Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Реализация юридической ответственности государственных гражданских служащих в Саратовской области. | Земцова Юлия Анатольевна. Работа №205827

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Земцова Юлия Анатольевна
Реализация юридической ответственности государственных гражданских служащих в Саратовской области. 

Анализ реальной ситуации.

Прохождение научно-исследовательской практики с 05.02.2018—15.04.2018 в ГАУ СО «Михайловский психоневрологическом интернате «.В юридическом отделе , в качестве помощника юриста .Принесло немаловажные плоды .Во-первых , было проведено исследование непосредственно связанное со структурой всего интерната , локальные действующие уставы , подробно рассмотрена нормативно-правовая база основываясь на которой осуществляется деятельность всего интерната .Во-вторых моего внимания удостоился некий казус , который повлек возникновение юридической ответственности директора ГАУ СО "МИХАЙЛОВСКого ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКого ИНТЕРНАТа" Сергеева Галина Ивановна (ИНН 644106939640) директор, с 23 августа 2011 . Так как тематикой диссертационного исследования является -юридическая ответственность ГГС, одной из задач прохождения практики являлось составление анализа реальной ситуации непосредственно касаемо частоты возникновения юридической ответственности ГГС, и выявления с помощью метода анкетирования и анализирования данных СМИ лидирующих мотивов совершаемых правонарушений в лице ГГС(на уровне Саратовской области).

Прохождение практики в данном учреждении, не в первые, поэтому характеристика будет дана в кратком обзоре.

Индекс: 413540

Адрес: КАЗАРМЕННАЯ ЗОНА

Юридический адрес: 413540, САРАТОВСКАЯ ОБЛ, МИХАЙЛОВСКИЙ П, ХИМИКОВ УЛ, 16

Эл.почта (e-mail): pni-zato-mich@yandex.ru

Телефон: 8 (84577) 2-34-358 (84577) 2-30-348 (84577) 2-30-388 (84577) 2-30-718 (84577) 2-30-61

Факс: 2-34-36

ИНН: 6418000705

Данное учреждение существует на протяжении 12 лет. Основные виды деятельности осуществ. Непосредственно интернатом: уход и обеспечение круглосуточного проживания, область права, предоставление необходимых медицинских услуг и социальных. Организация спортивной деятельности, организация похорон.

Сергеева Галина Ивановна (ИНН 644106939640) директор, с 23 августа 2011.

Для проведения исследования необходимо уточнить информацию о количестве занятых трудовой деятельности лиц, приравнивается к 500 чел.

Из достоверного источника СМИ «Свободные новости «где от30.03.2017 года выходит материал, с заголовком «Директор Михайловского интерната получила условный срок за растрату», для конкретизации сразу уточним, что на данный момент это действующий директор.

Краткое описание ситуации, повлекшая возникновение юридической ответственности.

Непосредственно в Саратовской области ,в Краснопартизанском районе вынесен приговор действующему директору ГАУ СО ПНИ п.Михайловский Сергеевой Г.И. Приговор вынесен по окончанию судебного заседания -растрата , с неправомерным использованием своего служебного положения .Судом был установлен следующий факт , ранее пожарная служба проверявшая на соответствие учреждение правилам пожарной безопасности наложила штраф на директора ГАУ СО ПНИ п.Михайловский , в размере 6 тысяч рублей .Данный штраф был наложен на Сергееву Галину Ивановну , как на должностное лицо, а это означает , и должен быть уплачен из собственных средств. В свою очередь данный факт директор проигнорирована , и отдала поручение бухгалтеру учреждения подготовить платёжное поручение об погашении административного штрафа , непосредственно из бюджета учреждения , свои денежные средства никоем образом не привлекая ( данные предоставлены пресс-службой региональной прокуратуры).

Итог – погашения штрафа в полном размере , за счёт бюджета учреждения .(необходимая сумма была перечислена ФПС №46).Приговор- 1 год лишения свободы , с идентичным испытательным сроком.1

 

Для понимания ситуации происходящей в рамках учреждения и отношения работающего коллектива в ГАО СО «Михайловский психоневрологического интерната «к уровню коррупции в Саратовской области в целом, было проведено исследование, где методом был выбран -метод анонимного анкетирования, где выборка была ориентирована на руководителей высшего звена., среднего звена, и низшего звена.

