Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Ребенок в мире сенсорики | Асланкадирова Нина Павловна. Работа №239705

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Асланкадирова Нина Павловна
Значение сенсорного воспитания состоит в том,что оно:является основной для интеллектуальногоразвития,развивает наблюдательность,позитивно влияет на эстетическое чувство,является основой для развития воображения,памяти,внимания и др.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ город КРАСНОДАР

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –ДЕТСКИЙ САД № 46»

 

 

Проект в первой младшей группе по теме: «Ребенок в мире сенсорики».

 

Подготовила: воспитатель

Родионова Наталья Сергеевна

Краснодар

2020 г.

 

 

 

 

 

 

ТЕМА ПРОЕКТА: «Ребенок в мире сенсорики».

УЧАСТНИКИ:

дети 2-3 лет

воспитатели

родители

Актуальность проекта:

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, памяти, внимания и др.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине.

Сенсорное воспитание

, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М.

Щелованов

называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и

многограннее

будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Новизной данного материала является так же сочетание традиционных подходов и использование современных средств обучения: развлечения, логических упражнений, практическими заданиями, заучивание стихов,

потешек

, разгадывание загадок о геометрических фигурах. Обеспеченность практическим

игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, и в семье.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

- развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Определить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

2.Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность.

3.Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2–3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Формировать сенсорные представления детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.

Изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков.

Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

ВИД ПРОЕКТА:

o познавательно-игровой o краткосрочный - 2 недели o групповой.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Дети:

В

результате планомерной, системной работы происходит развитие ребенка. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем в школе. Развитие сенсорной культуры

способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов.

Приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала родителями и воспитателями способствует обогащению предметно – развивающей среды. Развивающие пособия дают возможность в условиях пребывания детей в детском саду самостоятельно и с творческим подходом воспитателя реализовывать задачи сенсорного развития.

Родители

:

Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Диагностический:

изучение литературы;

проведение анкетирования родителей;

проведение диагностики с целью определения уровня сенсорного развития детей

Организационный

Родительское собрание «Участвуем в проекте»

Составление плана работы с детьми

и родителями

Обогащение развивающей среды

Консультации для

родителей

Индивидуальные

беседы с

родителями

Практический

Подбор и изготовление дидактических игр

Подбор и изготовление наглядных пособий

Мастер-класс для родителей «Учимся мастерить и играть»

Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое

сенсорика

и почему ее так важно развивать?», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».

Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей

Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию

Проведение индивидуальной работы с детьми

Обобщающий

Оформление наглядного и дидактического материала

Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию

Создание презентации проекта по сенсорному развитию

Оформление фотовыставки.

План реализации проекта:

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Обогащение предметной среды

НОД:

занятие по сенсорному развитию детей:

«Зайка к нам пришел» (приложение 6)

Наглядная информация: папки-

передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?»,

«Дидактическая

Изготовление развивающих пособий: «Найди пару»

«Игры с пробками»

«Собери бусы»

 

ОО «Художественноэстетическое развитие. Лепка»: «Зёрнышки для петушка»

ОО «Художественноэстетическое развитие. Рисование»: «Лучики

для солнышка»

ОО «Ознакомление с художественной литературой»: Потешка «Петушок, петушок…», стихотворение

А.Барто

«Смотрит солнышко в окошко»

Дидактические игры: «Геометрические фигуры» «Разноцветные шарики»

«Что нам принес

Мишутка» «Большой и маленький» «Отгадай, что в мешочке» «Найди пару»

«Цветные фонарики»

«Что катится» «Мячи большие и маленькие»

«Пообдери по цвету»

«Разложи по форме»

«Разложи по величине»

«Найди свой домик»

«Назови правильно»

« Игры с пробками»

«Собери бусы»

«Открой коробочку»

«Укрась ёлочку

игрушка в жизни ребенка».

(приложение 2) Проведение родительского собрания «Участвуем в проекте Проведение анкетирования родителей. (приложение 3 )

Консультации для родителей:

«Дидактические игры как средство сенсорного развития детей первой младшей группы»

(приложение 4 )

«Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2-

3 лет» (приложение 5)

Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного

развития детей

«Открой коробочку» «Укрась ёлочку шарами»

«Сложи пирамидку» «Собери карандаши в стаканы» «На что похожа фигура?» «Разноцветные шумелки»

«Кто что услышит?»

