Ребенок в мире сенсорики | Асланкадирова Нина Павловна. Работа №239705
Автор: Асланкадирова Нина Павловна
Значение сенсорного воспитания состоит в том,что оно:является основной для интеллектуальногоразвития,развивает наблюдательность,позитивно влияет на эстетическое чувство,является основой для развития воображения,памяти,внимания и др.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ город КРАСНОДАР
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –ДЕТСКИЙ САД № 46»
Проект в первой младшей группе по теме: «Ребенок в мире сенсорики».
Подготовила: воспитатель
Родионова Наталья Сергеевна
Краснодар
2020 г.
ТЕМА ПРОЕКТА: «Ребенок в мире сенсорики».
УЧАСТНИКИ:
дети 2-3 лет
воспитатели
родители
Актуальность проекта:
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, памяти, внимания и др.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине.
Сенсорное воспитание
, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М.
Щелованов
называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и
многограннее
будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
Новизной данного материала является так же сочетание традиционных подходов и использование современных средств обучения: развлечения, логических упражнений, практическими заданиями, заучивание стихов,
потешек
, разгадывание загадок о геометрических фигурах. Обеспеченность практическим
игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, и в семье.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Определить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
2.Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность.
3.Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2–3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Формировать сенсорные представления детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
Изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков.
Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
ВИД ПРОЕКТА:
o познавательно-игровой o краткосрочный - 2 недели o групповой.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Дети:
В
результате планомерной, системной работы происходит развитие ребенка. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем в школе. Развитие сенсорной культуры
способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов.
Приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала родителями и воспитателями способствует обогащению предметно – развивающей среды. Развивающие пособия дают возможность в условиях пребывания детей в детском саду самостоятельно и с творческим подходом воспитателя реализовывать задачи сенсорного развития.
Родители
:
Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Диагностический:
изучение литературы;
проведение анкетирования родителей;
проведение диагностики с целью определения уровня сенсорного развития детей
Организационный
Родительское собрание «Участвуем в проекте»
Составление плана работы с детьми
и родителями
Обогащение развивающей среды
Консультации для
родителей
Индивидуальные
беседы с
родителями
Практический
Подбор и изготовление дидактических игр
Подбор и изготовление наглядных пособий
Мастер-класс для родителей «Учимся мастерить и играть»
Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое
сенсорика
и почему ее так важно развивать?», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей
Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию
Проведение индивидуальной работы с детьми
Обобщающий
Оформление наглядного и дидактического материала
Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию
Создание презентации проекта по сенсорному развитию
Оформление фотовыставки.
План реализации проекта:
Мероприятия с детьми
Мероприятия с родителями
Обогащение предметной среды
НОД:
занятие по сенсорному развитию детей:
«Зайка к нам пришел» (приложение 6)
Наглядная информация: папки-
передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?»,
«Дидактическая
Изготовление развивающих пособий: «Найди пару»
«Игры с пробками»
«Собери бусы»
ОО «Художественноэстетическое развитие. Лепка»: «Зёрнышки для петушка»
ОО «Художественноэстетическое развитие. Рисование»: «Лучики
для солнышка»
ОО «Ознакомление с художественной литературой»: Потешка «Петушок, петушок…», стихотворение
А.Барто
«Смотрит солнышко в окошко»
Дидактические игры: «Геометрические фигуры» «Разноцветные шарики»
«Что нам принес
Мишутка» «Большой и маленький» «Отгадай, что в мешочке» «Найди пару»
«Цветные фонарики»
«Что катится» «Мячи большие и маленькие»
«Пообдери по цвету»
«Разложи по форме»
«Разложи по величине»
«Найди свой домик»
«Назови правильно»
« Игры с пробками»
«Собери бусы»
«Открой коробочку»
«Укрась ёлочку
игрушка – в жизни ребенка».
(приложение 2) Проведение родительского собрания «Участвуем в проекте Проведение анкетирования родителей. (приложение 3 )
Консультации для родителей:
«Дидактические игры как средство сенсорного развития детей первой младшей группы»
(приложение 4 )
«Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2-
3 лет» (приложение 5)
Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного
развития детей
«Открой коробочку» «Укрась ёлочку шарами»
«Сложи пирамидку» «Собери карандаши в стаканы» «На что похожа фигура?» «Разноцветные шумелки»
«Кто что услышит?»