Из 100 процентов респондентов, 58 процентов составили представители низшего звена управления, 21 процентов от общего числа составляют представители среднего звена, и оставшиеся 21 процент приходится на число высшего звена управления учреждения. Метод опроса носил анонимный характер. Количество вопросов было минимально, так как это работающий коллектив без отрыва занятые своей трудовой деятельностью.

Вопросы опросника, предлагаемые работающему коллективу.

1.Вы сталкивались с коррупционными проявлениями непосредственно при выполнении своих профессиональных полномочий?

58 процентов ответили на данный вопрос положительно. Оставшиеся 42 процента, первый раз слышат, что такое возможно в рамках данного учреждения.

2.По вашему мнению, коррупционные преступления чаще всего встречаются?

А) В профессиональной деятельности депутатов(чиновники)

Б) В деятельности правоохранительных органов.

В) В системе здравоохранения

Г) В сфере образования

Д) В социальной сфере

На данный вопрос единство мнений не наблюдалось. Мнения разделились поровну, на каждый предлагаемый ответ пришлось по 20 процентов.

 

3.Каковы ваши действия при обнаружении проявления коррупционных правонарушений?

А) игнорирование

Б) поиск обратной связи с надзорными органами.

Все опрашиваемые респонденты дали однозначный ответ А (игнорирование ситуации) не зависимо от представителей управленческого звена, ссылаясь на слабую обратную связь, и на малоэффективную деятельность проверяющих органов.

4)Ваше мнение по поводу выбора метода борьбы с коррупционными преступлениями, совершаемыми ГГС в ходе выполнения своих должностных полномочий?

А) Принятие присяги, с нарушением которой, преступник несет уголовную ответственность.

Б) Вместе с предоставлением данных об имущественном состоянии, предоставления результатов физиогномических и полиграфических результатов (целью является выявления сформировавшихся мотивов будущего коррупционного преступления ).

В) Просветительно-профилактическая беседа, с тематикой о возможных последствиях участия в коррупционных преступлениях.

Логичность ответов наблюдается, при систематизации полученной информации. 30 процентов от общего числа респондентов, считают необходимым проведение просветительно-профилактической беседы, с тематикой о возможных последствиях участия в коррупционных преступлениях .12 процентов склоняются к варианту А (касаемо принятие присяги). Остальные 58 процентов склонятся к предоставлению в открытом доступе информацию физиогномических и полиграфических исследований вместе совокупи с отчётом о имущественном состоянии ГГС.

 

5)Как вы считаете, на ком больше лежит вина за участие в коррупционном преступлении?

А) На представителе органов власти (ГГС)

Б) На заинтересованном физлице.

Г) Поровну.

Все опрашиваемые респонденты были солидарны, и склонились к варианту Г.

7)Принимали ли вы непосредственно участие в коррупционном преступлении?

70 процентов, опрашиваемых ответили, что принимали участие в коррупционном преступлении (речь не идёт о крупных и особо крупных размеров). Оставшиеся 30 процентов дали отрицательный ответ.

Из опроса, очевидно, что остро стоит необходимость в формирование прочной обратной связи, между обществом и надзорными органами, проверяющие деятельность ГГС на соответствие с нормой права (с действующим законодательством РФ, регулирующий данную сферу).

Создание новых моделей, стимулирующих ГГС охранять норму права, а не нарушать (Пилотажный проект будет представлен в 3-й главе диссертационного исследования).

Анализирование ситуации в целом (Саратовская область). Итак, что мы видим из официальных источников СМИ

На данный момент уже бывший следователь МВД по Саратовской области Арсеньтьев А. Обвиняется в злоупотреблении служебном положении, где целью преступления являлось непосредственно получение взятки (мошенничество), сообщает СУСКР. Версия такова : с 23 июля по 17 августа , Арсеньтьев встречался с 36-летним обвиняемым по УКРФ , дело которого непосредственно находилось в ведении Арсеньтьева , в процессе встречи , следователь потребовал от обвиняемого сумму в размере 300 тыс.рублей.

