Реализация потенциальных возможностей курса ОРКСЭ ☼ ☼
Автор: Антонова Нина Филипповна
Николай Рерих
«Миссия взрослых людей по отношению к ребенку состоит в том, чтобы через культуру, образование поднимать ребенка к духовным знаниям, взращивать в нем духовные помыслы и дать ему способ спасения себя в этом мире и мира вокруг себя».
Современная политическая ситуация в России показывает, что проблема межэтнических отношений неизменно остается одной из самых сложных и трудно регулируемых.
Укрепление межнационального согласия – одна из наиболее актуальных задач, стоящих в настоящее время перед российским обществом.
Как свидетельствует опыт, наиболее восприимчивой к экстремистским идеям и действиям часто оказывается молодежь. В связи с этим в рамках государственной политики усилено внимание к вопросам воспитания этнокультурной толерантности, формирования готовности к диалогу и сотрудничеству с представителями других этнических групп.
Данное направление работы должно стать одним из главных в деятельности педагогических коллективов всех образовательных организаций, что нашло отражение в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.
Образование всегда служило главным условием сохранения накопленного потенциала знаний, достижений, традиций и моделей поведения и было действенным средством развития человека, повышения его культурного уровня, сознания и самосознания.
Основная цель комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» заключается в формировании у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, в формировании толерантности, в развитии готовности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Отечественный автор, П.В.Степанов, определяет толерантность через ценностное отношение человека к людям, выражающееся в "признании, принятии и понимании представителей иных культур".
Под этнической толерантностью понимается отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной. Это значит, что этническая толерантность не является следствием отказа от собственной культуры, а представляет собой характеристику межэтнической интеграции, для которой характерно «принятие» и позитивное отношение к своей этнической культуре и этническим культурам групп, с которыми данная группа вступает в контакт.
С целью формирования этнокультурной толерантности, создания нормальной социально-этнической и психологической атмосферы в образовательных учреждениях необходимо
вовлекать воспитанников в многоплановые учебные и внеурочные виды деятельности.
Формирование этнокультурной толерантности предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры.
При этом, один из крупнейших специалистов по межкультурной коммуникации М. Беннет, отмечает, что вначале у ребенка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.
С целью формирования этнокультурной толерантности содержание курса ОРКСЭ позволяет организовывать встречи обучающихся с иными культурами
в специально подготовленной, педагогической среде.
Сл 6. Организовать встречи школьников с иными культурами можно двумя различными путями:
Использование в педагогической практике ситуаций непосредственных встреч ребенка с представителями иных культур.
Встречи школьников с иными культурами могут быть смоделированы педагогом в специальных игровых ситуациях, где уже сами подростки берут на себя роли представителей различных культур и, стараясь удерживать свою новую культурную позицию, вступают в предусмотренный игровым сценарием «межкультурный диалог» по каким-либо проблемам.
Целесообразно организовывать уроки или недели мира и дружбы, на которых дети приобщаются к идеям добра и взаимной приязни независимо от национальности. К таким мероприятиям можно отнести следующие:
Празднование памятных дат исторического значения, юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы, науки и народных героев.
Организация конкурсов на лучшее приготовление национальных блюд.
Проведение народных праздников и другие мероприятия.
Проблемы межнациональных отношений целесообразно рассматривать,
в том числе, и на основе обращения к актуальным проблемам сегодняшней общественно-политической жизни. Целесообразно создавать ситуации, побуждающие учащихся к рассуждению, обмену мнениями по вопросам многообразия культурных обычаев и традиций, межнациональных и межконфессиональных отношений. Однако следует понимать, что, на педагога ложится повышенная ответственность. Необходимо крайне ответственно
и осторожно относиться к подбору информационного материала для организации обсуждения, к используемым словесным формулировкам, тщательно продумывать стратегию и тактику действий по организации дискуссии, предусматривать возможные варианты ее развития.
В настоящее время существуют также специальные диагностические методики выявления уровня толерантности личности, в том числе – толерантности в сфере межнациональных отношений. Некоторые из них, с учетом соответствующих рекомендаций, могут использоваться и в практике работы с учащимися. Выбор методик для диагностики толерантности и способов их применения требует учета мнений специалистов-психологов.
Как показали мои исследования, дети в основном эмоционально, а не рационально реагируют на конфликт. Так, 40,5% опрашиваемых отметили, что если в конфликтной ситуации противоположная сторона будет вести себя агрессивно, то и они ответят тем же; 20,5% детей заявили, что постараются уйти от конфликта; 20,5% - попытаются договориться; 13% - будут искать компромисс и 5,5% - сделают вид, что ничего не произошло.
Поэтому детей необходимо учить анализировать ситуации, видеть альтернативные пути разрешения конфликтов, приводящие к удовлетворению обеих сторон.
Чтобы познать другую культуру, приобщиться к общечеловеческим ценностям, необходимо, прежде всего, знать свою.
Павел Петрович Блонский указывал, что "путь к общечеловеческой культуре лежит через национальное воспитание".
Я попыталась выяснить, как учащиеся относятся к культуре своего народа и насколько глубоко ее знают. 35% учащихся считают, что знают ее хорошо; 53,5% -знают частично; 10% - плохо и 1,5% - не знают совсем.
На вопрос "Вы соблюдаете традиции и обычаи своего народа?" 18,8% детей ответили - всегда; 60,4% - иногда; 12,5% - очень редко и 7,9% - не соблюдают.
Ребенок должен постепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми. Поэтому цель школы - не только ознакомить детей с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, быть готовыми к диалогу с представителями других национальных религиозных культур.
На мой взгляд, наиболее оптимальными формами работы в этом направлении являются дискуссии, диспуты по той или иной проблеме полиэтнического общества.
Приведу примеры из моей работы с детьми. Игра "Спорные утверждения".
Цель: дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему межэтнических отношений, повысить свой уровень информированности.
Материалы: 4 листа бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: "Совершенно согласен", "Согласен, но с оговорками", "Совершенно не согласен", "Не знаю,/не уверен".
Листы с утверждениями прикреплены по четырем сторонам класса.
Ход занятия: зачитываю несколько спорных утверждений по заданной проблеме, участники должны встать у тех листков, на которых отражена их точка зрения, и объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут поменять листы с утверждениями, более подходящими для них теперь.
Примерные спорные утверждения:
*Нужно, чтобы в классе (школе) учились дети одной национальности.
*Люди никогда не будут жить в мире и согласии.
Обсуждение. Какие чувства возникали у вас, когда вы размышляли над этими вопросами? Легко ли было высказывать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно когда вы оказывались в меньшинстве? Легко ли было изменить свою точку зрения?
Формирование этнокультурной компетентности не заканчивается в школьном периоде, а продолжается на протяжении всей жизни человека. Это обусловлено тем, что, во-первых, культура (в том числе этническая) – это не застывшее явление, а постоянно модифицирующееся, во-вторых, в мире происходят изменения социальных реалий, в-третьих, меняются жизненные ситуации самого человека, которые могут привести к новому этнокультурному окружению. А все это, несомненно, потребует уточнения, корректировки
и пополнения своей осведомленности в области различных этнокультур.