«Угадай на вкус»
«Чем пахнет?»
«Сюрприз» «Пересыпалочки»
"Озорные ладошки»
«Тонет, не тонет»
«Тактильная коробка»
«Теплый – холодный»
«Маленький секрет»
«Застёжки»
«Закрути ленточку» «Поиграем с прищепками»
«Мягкий конструктор» «Разложи чашки по цветным тарелочкам»
«Сенсорный конструктор» «Сенсорное панно с пуговицами» «Шнуровка»
Создание картотеки «Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей первой младшей группы» (приложение 1)
Оформление фотовыставки
шарами»
«Собери карандаши в стаканы» «На что похожа фигура?» «Разноцветные шумелки»
«Кто что услышит?»
«Угадай на вкус»
«Чем пахнет?»
«Сюрприз» «Пересыпалочки»
"Озорные ладошки»
«Тонет, не тонет»
«Тактильная коробка»
«Теплый – холодный»
«Маленький секрет»
«Застёжки»
«Закрути ленточку» «Поиграем с прищепками»
«Мягкий конструктор» «Разложи чашки по цветным тарелочкам»
«Сенсорный конструктор» «Сенсорное панно с пуговицами»
«Шнуровка» Упражнения:
Нанизывание бусин разного цвета Нанизывание больших и маленьких бусин Складывание пирамидки Складывание четырехместной
матрешки
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Картотека
ДИДАКТИЧЕСКИх ИГР по сенсорному воспитанию детей первой младшей группы
1 блок -Игры для развития зрительного восприятия:
Найди пару
Материал: разноцветные рукавички из ткани.
Цель: упражнять в умении находить рукавички одного цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.
Игры с пробками
Материал:: пробки разного цвета и размера.
Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов , развитие логического мышления. Сознание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия: зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.
Собери бусы
Материал: деревянные бусы разного цвета.
Цели: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.
Открой коробочку
Материал: разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующего цвета.
Цель: упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.
Усложнения: упражнять в различении формы (круглая коробочка, цвета (красная, жёлтая, синяя, зелёная, чёрная, величины (большая, маленькая) ; в умении соотносить цвет: «Картинки перепутались, положи в свою коробочку! », познакомить с понятиями «один» (одна) – «много».
Взрослый создаёт интерес к игре: «Что в коробочке гремит? Давайте посмотрим! ». Знакомит с формой, с цветом, величиной, с понятиями: одна, много.
Укрась ёлочку шарами
Материал: елочки из картона, круги разных цветов.
Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение.
вариант: используем кружочки двух основных цветов
вариант: используем кружочки четырёх основных цветов
вариант: используем кружочки дополнительных цветов.
Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Ёлочка собралась на праздник. Поможем ей нарядиться. Украсим её шарами». Задаёт вопросы: «Какая это форма? Какого цвета этот кружочек?»
«Сложи пирамидку»
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.
Ребенок по просьбе воспитателя подбирает нужный цвет колечек. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть цвет колец.
«Собери карандаши в
стаканы»
Материал: цветные карандаши, стаканчики 4-х цветов.
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов.
На столе перед детьми раскладываются цветные карандаши.
Воспитатель кладёт в каждый стакан по одному карандашу разного цвета, проговаривая свои действия: « В этот стаканчик положу карандаш синего цвета, наберём много одинаковых карандашей». И так повторяется с карандашами всех основных цветов. Побуждая детей проговаривать цвет карандашей.
«На что похожа фигура?»
Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.
Ход игры: Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).
2 блок - Игры для развития слухового восприятия
Разноцветные шумелки
Материал (бросовый, природный) : пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать для наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны) . Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.
Усложнение: развивать восприятие цвета.
Кто что услышит?
Материал: ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т.д.
Цель: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов.
Ставили перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в барабан, бубен, играла на дудочке и т.д. Предлагали детям отгадать, каким предметом произведен звук.
3 блок - Игры для развития обонятельного восприятия
УГАДАЙ НА ВКУС
Материал: нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек.
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: определить, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что ребенок ест.
Чем пахнет?
