Реализация системно-деятельностного подхода в обучении биологии в условиях внедрения ФГОС

Автор: Егидарова Татьяна Владимировна

 Реализация системно-деятельностного подхода в обучении биологии в условиях внедрения ФГОС

Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то в жизни он всегда будет только подражать, копировать,

так как мало таких, которые бы, научившись копировать,

умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». 

Л.Н. Толстой

В этих словах Льва Николаевича белой нитью проходит парадигма современного образования.

В Законе РФ «Об образовании» сказано: "Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства».

Ежеминутно увеличивается объем информации, которую необходимо перерабатывать. Информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания требуют постоянного обновления. В результате меняются приоритеты  на «рынке жизни». Сегодня конкурентоспособным будет тот, кто может постоянно расти и самосовершенствоваться. Таким образом,  главной задачей образования становится развитие личности, формирование УУД, и поэтому особую важность приобретает системно – деятельный подход в обучении.

Системно – деятельностный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях биологического образования. В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у школьников системного мышления, формирования свободной личности.

В результате, основная наша педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие. Ребенок из пассивного получателя информации должен стать активным участником получения знаний.

В связи с новыми  требованиями  перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Таким образом, системно – деятельностный подход является  активным способом  формирования и  совершенствования знаний учащихся  в области естественных наук, а так же осуществляет процесс обобщения теоретико-практических знаний и умений. Подтверждение этому оптимальная эффективность уроков, обязательным компонентом которых является практическая деятельность учеников.

Любая образовательная система имеет свои корни, свой психолого-педагогический фундамент, свою научную школу. Системно-деятельностный подход ориентируется на отечественную советско-российскую психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Его ученики и последователи – Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич Гальперин, Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич  Давыдов, Александр Григорьевич Асмолов и другие известные ученые, методисты – в течение полувека смогли разработать эту основу, на которой может строиться современная российская школа.

Понятие «системно-деятельностный подход» введено в 1985 году. Такой подход является объединением системного подхода, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной педагогической науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов) и деятельностного, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Ф. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.Н. Ананьев и многие др. исследователи).

Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает категория «деятельности», а деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат. Современные ученые выделяют следующие взаимосвязанные между собой структурные элементы деятельности как системы: мотивация, затруднение, самооценка, самоконтроль, реализация проекта, пробное действие .

Технология системно-деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя этапы, которые представлены на слайде

Таким образом, современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Роль учителя  при таком подходе   заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы  дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской  деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с  проблемами реальной жизни. Учение   не рассматривается как простая  трансляция знаний,  от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество -  совместная работа учителя и учеников,  в ходе овладения знаниями и решения  проблем, в связи с этим меняются задачи педагогической деятельности учителя.

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на выработку универсальных учебных действий, то можно увидеть ряд отличий. (работа по слайду)

Однако нельзя ограничиваться работой в данном направлении только в классно – урочной системе. Большой образовательный потенциал несут и занятия внеурочной деятельностью.

Сегодня количество часов на изучение биологии в 5 и 6 классах образовательных учреждений сокращено до 1 часа в неделю, а окружающий мир так разнообразен и многогранен, поэтому занятия внеурочной деятельность помогут приблизить ребенка к природе, к ее законам. Занятия по внеурочной деятельности имеют более свободные рамки для реализации потенциала обучающегося. В арсенале учителя биологии достаточно много различных учебно-методических комплексов, по которым он может работать. Но каким, же из них воспользоваться в связи с переходом на системно - деятельностный подход в обучении? Другой вопрос, который стоит перед учителем: Как построить урок?

Решение проблемных творческих задач – главный способ изучения предмета. Учащиеся должны разобраться с материалом темы, подготовившись использовать этот текст для поиска ответов на задачи. При этом важнейшие и необходимые для жизни человека знания должны запоминаться не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний.