«Угадай на вкус»

«Чем пахнет?»

«Сюрприз» «Пересыпалочки»

"Озорные ладошки»

«Тонет, не тонет»

«Тактильная коробка»

«Теплый – холодный»

«Маленький секрет»

«Застёжки»

«Закрути ленточку» «Поиграем с прищепками»

«Мягкий конструктор» «Разложи чашки по цветным тарелочкам»

«Сенсорный конструктор» «Сенсорное панно с пуговицами» «Шнуровка»

Создание картотеки «Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей первой младшей группы» (приложение 1)

Оформление фотовыставки

шарами»

«Собери карандаши в стаканы» «На что похожа фигура?» «Разноцветные шумелки»

«Кто что услышит?»

«Угадай на вкус»

«Чем пахнет?»

«Сюрприз» «Пересыпалочки»

"Озорные ладошки»

«Тонет, не тонет»

«Тактильная коробка»

«Теплый – холодный»

«Маленький секрет»

«Застёжки»

«Закрути ленточку» «Поиграем с прищепками»

«Мягкий конструктор» «Разложи чашки по цветным тарелочкам»

«Сенсорный конструктор» «Сенсорное панно с пуговицами»

«Шнуровка» Упражнения:

Нанизывание бусин разного цвета Нанизывание больших и маленьких бусин Складывание пирамидки Складывание четырехместной

матрешки

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Картотека

ДИДАКТИЧЕСКИх ИГР по сенсорному воспитанию детей первой младшей группы

1 блок -Игры для развития зрительного восприятия:

Найди пару

Материал: разноцветные рукавички из ткани.

Цель: упражнять в умении находить рукавички одного цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.

Игры с пробками

Материал:: пробки разного цвета и размера.

Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов , развитие логического мышления. Сознание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия: зрительного осязательного. Развитие наглядногодейственного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Собери бусы

Материал: деревянные бусы разного цвета.

Цели: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Открой коробочку

Материал: разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующего цвета.

Цель: упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.

Усложнения: упражнять в различении формы (круглая коробочка, цвета (красная, жёлтая, синяя, зелёная, чёрная, величины (большая, маленькая) ; в умении соотносить цвет: «Картинки перепутались, положи в свою коробочку! », познакомить с понятиями «один» (одна) – «много».

Взрослый создаёт интерес к игре: «Что в коробочке гремит? Давайте посмотрим! ». Знакомит с формой, с цветом, величиной, с понятиями: одна, много.

Укрась ёлочку шарами

Материал: елочки из картона, круги разных цветов.

Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение.

вариант: используем кружочки двух основных цветов

вариант: используем кружочки четырёх основных цветов

вариант: используем кружочки дополнительных цветов.

Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Ёлочка собралась на праздник. Поможем ей нарядиться. Украсим её шарами». Задаёт вопросы: «Какая это форма? Какого цвета этот кружочек?»

«Сложи пирамидку»

Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ребенок по просьбе воспитателя подбирает нужный цвет колечек. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть цвет колец.

«Собери карандаши в

стаканы»

Материал: цветные карандаши, стаканчики 4-х цветов.

Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов.

На столе перед детьми раскладываются цветные карандаши.

Воспитатель кладёт в каждый стакан по одному карандашу разного цвета, проговаривая свои действия: « В этот стаканчик положу карандаш синего цвета, наберём много одинаковых карандашей». И так повторяется с карандашами всех основных цветов. Побуждая детей проговаривать цвет карандашей.

«На что похожа фигура?»

Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.

Игровой материал: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.

Ход игры: Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).

2 блок - Игры для развития слухового восприятия

Разноцветные шумелки

Материал (бросовый, природный) : пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать для наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны) . Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.

Усложнение: развивать восприятие цвета.

Кто что услышит?

Материал: ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т.д.

Цель: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов.

Ставили перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в барабан, бубен, играла на дудочке и т.д. Предлагали детям отгадать, каким предметом произведен звук.

3 блок - Игры для развития обонятельного восприятия

УГАДАЙ НА ВКУС

Материал: нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек.

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: определить, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что ребенок ест.

Чем пахнет?