Материал: баночки, внутри которых марлевый мешочек с кусочками яблока, лимона, чеснока, зёрнами кофе и другими наполнителями.
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику.
Усложнение: упражнять в назывании цвета.
Взрослый создаёт игровую ситуацию: «На полянке выросли цветы. Давайте их рассмотрим и понюхаем! Чем они пахнут? Какого они цвета? »
4 блок - Игры для развития осязательного восприятия
Сюрприз
Материал: сухой бассейн с крупой, (песком, пробками, мелкие игрушки, геометрические формы: круг, квадрат, треугольник.
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник, развивать мелкую моторику.
вариант: сюрприз – игрушки
вариант: сюрприз – геометрические формы.
Взрослый говорит, что в бассейне что-то спрятано, и предлагает поискать. Когда ребёнок находит сюрприз, взрослый спрашивает: «Что ты нашёл? Что это? Назови! »
Пересыпалочки
Материал: большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюлька, кукла.
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки. Взрослый создаёт игровую ситуацию: «Кукла пришла с прогулки, она хочет есть!
Давай сварим ей кашу! Насыпай крупу в кастрюльку (в баночку! »
Озорные ладошки
Материал: картонные ладошки с гладкой и шероховатой поверхностью (из наждачной бумаги) разного цвета.
Цель: упражнять в различении характера поверхности «ладошек», в различении цвета.
Взрослый предлагает погладить ладошки, упражняет в различении гладкой и шероховатой поверхности.
Тонет, не тонет
Материал: ёмкости с водой, шарики стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические.
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
Взрослый вместе с ребёнком бросает в воду шарики из разных материалов или другие игрушки. Упражняет в понимании слов: «тонет», «не тонет», «плавает». Усложнение: для игры можно взять тёплую и холодную воду, упражнять в различении этого качества воды.
Тактильная коробка
Материал: сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой. Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д. Цель: все предметы, находящиеся в коробке, дети исследуют руками. Это помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир.
Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке - периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.
Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д.
Теплый – холодный
Материал: необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые (например: утята и рыбки, бегемотики и пингвины, кораблики и дельфины, небольшие мячики-красные и синие, красные и желтые, зеленые и белые и т.п.).
Цель: закрепление понятий «теплый», «холодный».
Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую – холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их опускаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой
5 блок - Игры для развития мелкой моторики и орудийных действий
Маленький секрет
Материал: трубочки четырёх основных цветов; маленькие игрушки или геометрические формы, завёрнутые в лоскуток ткани соответствующего цвета, положенные в трубочку; длинные палочки.
Цель: упражнять детей в орудийных действиях: в умении проталкивать палочкой спрятанный в трубочке свёрток; в умении различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
Взрослый заинтересовывает ребёнка: «Интересно, что за секрет спрятался в трубочке? Как достать и посмотреть, что там? » Если ребёнок затрудняется, взрослый показывает способ действия, а затем предлагает ребёнку самостоятельно достать маленький секрет. Спрашивает: «Что это? Какого цвета? Какая это форма? »
Застёжки
Материал: застёжки с пуговками, кнопками, «липучкой»: в виде предметов одежды.
Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
Закрути ленточку
Материал: сенсорный тренажёр «Ленточки»: ленты длинные и короткие, широкие и узкие, четырёх основных цветов.
Цель: познакомить с понятиями: «длинная –короткая», «широкая- узкая» (ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
Усложнение: можно добавить цвета: белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый и другие .
Взрослый показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина, когда движения освоены, можно предложить задание: «Давай закрутим ленточки! Кто быстрее? »
Поиграем с прищепками
Материал: разноцветные прищепки, плоские геометрические фигуры.
Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Взрослый заинтересовывает ребёнка: сделаем солнышко, тучку, ежика и др.
Мягкий конструктор
Материал: Салфетки универсальные, Ножницы, Карандаш, Трафарет геометрических фигур Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки.
Цель: Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представления о геометрических фигурах, формах.
Варианты игры:
«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) .
«Найди пару», «Найди такую же… » - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность. «Что изменилось? » упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.
«Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
«Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».
Итоги проекта
«Ребенок в мире сенсорики»
1. Сформированные сенсорные представления у детей путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
2. Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.
3. дидактические игры, сделанные своими руками
4. Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них.
5. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.