Сумма в размере 100 тыс.рублей должна была быть направленна на прекращение (частичное) уголовного преследования. А оставшаяся часть денег, в размере 200 тыс. на назначения наказания не связанного с лишением свободы. При всем при этом, Арсеньтьев не располагал данными должностными полномочиями никоем образом на ход дела повлиять не мог. (утверждает СУ СКРР). В назначенный день, 29 августа, обвиняемый передал денежную сумму в размере 100 тыс.рублей , и 200 тыс.- муляжами .( о происходящем заведомо были осведомлены сотрудники УФСБ).По факту получения денежных средств , следователь был задержан на месте преступления. В свою очередь следствием собраны все факты, доказывающие совершенное преступление в лице следователя Арсеньтьева (уголовное дело), и переданы в суд. Арсеньтьев обвиняется по следующим статьям УКРФ- ч.1 ст. 285, ч. 3 ст. 290, ч.3 ст. 30, ч. 3 ст. 159.По официальным данным предоставленным пресс-службой МВД по Саратовской области, следователь Арсеньтьев уволен, а его вышестоящее начальство привлечено к дисципл.ответственности.2

В 2017 году прокуратурой непосредственно Саратовской области выявлено порядка 3000 преступлений, совершенных ГГС, преступления с коррупционным мотивом. (Сообщил Павел Гвоздев 9 декабря 2017).

К дисциплинарной ответственности привлечены порядка 1000 ГГС.

Административные взыскания коснулись 121 ГГС.А возбужденных дел по УКРФ свыше 65. Что касаемо проведенных проверок прокуратуры выявлено порядка 430 протестов о незаконные нормативны-правовые акты. По мнению спикера, данному положению дел способствует не идеальность действующего законодательства в данной сфере, именно по этой причине контролирующие органы обязаны с периодичной регулярностью проводить анализ документов (антикоррупционный мотив).

Заместитель начальника эконом.безопастности и борьбе с коррупцией ГУ МВД Бойко В. В своем отчёте повествовал, о том, что было выявлено 345, в этих цифрах непосредственно находит отражение крупный и особо крупный размер, где среднестатистическое значение взятки составляет 1, 08 млн.3

В итоге конкретизируем все полученные информационные данные по Саратовской области.

В период с начала 2017 года до его окончания размер взятки вырос в 5 раз, в сравнение приводим данные 2016 года с 17 ты. до 89 тыс.

 

Ну что же, теперь переходим от частного к общему. Приведя несколько ситуативных \ негативных моментов, которые происходят на уровне субъекта Росийской Федерации (Саратовская область), предоставляется возможным сделать вывод, что что-то в правовом регулирование юридической ответственности ГГС, на начальной стадии не эффективно. Лидирующим мотивом в совершении правонарушения ГГС является факт получение прибыли с непосредственным использованием своего служебного положения, как на уровне субъекта РФ, так и на Федеральном уровне. Для полноценного понимания обстоящих дел в России в целом приведем пример интервью с ген. прокурором России Юрием Чайка.

В день международной борьбы с коррупцией, Юрий Чайка выступил с докладом об уровне коррупции и основных методах борьбы с ней.

На заданный вопрос, касаемо ущерба нанесённых коррупцией, совершаемых непосредственно ГГС, ответил что суммарный ущерб составляет порядка 148 млр.рублей , но уточняя при этом, что благодаря плодотворной работе правоохранительных органов , по добровольному желанию возвращено около 11 млрд.рублей , по изъятию 78.

На вопрос как выглядит реальная коррупционная картина, Юрий Чайка ответил однозначно, что статистические данные не всегда полномасштабно отражают реальность. Латентность свойственна коррупции. С каждым годом уровень растёт. Если в 2014 году количество преступлений совершенных по данной категории преступлений составило порядка 32. с ущербом 12 млр.рублей.А уже в 2017 -24,9.За преступления , порождающие коррупцию за три года осужденно 46 тыс. ГГС..(официальные данные).

Лидирующее место в числе преступников коррупционеров занимают сотрудники правоохранительной системы .Второе место занимают (400) депутаты .Третья позиция приходится на долю должн.лиц .

Что касаемо вопроса об эффективности надзора в данной сфере, то с утверждение Юрий Чайка ответил ,что уровень выявления и раскрытия коррупц.преступлений высок на данный период времени выявлено порядка 3 млн. Преступлений коррупционного характера. Приведена статистика, за 2016 год спец. Подразделениями, чья деятельность направлена непосредственно на борьбу коррупцией , было раскрыто 107 тыс. преступлений( ущерб которых составил порядка 12 млр.рублей), то в 2017 году преступлений выявлено уже 200 тыс. преступлений коррупционного характера.

