реализация задач познавательного развития дошкольников в условиях преемственности детского сада и школы

Автор: Чудаева Марина Александровна

.«Реализация задач познавательного развития дошкольников в условиях преемственности детского сада и школы.»

 

(Сообщение из опыта работы на РМО воспитателей подготовительных групп Подольского муниципального района)

 

 

Воспитатель МДОУ ЦРР детского сада №36 «Рябинка»

 г. п. Львовский – ЧУДАЕВА М. А. сентябрь январь 2016 год

 

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, на­блюдать.

В. Сухомлинский

     По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве.                Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.

                 “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной  впечатлений.”   В. А. Сухомлинский).

            Дошкольный и младший школьный возраст являются наиболее благоприятными для формирования социальной и познавательно-исследовательской деятельности. Так как современная педагогическая практика опирается на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, то наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности.

             Неразвитость и несформированность познавательной деятельности дошкольника становит­ся главным бедствием в решении про­блемы преемственности дошкольного и начального образования. Более того, мы полагаем, что именно эта причина является главной во всех проблемах школьной неуспешности ребенка на на­чальном этапе образования. А посколь­ку школьная неуспешность на началь­ном этапе, как правило, пролонгируется в среднее (а оттуда - в старшее) звено, мы совершенно закономерно имеем «эффект снежного кома».

          Исходя из актуальности приоритетного направления деятельности детского сада, понимая, какое значение имеет познавательно-исследовательская деятельность в развитии интеллектуальных способностей дошкольников, детей младшего школьного возраста в реализации деятельностного подхода в образовательной деятельности мы разработали перспективный план работы в рамках долгосрочного проекта, целью

которого является  создание комплексной системы,  направленной на развитие познавательной активности детей  через поисково-исследовательскую деятельность.

     В годовом плане  нашего учреждения была поставлена,  одна из основных задач этого учебного года: Совершенствовать работу построения единой содержательной линии в преемственности между детским садом и школой, через познавательно-исследовательскую деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста через проектную деятельность, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение, сохраняющей связь и согласованность всех компонентов воспитательно-образовательной деятельности в рамках вв       едения ФГОС ДО и ФГОС НО.

          Исходя из этого мы определили основные задачи:

·        Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем;

·         Развитие любознательности и познавательной мотивации;

·         Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

·        Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

·        Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

·        Формировать умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Ознакомление с предметным окружением.

Свою работу строим на основе:

1.      Содержания федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и начального образования;

2.      Примерной образовательной программы под ред. Н. Вераксы «От рождения до школы» и программ начального образования.

3.      Программы "Юный эколог" под ред. С.Н.Николаевой

4.     Методических пособий:

5.      Экологическое воспитание дошкольников. Практическое пособие под ред. Л. Н. Прохоровой.

6.      "Экспериментальная деятельность детей старшего возраста. " под ред. Г.Н. Тугушева и А.Е.Чистякова.

7.      "Мир природы и ребенок " Под ред. Л.Н. Маневцовой, П. Г. Саморуковой.

8.      "Экспериментируем " под ред. М.П. Костюченко.

9.      "Детское экспериментирование " под  ред. И.Э. Куликовская, Н. Н. Совгир.

10. "Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду" А. И. Иванова.

11. "Методика экологического воспитания в детском саду» под ред. С. Н. Николаевой.

        Мы заключили договора и утвердили Положение о взаимодействии с образовательными организациями г. п. Львовский – Лицеем №1 и МОУ СОШ №4.  Далее приступили к разработке плана работы по преемственности со школами пос. Львовский, который в дальнейшем был согласован и утвержден администрациями школ и детского сада.  

 На совместном малом педсовете в форме круглого стола мы выработали единые критерии готовности ребенка к школе: это морфофизиологическая зрелость, развитие психических процессов, в особенности воображения как интегральной психологической характеристики, определенный уровень развития эмоционально-волевой сферы и социальной зрелости. Обсудили основные положения наших образовательных программ. 

            На семинаре, посвященном проблеме организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду, выступила учитель начальной Львовской школы №4 – Горстка Мирослава Владимировна, которая познакомила нас с основными задачами, темами и формами работы по предмету «Окружающий мир», из чего мы сделали вывод, что наша тематика очень перекликается и что в начальной школе также достаточно много внимания уделяется исследовательской и  проектной деятельности и поэтому наша задача подготовить детей к это

 Посетили мы также уроки в первом классе у учителя Помориной З.Н., где наглядно увидели, как дети могут применять в практике навыки, полученные в детском саду, какие приемы использует учитель в своей работе: дети отгадывали загадки, проводили звуковой анализ  слова, читали, так же как и в детском саду с детьми проводилась музыкальная  физминутка.