Таким образом, в соответствии с принципом «минимакса» мы достигнем сочетания курса биологии для всех (сравнительно небольшой объем необходимых всем людям знаний, которые усваиваются при многократном их использовании) и курса биологии для каждого.

Первый этап – постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.

Учитель сообщает проблемный вопрос или ситуацию, которые заключает в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Ученики формулируют проблему или задачу урока, которая записывается на доске и служит ориентиром для дальнейшей деятельности. Далее идет актуализация знаний и пути решения проблемы незнания. Один из возможных вариантов проведения этого этапа может представлен на слайде.

Самый главный момент на данном этапе работы – это помочь спланировать детям их деятельность, которая направлена на получение знаний самостоятельно, а не в готовом виде. 

Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения.

Важную роль на этом этапе играет работа с источниками знаний. После обсуждения версий школьников учитель просит проверить их правильность с помощью учебника. В этом случае появляется мотивация к чтению, ведь текст в учебнике читается для проверки истинности собственных высказываний. На этом этапе учитель направляет деятельность детей, а не дает готовых ответов.

Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний, например, учитель предлагает ученикам ответить на репродуктивные вопросы, помещенные в конце параграфа или может дать выполнить самостоятельно задания из рабочей тетради или на карточке. На слайде представлено задание из рабочей тетради для 6 класса по теме «Условия произрастания и видоизменения корней». Затем учащиеся переходят к индивидуальной или групповой работе для выполнения лабораторных работ или решения задач. В процессе ответов на вопросы и выполнения заданий, ребята, пользуясь текстом, учатся использовать полученные знания для объяснения окружающего их мира. Это и есть главный воспитывающий эффект курса биологии. Ученики должны не столько запоминать новые знания, сколько усваивать способы их применения.

Последний этап урока посвящен подведению итогов работы. Этот этап очень важен и на него уходит много времени. При обсуждении работы надо найти то общее, что является главным содержанием изучаемой темы, а кроме того, поделится особенностями найденного ими способа применения полученных знаний. Также каждый ребенок должен оценить свою деятельность.

 Таким образом, роль учителя на современном уроке с использованием системно - деятельностного подхода огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, применить проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний. Учитель должен принимать мнение каждого ученика, обучая правильным формам выражения мнения, сотрудничества и хорошего психологического климата. Важным ресурсом качественного образования должна быть совместная деятельность, организованная с учётом особенностей внутренних и внешних условий образовательного процесса.

Системно-деятельностный подход является ключевым аспектом в обучении биологии в условиях реализации требований ФГОС не только потому, что является концептуальной основой новых стандартов, а во многом потому, что способствует формированию развитой личности, способной к самостоятельной деятельности, и формированию главного умения – умения учиться.

Таким образом, в настоящее время вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способностей у ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Разнообразные формы деятельности на уроках биологии, в том числе и с использованием информационных технологий, позволяют формировать ученикам личный опыт - опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, природе, жизни, которое необходимо в современном быстро меняющемся мире.

Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик - это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и образовательной системе в целом. При этом, создаются благоприятные условия для решения многочисленных педагогических проблем. Всё это  помогает адаптироваться учителю к современным условиям жизни, то есть педагогу остаться востребованным в современном обществе, а детям стать востребованными конкурентоспособными личностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.       Деятельностно-ориентированный подход к образованию // Управление школой. Газета Изд. Дома «Первое сентября». – 2001. – № 9. – С. 14-15.

2.       Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения // Справочник заместителя директора. – 2011. – №4. – С.13-27.

3.       Мельникова Е.Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе // Образовательная система «Школа 2100». Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования. Сборник материалов. – М., Баласс, 2009. – С. 164-283.

4.       Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя // Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2011. – 156 с. (серия «Стандарты второго поколения»).

5.        Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения»)  [Электронный ресурс] http://mosmetod.ru/files/metod/srednyaya_starshaya/ economica/Фед_ядро.doc

6.        http://минобрнауки РФ/документы/938 // Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x