Одной из основных причин роста количества выявляемых прокурорами нарушений является продолжающееся совершенствование антикоррупционного законодательства, в том числе тенденция к расширению круга лиц, на которых распространяются установленные законом ограничения, обязанности и запреты. Главными же результатами нашей деятельности стало повышение качества борьбы с коррупцией.4

 

В заключении основополагающие выводы . Так как , на уровне субъекта РФ(Саратовская область), выявлено( путём анализ статистических данных, докладов компетентных лиц и. т . д ), что лидирующим основанием возникновения юридической ответственности занимает коррупционный мотив .Лидирующие причины возникновения коррупции :

-Несовершенство законодательства

-Бюрократия, существование которой и есть вина чиновников.

-Бесконтрольная деятельность ГГС(малоэффективный контроль)

-Отсутствие четкого списка обязанностей, возлагаемых на ГГС.

-Массовость чиновников ,в том числе и несоответствующих квалификационным требованиям.

 

Многие авторы теории государства и права считают ещё и причину возникновения коррупции, это эконом. упадок, так сказать бедность населения, неспособность государства обеспечить ГГС достойным уровнем заработной платы, что и является неким толчком к нарушениям и к возникновению юр.ответственности. Полученные сведения в ходе прохождения научно-исследовательской практики , нашли свое отражение в диссертационной работе в Главе 3…Проблемы совершенствования юридической ответственности гражданских служащих.§ 1. Анализ реальной ситуации.

 

 

 

§ 2.Теоретические модели и рекомендации для стабилизации ситуации .

ходе написание диссертационной работы, было выяснено , что на уровне Саратовской области, лидирующее место среди возникновение юр.ответственности ГГС, занимает коррупционное преступление, именно по этому будут разработаны экспериментальные модели по борьбе с коррупцией в Саратовской области.

Во, первых необходимо понимать , что коррупция это не что иное , как разрушающий фактор экономики в целом Коррупция является так же разрушительным фактором всего нового .Как правило, любые инновационные проекты для свой реализации, требуют привлечение денежных средств , зачастую привлечение средств зарубежных инвесторов , но чем выше коррумпированность, тем менее привлекательней выглядит инвестиционный проект. Коррупция негативным образом сказывается на имидже 5публичной власти. Публичные органы теряют самое ценное, доверие населения.

 

Для выведения абсолютно новой модели с экспериментальным характером, учитывался и подробно изучался опыт зарубежных стран в сфере борьбы с коррупционными преступлениями, совершенными непосредственно ГГС.

Отмечаем сильные стороны нижеперечисленных моделей по борьбе с коррупцией :

Скандинавская. Активизация борьбы непосредственно заинтересованного населения с коррупции , в последствии развитие гражданского общества .Особая роль уделяется СМИ, именно оно обязано максимально освещать совершаемые преступления коррупционного характера ,и соответственно меры наказания чиновников.6

Особенно заинтересовала «азиатская» модель, на примере Сингапура и Гонконга. Главным принципом которой являлось отмена презумпции невиновности , теперь данность обязывала каждого чиновника доказывать свою непричастность во взяточничестве при совершении имущественного приобретения. При недоказанности своей причастности в совершении преступления , чиновник лишался свободы сроком до пятнадцати лет. В данной модели особое место уделялось сокращению бюрократических моментов. Что касаемо оплаты труда, то она равнялась средней з/п успешного рабочего частного сектора. Создание НКБК , за решеткой оказались свыше 300-х сот чиновников.

Интересная модель «американская», тем что абсолютно все подвластны уголовной ответственности, вплоть до Президента, правда уже после отстранения.

Интересные модели по борьбе с коррупцией инновационного характера .

1.Индия.В данной стране выпустили купюру , предназначение которой является именно расчёт с вымогателями государственного уровня. Надпись соответствующая, о преследование законом , лиц его преступивших.5 колонна утверждает , что данный метод воспринят обществом позитивно, но умалчивает об эффективности в борьбе.

