Статья «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ПОДРОСТКА В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КОЛЛЕДЖА». Автор: Кондрашкина Оксана Владимировна

Автор: Кондрашкина Оксана Владимировна
В статье рассказывается о правах несовершеннолетних подростков в семье, учебном заведении, правах в трудовых отношениях, деятельности по их защите в рамках образовательного учреждения. Представлены цели и задачи социально-педагогической деятельности по защите и представлению интересов несовершеннолетних подростков.


Автор: Кондрашкина Оксана Владимировна

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ПОДРОСТКА

В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КОЛЛЕДЖА

 

Социальный педагог

ТОГАПОУ «Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева»

Тамбовская область Тамбовский район

Кондрашкина Оксана Владимировна

 

Как часто мы слышим о несоблюдении прав подростков, но почему-то об их защите начинают вспоминать только после очередного громкого дела. Но ведь подросток должен знать, какие права он имеет и в семье, и в колледже, нельзя вспоминать о необходимости просвещения в этой области только в моменты разоблачения очередного их вопиющего нарушения. Иначе, о какой защите и соблюдении прав детей и несовершеннолетних подростков можно говорить, если сами дети не имеют о своих правах никакого понятия. Кстати, а мы взрослые, кроме невнятного бормотания о праве на жизнь, можем сказать, какие права имеет подросток? Видимо, нет, потому что на каждом шагу они нарушаются, особенно это касается моментов трудоустройства и прав работающих подростков.

Так какие же права имеет подросток?

Конвенция ООН гарантирует следующие права: право на жизнь – рождение, проживание и доступные медицинские услуги; право на развитие – образование, досуг, отдых и участие в культурной жизни; право на защиту – забота о детях-сиротах, беженцах, а также защита от приобретения и употребления наркотиков; право на активное участие в жизни общества – обеспечение свободы слова, религии, совести.

Права подростка в колледже не ограничиваются правом получения бесплатного образования. Подросток также имеет право на: обеспечение литературой из библиотечных фондов колледжа; выбор образовательного учреждения и программы образования; педагогическую и психологическую помощь; перевод в другое образовательное учреждение; свободное выражение своего мнения и уважение своих убеждений; обучение в условиях, которые гарантируют его безопасность, а также соответствуют современным требованиям и стандартам обучения; добровольное участие в деятельности по благоустройству колледжа; проводить собрания и митинги во внеучебное время при подозрении нарушения их прав.

Права подростка в семье. После достижения 14 лет права подростка расширяются. Теперь он имеет право распоряжаться своими денежными средствами (стипендия, заработок или другие доходы); пользоваться всеми правами авторов произведений искусства, науки, литературы или изобретения; вкладывать деньги на счета в банке, и распоряжаться ими по собственному усмотрению.

Трудовые права подростка. Прием на работу возможен с 14 лет при наличии согласия родителей. Работодатель при наличии рабочих мест обязан принять несовершеннолетнего на работу. Несовершеннолетний подросток имеет право на признание его безработным при достижении 16 лет. С совершеннолетними не заключается договор о полной материальной ответственности, и им не имеют права назначать испытания при приеме на работу. Также подросток не может быть принят на работу с испытательным сроком более 3 месяцев, при согласовании с профсоюзом испытательный срок может быть продлен до 6 месяцев. Запрещено принимать несовершеннолетних на работу, связанную с вредными и опасными условиями труда, подземную работу и работу, связанную с поднятием тяжестей выше норм. Подростки в возрасте от 16 до 18 лет не могут заниматься переноской тяжестей больше 2 кг, перенос груза тяжелее 4, 1 кг допускается в течение трети рабочего времени. Рабочее время не может быть больше 5 часов в день у подростков в возрасте 15-16 лет, и 7 часовой при возрасте с 16 до 18 лет. При прохождении обучения и совмещения учебы с работой рабочий день должен быть не более 2,5 часов при возрасте работника 14-16 лет, и не более 3,5 часов при возрасте 16-18 лет. Увольнение допускается только по согласованию с Комиссией по делам несовершеннолетних и государственной инспекции труда или при представлении другой работы.

Задача родителей – воспитывать и защищать своих детей. Сам же подросток не всегда способен правильно поступить в сложных ситуациях и отстоять свои права. Если речь идёт о студентах, обязанности отстаивать основные права ложатся не только на родителей, но и на учебное заведение. Деятельность по защите прав несовершеннолетних подростков регламентируется законами «Об образовании» и «О защите прав ребёнка». Естественно, что в каждом образовательном заведении существует свой устав. Создавая устав колледжа, необходимо придерживаться Конституции и законов государства. Откуда несовершеннолетний узнаёт о своих правах. Ознакомить студента с его правами – это задача учебного заведения, но и участие родителей является обязательным. Если после проведения тематических классных часов студент что-то недопонимает, на все вопросы отец или мать должны уметь ответить. Учиться в условиях, которые не угрожают его личной безопасности. По желанию посещать дополнительные занятия, секции и кружки. Право на получение знаний от педагогов. Должно обеспечиваться уважение и непредвзятое отношение к подростку со стороны педагогов и остальных сотрудников колледжа. Посещение мероприятий (концерты, экскурсии). Добровольно и только по собственному желанию несовершеннолетний может помогать в благоустройстве учебного заведения. Получать книги из библиотеки колледжа. В случае необходимости получать помощь психолога. Придерживаться устава колледжа.