   В нашей группе созданы все необходимые условия для решения задач познавательно-исследовательской деятельности. Работаем мы на основе комплексно-тематического-планирования, разработанного на целый год, в рамках которого органично решаются все поставленные задачи. Активно используется проектная деятельность. Каждая тема начинается с постановки проблемы, например: Что такое родина?  Что мы знаем о своей малой Родине? Что мы еще хотим о ней узнать? Как люди жили раньше? Как изменился наш поселок? ИЛИ: Что будет если человек не будет трудиться?  Как можно узнать о той или иной профессии? Кто нам поможет? А также: - Что такое здоровье? Как надо укреплять здоровье?  Как победить микробов?

      В группе имеется достаточное количество методических пособий и наглядного материала. Имеется картотека опытно-экспериментальной деятельности на весь год. В организации предметной развивающей среды можно выделить следующие развивающие центры:

·        Уголок «Эрудита» (детская библиотека) -  Познавательная литература, наглядный материал для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы,  муляжи, иллюстрации, рисунки, коллекции, макеты, гербарии;

·        Лаборатория «Хочу все знать» Материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и т.д.) Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и т.п.);

·        Уголок  природы, в том числе «Огород на окне» (Наблюдение, выращивание рассады, проведение опытов, экспериментов, исследований, труд в природе);

·        Уголок моделирования – (Условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и т.п.);

·        Центр преобразования и изодеятельности «Цветные ладошки» (Природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и т.п.), клей, изобразительные материалы, глина, тесто (бумажное, соленое) пластилин, проволока);

·        Экологическая  тропа (Наблюдения, проведение опытов, экспериментов,

Накопление экологических знаний и их использование).

       Работу свою строим на основе комплексно-тематического планирования, в которую очень органично вписался долгосрочный проект «Природа – наш друг».  Цель которого: формирование основ экологической культуры у детей, формирование осознанного поведения и бережного отношения к окружающей среде.

В данном проекте предусмотрены разнообразные формы взаимодействия нашего детского сада с начальной школой.

    Первая тема в нашем плане - «Осень разноцветная», направлена на разрешение проблем: За что мы любим осень?  Правда ли что в природе все взаимосвязано? Действительно ли природа есть живая и неживая?

В рамках этого проекта мы начали изучение темы; «Что такое природа», «Что такое лес?» одним из первых мероприятий проведенных в этом году была акция «Посади дерево» по инициативе губернатора А. В. Воробьева", в котором приняли участие дети подготовительной группы, их родители, учащиеся начальной школы. Итогом проектной деятельности была совместная выставка «Осенний букет». Школьники принесли свои букеты к нам в детский сад и любовались нашими поделками.  И развлечение «Осенние узоры», в котором роль Осени исполняла бывшая выпускница.

В рамках следующего проекта: «Я, моя семья, моя малая Родина» - также прослеживается тесная взаимосвязь в работе детского сада и начальной школы.  И наши дети и школьники составляли родословное древо. Представляли мини-проекты «Мой родной поселок, путешествие в прошлое».  В конце октября группа учащихся вместе со своим учителем Помориной З.Н. посетили наш детский сад. Первоклассники с большим желанием путешествовали по детскому саду, вспоминали свои дошкольные годы, рассматривали выставку осенних букетов, и кукол-саше из лекарственных трав, поделки , изготовленные  первоклассниками  из природных материалов. Затем было проведено совместное мероприятие по теме: «Моя малая родина – мой поселок», где наши дети и школьники представили свои проекты по теме: «Я люблю свой родной поселок», рассказали о достопримечательных и любимых местах п. Львовский.

Очень интересно прошел досуг в рамках проекта «Наш друг природа», в процессе которого совместными усилиями детей подготовительной группы, их родителей и учащихся 1-х и 4-х классов создавался коллаж на тему: «Сделаем наш поселок чище и краше». Участники данного мероприятия выдвигали интересные предложения экологического содержания: предлагали разработать современные очистительные сооружения, построить заводы по переработке мусора, заводы, которые не дымят и не загрязняют атмосферу и  очищают воду, создать экомобили, машины очищающие растения, экопылесососборники. И тут же в процессе изобразительной деятельности дети создали коллаж нашего поселка.