2.Прага.Тут интереснее, существует туристическое агентство, которое при проведение экскурсий туристам , показывается имущество (недвижимость в частности), которое было нажито не честным путем ГГС.Данная идея поддерживается Правительством.

Как бы, всеобщее презрение- кара , не только местным населением , но туристами.

Но этот метод воздействует, только на моральный облик ГГС, но как правило ГГС совершивший преступление , против государства , не важно хищение или другой вид преступления , уже в процессе совершения преступления потерял какую либо моральную составляющую своей личности.

3.Китай.О жестоких мерах борьбы с коррупционерами в лице ГГС, известно всему миру. Наказание может доходить до смертельной казни. Характерно отрубание рук.Как известно, 2003 год было расстреляно 10000ГГС, 120000были осуждены и понесли наказание в виде лишения свободы сроком до 20 лет. Но уровень коррупции высок .

Данную модель явно носит антидемократический характер.

Но помимо жесточайших мер , существует и позитивный .Бедный слой население, изобразило с помощью рисунков на жилых домах, изуродованные лица ГГс , которые непосредственно являются взяткополучателями, позже данные изображения были зафиксированы и размещены в открытом доступе на сайте Комиссии. Наблюдалось снижение коррупционных преступлений.

Всем известно, что уровень коррупционных преступлений в Пакистане , приравнивается к уровню Коррупционных преступлений в России. Тут ежегодно проводится конкурс на лучший рисунок среди детской возрастной категории, где ребенок должен более глубже отразить ГГС, который совершает преступление Лучший рисунок , печатается на рекламных щитах.

Рассмотрим раннее существующие модели СССР.

1) Модель тоталитаризма .

Под данной моделью понимается пристальный \тоталитарный контроль за ГГС, со стороны государства. Данная модель имела место быть в эпоху правления Сталина.

Существенным недостатком является наличие жесткого противоречия демократии, зачастую нарушение прав и свобод человека.

Плюсом данной модели являлось, зависимость /взаимозависимость уровня ответственности чиновника от уровня его властных полномочий .То есть , чем выше по служебной лестнице располагается ГГС , тем выше уровень ответственности и риск привлечения к уголовной ответственности.

Авторитарная приходилась на время правления Брежнева .Суть в том что, достигая верха карьерной лестницы ГГС овладевает иммунитетом в сфере права. Тут для ГГС, целью является попадание в элиту , для обеспечение собственной безопасности , материальная сторона является второстепенной. Что касаемо Российской модели по борьбе с коррупцией .Данные полученные от Transparency International, РФ находится на 131 месте (2016) год. 7
Что свидетельствует об малоэффективной антикоррупционной политики проводимой непосредственно на территории Р.Ф. Уровень судебных разбирательств в сфере коррупционных преступлений растет , но это не является успешным показателем , а скорее наоборот неудачей в антикоррупционной политики .

Нового изобретать не стоит , а возможность перенять некоторые приёмы по борьбе с коррупционными преступлениями в лице ГГСу зарубежных стран , является необходимой мерой.

Имеется ввиду первым делом на законодательном уровне убрать презумпцию невиновности. Пример данного приёма описан выше (Гонконг).

Дико возмущает момент , который имеет место быть в политической сфере РФ, это то что ГГС совершивший преступление коррупционного характера и пойман на этом, имеет возможность попасть снова на госслужбу.

Возможно эффективным методом будет являться и самосознание населения.

 

Минимизирование денежного оборота в интересующей нас сфере в наличной форме( пример Европа).Ключ к решению по минимизации коррупционных преступлений ,это систематизация зарубежного опыта , применения приёмов по борьбе с коррупцией , которые проявили себя наиболее эффективными.

На данном этапе развития России , коррупция приобретает форму управления Страной.

СССР.В те времена, преступление, совершенное ГГС =измене Родине. Преступник в совю очередь нес наказание в форме смертной казни. Имело место быть и конфискация.

Борьба в мягкой форме в России бесполезна. Под данной формой борьбы понимается ротация , обучение , укрепление моральной стороны личности ГГС и.т.д.

Предложения по введению следующих моделей по борьбе с коррупционными преступления , совершаемыми непосредственно ГГС, на уровне субъекта РФ, а именно рассматриваемой мною Саратовской области.