Задачей родителей на этом этапе становится донесение до ребёнка важности выполнения правил и норм устава колледжа. Добросовестно исполняя свои обязанности в пределах колледжа, студент может надеяться, что его права тоже будут соблюдены.

В каких формах может выражаться нарушение прав несовершеннолетнего. В стенах учебного заведения они могут столкнуться с физическим или психологическим насилием. Это нарушение прав ребёнка в учебном заведении. Родители должны интересоваться студенческой жизнью своего ребенка, только тогда появляется возможность предупредить возникновение таких проблем или вовремя их устранить. Права подростка в колледже могут нарушаться посредством применения к нему физического насилия. Учебное заведение должно контролировать поведение студентов, находящихся на его территории во время учебного процесса и внеколледжных мероприятиях, так как оно в первую очередь несёт ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних. Иногда они сталкиваются с применением к ним физической силы со стороны педагогов в так называемых воспитательных целях. Психологическое насилие над ребёнком — понятие более туманное и размытое. Самыми распространёнными его проявлениями могут быть завышенные требования, угрозы в адрес подростка, беспричинная критика, демонстрация негативного отношения. Одной из актуальных проблем является вопрос религии. Учебное заведение не имеет никакого права навязывать кому-то из своих студентов те или иные религиозные взгляды. Если учебное заведение открыто заявляет о своей принадлежности к определённой религии, проводит или участвует в религиозных мероприятиях, собирает пожертвования для религиозных организаций – это всё неправомерные действия, требующие немедленного вмешательства. И физическое, и моральное давление одинаково негативно влияют на подростков. Иногда деструктивное психологическое воздействие со стороны однокурсников или педагогов может быть неявным, но оно тоже способно отражаться на настроении, самочувствии и успеваемости.

Цель социально-педагогической деятельности в работе социального педагога – создание благоприятных условий для реализации прав подростка в учебном заведении, т.е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию.

Для достижения данной цели социально-психологической службой решаются следующие задачи: 

изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем;

выявление причин возникновения у студентов

проблем в обучении,

проблем в поведении,

правонарушений

и принятия мер по их устранению;

оказание помощи и поддержки студентам и их семьям, относящимся к различным категориям социальной незащищённости.

В центре внимания социального педагога находятся студенты и их семьи, права которых могут быть нарушены. Это студенты из неблагополучных семей, студенты, относящиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящиеся под опекой, инвалиды, лица с ОВЗ, студенты из малообеспеченных семей. Особое внимание приходится уделять детям-сиротам, которые имеют часто целый комплекс проблем.

Поэтому для эффективного решения поставленных задач осуществляется взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: студентами, родителями, педагогическим коллективом колледжа и социальными службами города.

Внутри учебного заведения социальный педагог организует совместную работу с администрацией, психологом, мастерами п, педагогами-предметниками, инспектором ПДН. При необходимости с вопросами по социально-педагогической деятельности выступает на педагогическом совете. Одна из функций социального педагога - посредник во взаимодействии семьи и специалистов различных служб города, оказывающих помощь ребёнку и семье.

Во взаимодействии с отделом по делам несовершеннолетних по следующим направлениям:

- совместные рейды к студентам, часто пропускающим занятия без уважительной причины, при посещении которых проводятся профилактические беседы, разъяснительная работа;

- профилактика правонарушений среди несовершеннолетних (совместные беседы с инспектором, круглые столы, выступления на родительских собраниях).

Предоставление по запросам в отдел опеки и попечительства базы данных на детей, проживающих в социально опасных условиях, помогает проводить работу по профилактике социального сиротства.

Традиционно у мастеров производственного обучения и педагогов возникают сложности со студентами "группы риска". Студенты "группы риска" - это те студенты, которые находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, проживание в асоциальных семьях и т. п.

Несмотря на то, что не все факторы именуются семейными, большинство из них связано с нарушением традиций семейного воспитания или пренебрежением в семье к интересам ребёнка, а значит так или иначе связано с неблагополучием семьи.

Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что, действуя в контакте с административными и юридическими службами, подростком и его семьёй, мы имеем возможность поддержать маленького человека, показать ему, что он не одинок, укрепить в нём веру в собственные силы и полноценность собственной личности. Это позволит нам воспитать человека, готового к вступлению во взрослую жизнь, а самому ребёнку - в дальнейшем реализовать свой физический и творческий потенциал.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x