Речевое развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности | Багомедова Саният Багомедовна. Работа №234679
Автор: Багомедова Саният Багомедовна
Речевое развитие детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
Дошкольный возраст - это период, когда ребенок активно усваивает разговорную речь, она становится правильной и разносторонней.
Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально так как в дошкольном возрасте «игра» — это ведущая деятельность. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, это возможно по средствам разнообразных игр, игровых методик, разработанных с учетом интересов детей данного возраста.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.
Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
В своей работе я стараюсь использовать как можно больше дидактических игр, так как они включают решение всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Мы в группе «Веснушки» играем в разные настольно-печатные, дидактические игры, такие, как: «Поиграем в сказку», «Дополни предложение» ( развивает у детей речевую активность, быстроту мышления); «Придумай предложение», «Кто больше заметит небылиц», «Назови первый звук в слове» и т.д.
«В развитии мышления и речи детей, особое место отводится движениям руки. Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи». И. П. Павлова
Для формирования диалогической речи я использую различные виды театра. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Мы играем в сюжетно ролевые игры, так как сюжетно-ролевая игра развивает не только связную речь, а также накапливает знание, развивает мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка, способствует обогащению и активизации словаря детей.
Недавно мы дали задание родителям вместе с ребенком подготовить сообщение о диком животном. Текст из 6-7 предложений, который ребенок должен рассказать всем нам в группе. К тексту нарисовать рисунок, можно вырезать, наклеить (по-желанию). Нужно отметить, что как родители, так и дети отнеслись к заданию со всей серьезностью. Подготовили очень многие сообщения, и мы слушали в группе рассказы детей, хвалили их, аплодировали. В процессе рассказывания ребенок учится составлять описательный рассказ о животном; развивается интерес к миру живой природы; расширяется словарь ребенка.
Работая над развитием речи детей и планируя свою работу, мы не должны забывать главное- развитие языка детей, любви к родному языку- это самое важное приобретение ребенка в дошкольном детстве.