    В рамках темы: «Все работы хороши – выбирай на вкус» - наши дети познакомились в том числе и с трудом учителя, в нашей группе есть родители и бабушка – учитель, которые познакомили детей со своей профессией и дети делали мини-проекты о профессиях своих родителей и бабушек и представляли их на совместном с родителями КВН, брали у них интервью, выполняли совместные задания, участвовали в играх.

   В ноябре наши дети побывали в школе №4, прошли по коридорам школы, посидели за партами, приняли участие в праздничном мероприятии в школе «Посвящение в первоклассники». Мы участвовали в конкурсах «Кто быстрее и правильнее соберет портфель», подвижных играх «Самый быстрый», «Считалочка», а также читали поздравительные стихотворения.

Организация совместных интегрированных уроков дошкольников с первоклассниками — выпускниками ЦРР дает возможность детям подготовительной к школе группы посидеть на уроке за партой, поучаствовать на равных в диалоге с учителем и учениками. Дети постепенно привыкают удерживать рабочую позу до конца занятия в саду, лучше ориентируются на партнера по совестной деятельности, начинают действовать в темпе обшей работы. При этом происходит плавное становление у дошкольника позиции ученика.

В конце января учитель Кошелева Нина Петровна посетила занятия в подготовительной группе. Она посетила  занятия по подготовке к обучению грамоте и ФЭМП, на которых были представлены интересные формы работы с дошкольниками с использованием игровых приемов, проблемных ситуаций.  Была дана положительная оценка готовности детей к школе.

Взаимопосещения учебных мероприятий уроков и занятий педагогами дает возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что помогает совершенствовать методы работы с детьми. Это также способствует повышению профессионального мастерства педагогов, установлению сотрудничества учителей и воспитателей, определению единых подходов обучения и воспитания, выбору оптимальных средств развития.

 Интересно прошла также совместная акция «Поможем птицам зимой», где наши дети с помощью родителей, а школьники своими руками изготовили кормушки для птиц и развесили на территории детского сада. В процессе данной акции дети играли в совместные игры, отгадывали загадки, рассказывали о своих кормушках.

В феврале наши дети и школьники с учителем Шукшуевой Татьяной Михайловной принимали совместное участие в проекте «Наш любимый вид спорта». Были представлены семейные мини проекты о любимых видах спорта. Наше сотрудничество по этому направлению завершилось совместным спортивным праздником «Масленица», на котором присутствовала учитель школы № 4 Шукшуева Татьяна Михайловна со своим классом. На празднике присутствовала завуч начального звена лицея № 1 Гордеева Эвелина Вячеславовна.  Участки получили огромное удовольствие от совместных игр и соревнований.

Совместное участие первоклассников и детей подготовительной к школе группы в праздниках, развлечениях, играх-соревнованиях, эстафетах — это хорошее средство профилактики трудностей школьной адаптации. Активное участие в организации принимают специалисты ДОУ музыкальный руководитель, изомастер, инструктор по физической культуре. Нередко партнерами детей в таком общении становятся родители. В подобном игровом общении они получают полезный опыт.

Немного хочу остановиться на организации опытно-экспериментальной деятельности, которая способствует развитию познавательной активности, любознательности, умению опытным путем самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, изучать свойства предметов и веществ, делать выводы.

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию мы начали проводить со 2-й младшей группы. Мы исследовали предметы живой и неживой природы через проведение опытов и экспериментов. Дети с удовольствием обследовали глину и песок, познавая их свойства; плескались в воде, открывая ее тайны и отправляя в плавание кораблики, ловили ветерок, пробовали делать пену; превращали снег в воду, а воду - в льдинки. 
       Наше сотрудничество в реализации проекта «Наш друг – природа» продолжилось и в рамках опытно-экспериментальной деятельности на совместном мероприятии, которое  мы назвали – заседание ученого совета «Знатоки природы», в котором приняли две команды юных ученых исследователей «Росток» и «Солнышко» и экспертный совет во главе с учителем начальной школы №4 – Шукшуевой Т.М. и ее помощников экспертов – Ксении и Ивана.  Эксперты не просто оценивали исследования ученых детей, а и сами рассказали об экологических катастрофах в природе, продемонстрировали опыты с водой и воздухом. Наши дети в процессе исследований  выясняли, что такое природа, какая она бывает – живая и неживая, почему, составляли пищевые цепочки, проводили опыты с использованием графических моделей с воздухом и водой, а также участвовали в дискуссии – человек – друг или враг природы.