Стандартные меры по борьбе с коррупцией эффективны, но не на столько на сколько бы хотелось ,Саратовская область находится на 78 месте из 85.Но для того что бы свести к минимуму показатель коррупционных преступлений , необходимы новые решения.

Считаю , что существует острая необходимость систематизировать зарубежный опыт, немало эффективный с добавлением такого инновационного подхода, как принятие присяги при заступлении на должность ГГС, с неизменным текстом , закрепленным на законодательном уровне РФ.

Текст Присяги ГГС.

Я Иванов Иван Петрович, гРФ добровольно приступая к выполнению полномочий ГГС, торжественно принимаю присягу и клянусь:честно следовать законам Конституции РФ, защищать права и свободы и представлять интересы народа государства Российского .

Я клянусь, беспрерывно совершенствовать свои знания в сфере государственной службы , беречь государственное имущество ,быть преданным гражданам РФ и самому Государству .

Я вступив в ряды ГГС клянусь добросовестно выполнять все свои полномочия, связанные с профессиональной деятельностью, а именно защита прав и свобод каждого гражданина Российской Федерации, с пониманием относится к обращениям поступившим от граждан , входящие в рамки моей компетенции .Клянусь беспристрастно выполнять вверенные мне полномочия государством.

Клянусь , не жалея жизни действовать в интересах государства российского и каждого гражданина РФ.

Если же , при выполнении своих профессиональных обязанностей нарушу присягу , в последствии с растратой имущества принадлежащего государству , либо попустительски отнесусь к возникновению конфликта интересов , или же профессиональная деятельность моя будет направлена на улучшение благосостояния иных стран , то пусть меня настигнет наказание в соответствие с действующим законодательством РФ.

Вторым инновационным подходом по борьбе с коррупцией в интересующей области , является создание специализированной тел.программы на местном канале (Саратов 24), которая бы выходила бы в конце каждой недели и освещала все совершаемые за это время преступления/правонарушения в лице ГГС, в том числе и коррупционного характера , которая так же несла бы в своем репортаже пропаганду о необходимости наличия фактора честности при выполнении своих профессиональных полномочий ГГС .Так же освещала бы возможные последствия при совершении ГГС должностного преступления.

Во время трансляции данной передачи , принимать звонки от местного населения и выявлять «очаговые» места преступлений , совершаемые ГГС.И соответственно проводить проверки , соответствующими органами.

Третья модель ,по борьбе с правонарушениями/преступлениями ГГС.

При совершение ГГС ,проступка легкой степени приобщать ГГс к общественно полезным работам .

Укрепление обратной связи.

Наличием обратной связи между государством и его народом очень важный фактор , наличие которого играет большую роль в борьбе с ростом правовых нарушений\преступлений ГГС.

Эффективность обратной связи позволяет понять , насколько в соответствии с действующим законодательством(регулирующую государственную службу) ГГС выполняет свои профессиональные полномочия.

Обратная связь обычно характеризуется двумя формами своего проявления, активной и пассивной .Активная форма обратной связи это прежде всего личная заинтересованность гражданина(инициативность ) своей страны в справедливом и честном выполнении своих полномочий непосредственно ГГС. Пассивная форма обратной связи характеризуется , тем что гражданин не является инициатором возникновения связи с государством , а наоборот государство выступает инициатором возникновения данной связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://fn-volga.ru/news/view/id/63261

http://www.vzsar.ru/news/2017/12/08/sledovatel-gsy-ob.. 

https://sarnovosti.ru/news.php?ID=82176 

МОСКВА, 15 дек — РИА Новости. 

Алешаев Э.А., Морозова Н.В., Савина М.В., Степанов А.А., Степанов И.А. Теневые экономические отношения в реальной экономике (теория и практика). Кол. Монография.- М.: Старая Басманная, 2010.- 164 с.

Наумов А. Коррупция: причины возникновения, влияния и методы борьбы // Мировое и национально хозяйство. – 2009. – №1 (8).[электронный ресурс] –Режим доступа. –URL: http://www.mirec.ru/2009-01/korrupciya-prichiny-vozniknoveniya-vliyaniya... (дата обращения 20.12.2017)

Индекс восприятия коррупции за 2016 год. Трансперенси Интернешнл. [электронный ресурс]. – Режим доступа–[URL]: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/inde...(дата обращения 20.12.2017)

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×