Материал: баночки, внутри которых марлевый мешочек с кусочками яблока, лимона, чеснока, зёрнами кофе и другими наполнителями.

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику.

Усложнение: упражнять в назывании цвета.

Взрослый создаёт игровую ситуацию: «На полянке выросли цветы. Давайте их рассмотрим и понюхаем! Чем они пахнут? Какого они цвета? »

4 блок - Игры для развития осязательного восприятия

Сюрприз

Материал: сухой бассейн с крупой, (песком, пробками, мелкие игрушки, геометрические формы: круг, квадрат, треугольник.

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник, развивать мелкую моторику.

вариант: сюрприз – игрушки

вариант: сюрприз – геометрические формы.

Взрослый говорит, что в бассейне что-то спрятано, и предлагает поискать. Когда ребёнок находит сюрприз, взрослый спрашивает: «Что ты нашёл? Что это? Назови! »

Пересыпалочки

Материал: большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюлька, кукла.

Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки. Взрослый создаёт игровую ситуацию: «Кукла пришла с прогулки, она хочет есть!

Давай сварим ей кашу! Насыпай крупу в кастрюльку (в баночку! »

Озорные ладошки

Материал: картонные ладошки с гладкой и шероховатой поверхностью (из наждачной бумаги) разного цвета.

Цель: упражнять в различении характера поверхности «ладошек», в различении цвета.

Взрослый предлагает погладить ладошки, упражняет в различении гладкой и шероховатой поверхности.

Тонет, не тонет

Материал: ёмкости с водой, шарики стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические.

Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Взрослый вместе с ребёнком бросает в воду шарики из разных материалов или другие игрушки. Упражняет в понимании слов: «тонет», «не тонет», «плавает». Усложнение: для игры можно взять тёплую и холодную воду, упражнять в различении этого качества воды.

Тактильная коробка

Материал: сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой. Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д. Цель: все предметы, находящиеся в коробке, дети исследуют руками. Это помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир.

Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке - периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.

Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д.

Теплый – холодный

Материал: необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые (например: утята и рыбки, бегемотики и пингвины, кораблики и дельфины, небольшие мячики-красные и синие, красные и желтые, зеленые и белые и т.п.).

Цель: закрепление понятий «теплый», «холодный».

Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую – холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их опускаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой

5 блок - Игры для развития мелкой моторики и орудийных действий

Маленький секрет

Материал: трубочки четырёх основных цветов; маленькие игрушки или геометрические формы, завёрнутые в лоскуток ткани соответствующего цвета, положенные в трубочку; длинные палочки.

Цель: упражнять детей в орудийных действиях: в умении проталкивать палочкой спрятанный в трубочке свёрток; в умении различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Взрослый заинтересовывает ребёнка: «Интересно, что за секрет спрятался в трубочке? Как достать и посмотреть, что там? » Если ребёнок затрудняется, взрослый показывает способ действия, а затем предлагает ребёнку самостоятельно достать маленький секрет. Спрашивает: «Что это? Какого цвета? Какая это форма? »

Застёжки

Материал: застёжки с пуговками, кнопками, «липучкой»: в виде предметов одежды.

Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

Закрути ленточку

Материал: сенсорный тренажёр «Ленточки»: ленты длинные и короткие, широкие и узкие, четырёх основных цветов.

Цель: познакомить с понятиями: «длинная –короткая», «широкая- узкая» (ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

Усложнение: можно добавить цвета: белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый и другие .

Взрослый показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина, когда движения освоены, можно предложить задание: «Давай закрутим ленточки! Кто быстрее? »

Поиграем с прищепками

Материал: разноцветные прищепки, плоские геометрические фигуры.

Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Взрослый заинтересовывает ребёнка: сделаем солнышко, тучку, ежика и др.

Мягкий конструктор

Материал: Салфетки универсальные, Ножницы, Карандаш, Трафарет геометрических фигур Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки.

Цель: Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представления о геометрических фигурах, формах.

Варианты игры:

«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) .

«Найди пару», «Найди такую же… » - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность. «Что изменилось? » упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.

«Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

«Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Итоги проекта

«Ребенок в мире сенсорики»

1. Сформированные сенсорные представления у детей путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

2. Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.

3. дидактические игры, сделанные своими руками

4. Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них.

5. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×