Планируем  поучаствовать в совместных мероприятиях ко Дню Победы – конкурс чтения стихотворений и выставка рисунков и мини-проектом на тему: «Пока мы помним – мы живем!». Планируем также наше сотрудничество по работе с отрядом ЮИД школы и нашим отрядом «Зеленый огонек».

Таким образом, используя познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста в тесном сотрудничестве с начальной школой, мы обеспечиваем качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности.             Знакомство детей с различными явлениями служит не только средством накопления впечатлений об окружающем мире, но и выступает как инструмент развития их умственной деятельности, дает возможность

       Свою работу мы строим в тесном сотрудничестве с нами родителями, которые за пять лет нашей совместной работы стали настоящими нашими помощниками и союзниками во всех наших делах и начинаниях.

 В работе с родителями мы используем традиционные мероприятия, как оформление наглядной информации, проведение консультаций, родительских собраний. На родительских собраниях устраиваем практические занятия по разным темам -  знакомим с разными формами и приемами работы с детьми по разным образовательным областям, таким как изодеятельность, ФЭМП познавательное, речевое развитие.

      И в тоже время мы их активно включаем в совместную образовательную деятельность, начиная с младшей группы. Они активные участники всех наших выставок, таких как "Осенние фантазии», "Чудо-дерево", "Выставка елочных игрушек, "Мамины руки - не знают скуки" (2 мл. гр.); "Осень пришла - урожай принесла!", "Наш любимый поселок!", "Животные - наши друзья", "Выставка Новогодних снежинок", "Выставка комнатных растений, которые мы вырастили ", "В мире волшебных материалов", "У мамы - золотые руки!", "Правила дорожные - детям знать положено!» (ср. гр.); "Осенние чудеса в природе", "Наши любимые домашние животные", "Елочка - зеленая иголочка", "Зимние Олимпийские игры ","Мы рисуем небылицы», (ст. гр.);

"Осень разноцветная", "Выставка кукол-саше из лекарственных трав", "Я и моя родословная", "Наши семейные коллекции", "Все работы хороши!", "Выставка Новогоднего талисмана", "Наши папы - защитники отечества!",

"Выставка по произведениям А. С. Пушкина» (подг. гр). Каждый участник выставки по ее окончанию награждается дипломом и является победителем в определенной номинации.

    Хочется назвать и наиболее интересные итоговые совместные мероприятия, которые мы провели вместе с родителями это: "Вместе с папой, вместе с папой, поиграть хотим!", "Осенняя сказка», где родители играли роль по сказке "Репка", ( 2 мл гр.),"Новогодние утренники" с участием родителей в главных ролях ","Осенний праздник"( когда сами родители делали с детьми поделки и пекли пироги для чаепития), "Наша - дружная семья", ( ср гр.); КВН "Животные наши друзья", и "КВН "Вечер юмора",( ст. гр.);  "Акция посади  свое дерево!", "Совместный субботник", "Сделаем наш поселок чище!", "Поможем птицам зимой", "КВН "ВСЕ профессии важны!" "Выращиваем рассаду для нашего сада и участка " (подг. гр.)

   "Осень разноцветная", "Я и моя родословная", "Новогодняя сказка ","Пушкинский бал", "Правила дорожные - детям знать положено" и все вышеперечисленные мероприятия, всегда проходят с участием родителей, где они всегда принимают активное участие, играют роли вместе с детьми. Очень часто итоговое мероприятие заканчивается совместным чаепитием.

       В подобном игровом общении они получают полезный опыт. Для родителей открывается возможность попробовать новые варианты своего поведения в отношениях с ребенком, к которому они, как правило, не обращаются в повседневной жизни

    Для реализации задач преемственности с начальной школой в родительском собрании принимала участие Шукшуева Татьяна Михайловна. Она рассказала о требованиях, предъявляемых к первоклассникам, познакомила с основными задачами работы в подготовительном классе.  Были освещены также вопроса: «Готовность ребёнка к школе – что это?», «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе».

      Результат нашей работы - эффективная организационная деятельность всех служб ДОУ и школы по обеспечению качества подготовки детей к школе. Создание условий реализации нового содержания образования в условиях детского сада и школы.  Достаточно высокий уровень познавательной активности наших детей, что положительно сказывается на качестве их обучения в начальной школе, об этом свидетельствуют отзывы педагогов обеих школ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x