, осенний пейзаж, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога.  Например, прогулка по роще, увидеть реку.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречным.

Индивидуальная работа с текстом. Производят пометки текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации. Записывают информацию во 2 столбик таблицы. В 3 столбик записывают вопросы (если возникнут).  

       На этапе первичного закрепления во внешней речи ставим целью  проговорить новую информацию, переосмыслить собственные знания. Попробуйте закрыть информационный текст и рассказать то, о чем вы прочитали. Проговаривают теоретические сведения. Выполняют упражнение 130 (составляют словосочетания, отмечают главные и зависимые слова, объясняют орфограммы, определяют тип словосочетаний.).  При выполнении упражнения 129  читают стихотворение, объясняют, в каких словосочетаниях нарушена смысловая связь, выписывают словосочетания из 1 части стихотворения.  

         И, наконец, на этапе рефлексии  оцениваем  результаты собственной деятельности.  Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти? В заключение дети получают   домашнее задание с выбором выполнения.  

          На каждом этапе урока формируются универсальные учебные действия, начиная от планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, целеполагания,  до умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание,   структурировать знания,  выполнения действий по алгоритму,   рефлексии способов и условий действия,  выражения  мыслей с достаточной полнотой и четкостью.

          Для  максимально успешного введения новых  образовательных стандартов педагог  должен работать непрерывно над повышением своего профессионального уровня,   системно готовиться и  проводить урок  по-новому,  оценивать достижения обучающегося по-новому, взаимодействовать с родителями по-новому. Только творческий подход и мастерство учителя помогут гарантировать успешную реализацию цели образования.

                                                                 Литература.

1.Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой [и др.]. I часть/ сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 315 с.

2.Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…».- М., 2011.

 

  

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x