Реализация регионального компонента средствами дидактической игры, как предпосылки нравственно-патриотического развития воспитанников | Васильева Наталия Борисовна. Работа №234875
Автор: Васильева Наталия Борисовна
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей содержания дошкольного образования. Региональный компонент отражает национальное и региональное своеобразие культуры, способствует формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитывает эмоционально - положительное отношение к тем местам, где он родился и живет; развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.
По мнению этнопсихолога Оконешниковой А.П., только игра является наиболее эффективным средством приобщения детей дошкольного возраста к культуре и традициям своего народа.
Именно дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего игровая ситуация, а играя он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Творческой группой педагогов нашего детского сада разработаны дидактические игры, которые нацелены на развитие творческих способностей, инициативы воспитанников, формирование у них нравственно – патриотических качеств на основе исторических и культурных особенностей родного края. Наша цель – совершенствование нравственно – патриотического воспитания, привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине. Направленность дидактических игр приобщение подрастающего поколения к истокам культуры местности, на которой они проживают, знакомство с бытом и традициями коренного населения.
Реализация регионального компонента средствами дидактической игры, как предпосылки нравственно-патриотического развития воспитанников
Ытык-Кюельского детского сада «Туйаара»
Васильева Наталия Борисовна,
воспитатель
Что бы вы ни предлагали ребенку – это надо делать в форме игры.
Е.И. Тихеева
Концепция /Глоссарий
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей содержания дошкольного образования. Региональный компонент отражает национальное и региональное своеобразие культуры, способствует формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитывает эмоционально - положительное отношение к тем местам, где он родился и живет; развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.
Среди региональных ориентиров, определяющих особенности нормативной базы, Феодосия Васильевна Габышева отметила следующее:
Развитие ребенка как личности, признание прав, суверенности, чести и достоинства каждого, опора на индивидуальное и коллективное культурное прошлое;
Развитие познавательных способностей, любознательности на основе знакомства с близким окружением, социумом, культурой народа;
Развитие системы дошкольного образования как открытого социального института, стимулирующего развитие гражданского общества;
Использование
этнопедагогических
традиций народов Республики Саха (Якутия) и культурного своеобразия как воспитательного потенциала;
Опора на социокультурный статус и потенциал социума по месту проживания («
түɵлбэ
»), продуктивное сотрудничество, коллективное
взаимодействие;
Развитие творчества и импровизации в организации образовательной деятельности.
Гражданственность начинается с нравственно –патриотического развития
По мнению этнопсихолога Оконешниковой А.П., только игра является наиболее эффективным средством приобщения детей дошкольного возраста к культуре и традициям своего народа.
Именно дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего игровая ситуация, а играя он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Творческой группой педагогов нашего детского сада разработаны дидактические игры, которые нацелены на развитие творческих способностей, инициативы воспитанников, формирование у них нравственно – патриотических качеств на основе исторических и культурных особенностей родного края. Наша цель – совершенствование нравственно – патриотического воспитания, привитие детям интереса к истории края и уважительного отношения к Родине. Направленность дидактических игр приобщение подрастающего поколения к истокам культуры местности, на которой они проживают, знакомство с бытом и традициями коренного населения.
Настольная игра «Мин тɵрɵɵбүт кыраайым» предназначена для детей 3-х лет и старше. Игра состоит из игрового поля, на котором изображена природа, животные и растения родного края. Основное значение игры – ознакомление детей с природой родного края. Одновременно игровое поле является эффективным наглядным средством для активизации лексики, составления типовых предложений, развивает связную речь, произвольное внимание детей, воспитывает бережное отношение к природе.
В игре принимают участие 2 – 4 ребенка. Игроки бросают кубик по очереди и продвигают свою фишку вперед по игровому полю на столько кружков, сколько очков выпало на кубике. Если в конце фишка остановилась на кружке другого цвета, игрок поступает следующим образом:
Красный – пропускает следующий ход;
Зеленый – ходит еще раз;
Оранжевый – перемещает фишку по стрелке вперед;
Голубой – перемещает фишку по стрелке назад.
Во время игры воспитатель проводит беседу, задает детям вопросы или задания. Например, если фишка игрока остановилась около какого – нибудь животного, воспитатель просит прочитать стихотворение о нем или показать его движения.
Побеждает тот, кто первым дойдет до финиша (остановится на последнем кружке или пройдет его).
Настольная игра «Мин Ытык - Күɵлүм» предназначена для детей с 3 –х до 7 – ми лет. Игра состоит из игрового поля в виде карты родного села на котором изображены здания, памятники, скверы. Основное значение игры – формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родному селу. Познакомить детей с достопримечательностями родного села, учить ориентироваться в родном селе.
Игра имеет 2 варианта правил:
1 вариант: как у предыдущей игры «Мин тɵрɵɵбүт кыраайым»;
2 вариант: «Где находится?»
Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, что это за памятник и где установлен. За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Победил, тот у кого больше фишек.
Настольная игра «Мин дойдум – Саха сирэ» предназначена для детей с
5-ти лет.
Лото состоит из 10 – ти полей и 60 – ти карточек, поле имеет 6 ячеек. На лицевой стороне фотографии, а на задней чпсти загадки или стихи. Основное значение игры – формировать у детей представления о родной природе, истории и культуры родного края, познакомить с бытом и традициями народа саха.
Ведущий раздает игрокам поле, затем читает стихи или загадывает загадки. Если игрок не знает ответа, то другой участник может ответить вместо него и забрать карточку. Если у игрока закрываются все 6 ячеек, то игра заканчивается, и он становится победителем, и в следующей игре он становится ведущим.
Эту игру можно провести как «Найди лишнее», «Распредели по группам».
Таким образом, дидактические игры, разработанные нашим творческим коллективом эффективны в работе при ознакомлении детей с родным краем, культуры, с бытом и традициями народа саха.
Концептуальное развитие проекта:
Разработка программы по патриотическом воспитанию дошкольников на примере выдающихся личностей – таттинцев для детей дошкольного возраста.
Обоснование развитие:
В программах «От рождения до школы» и «Тосхол» большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, к алой Родине, гордости за их достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Направленность программ на нравственное воспитание поддерживает традиционные ценности. Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Литература:
Андросова Ю.В.
, Александрова
Н.П.
Олонхо
в игровой деятельности детей. – Я.:
Бичик
, 2013. – с. 3.
Габышева
Ф.В. Дошкольное образование в РС(Я): региональный опыт развития// Дошкольное воспитание. – 2010. -
№11. – с. 18.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – с.322 – 323.
Примерная региональная образовательная программа дошкольного образования «
Тосхол
»
Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду - Москва, 1987 г.
Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/сост. А. К. Бондаренко, - М.: Просвещение, 1983.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н. Е.
Вераксы
, и др. М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, от 17.10.2013 г Приказ №1155