Речевое развитие дошкольников через театрализованную деятельность

Автор: Прахова Елена Анатольевна

 Речевое развитие дошкольников через театрализованную деятельность.

 

     Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.  Являясь важнейшим  средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основой духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Л.С. Выготский пришел к выводу, что «есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций, личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Процесс речевого развития – одна из актуальных и сложнейших проблем современного общества. К сожалению, с одной стороны, сегодня развитию речи уделяется недостаточно внимания,  как родителями, так и педагогами. За последние годы наблюдается тенденция ухудшения речи  детей, и этот вид деятельности вызывает затруднения у педагогов, а неумение организовать постоянное содержательное речевое общение, приводит подчас к недоразвитию речи. С другой стороны, в современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Как правило, дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы, не могут изъяснять свои мысли четко и ясно, стесняются публичных выступлений.

Размышляя над вопросом о повышении уровня развития речи  дошкольников и их эмоционального раскрепощения,  искала самый оптимальный способ решения данной проблемы, и пришла к выводу, что поможет мне в этом театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность?  Именно она одна из самых эффективных способов воздействия на детей дошкольников, в которой  наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения – учить  играя, а  игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

       Театр мощное педагогическое психотерапевтическое средство. Именно в театрализованной деятельности у ребенка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что кроме терапевтического эффекта составляет один из существенных моментов образующих психофизическую готовность к школе.

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

 

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Если игра для ребенка - это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театральная игра - это шаг к искусству, начало художественной деятельности.

Основная форма организации театральных занятий - придумывание сказок, подвижные, пантомимические игры, игры драматизации, игры-забавы, развлечения, воображаемые путешествия.

Театральные занятия строятся как общение детей друг с другом, проводятся как коллективный выход в театр с последующим обсуждением («Театр после театра»). Большое значение имеют игры практической направленности: групповые на простейшее общение без слов; оправдание движения в позе; пантомимические игры; минута всеобщего обожания; «Азбука театра». На занятиях с детьми мы беседуем на темы:(«Театр и его особенности», «Театр - искусство коллективное», «Спектакль - результат коллективного творчества», «О культуре поведения в театре», «О действии как основном выразительном средстве сценического искусства»), коммуникативные тренинги общения, диалоги, этюды, речевые образцы, словесные методы, сочетаясь с наглядными усиливают предметно - игровое воздействие.

        В основу реализации дополнительной образовательной программы положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности, отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, воспитание самостоятельности и уверенности в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.

 С учетом вышеизложенного, в процессе театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

- развивать чуткость к сценическому искусству;

- развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, находчивость, творческое воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с действиями партнера;

- учить создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела;

- развивать ритмические способности и координацию движений;

- учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно);

- развивать навыки действия с воображаемыми предметами;

- учить сочинять этюды по сказкам и импровизировать на темы знакомых сказок, представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени;

- формировать четкую, грамотную диалогическую и монологическую речь, образный строй речи. Пополнять словарный запас: этот раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи, орфоэпией.

          Упражнения и игры должны помочь детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать их речь ярче и образнее.

Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.

Заниматься с детьми специальной профессиональной подготовкой не представляется возможным, поскольку в этом возрасте еще окончательно не сформирован дыхательный и голосовой аппарат, но стремиться к тому, чтобы дети понимали, что речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни, необходимо. Речевые упражнения и игры желательно включать в каждое занятие, объединяя с ритмопластическими и театральными играми. Прежде всего детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков, выдох (упражнения «Игра со свечой» и «Мыльные пузыри»). В дальнейшем в каждом задании тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. В предложенной артикуляционной гимнастике использованы известные упражнения для развития мышц губ, челюсти и языка. Свобода звучания голоса непосредственно связана с мягкой атакой, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Для достижения этого полезны упражнения по типу «стона» — «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики», «Колыбельная», сочетание мягкой атаки с опорой звука тренируется в игре «Дрессированные собачки», «Птичий двор». После решения этих задач больше внимания можно уделить работе . над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи и т.п. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов. Для того чтобы детям было понятно, о чем идет речь, можно предложить такие упражнения, как «Летний день», «В зоопарке», «В лесу». Они тренируют четкое произношение согласных на конце слова и могут сочиняться вместе с детьми. Для тренировки диапазона звучания предлагается игра «Самолет», «Чудо-лесенка». Дети должны понять, что голос похож на музыкальный инструмент и может звучать то низко, то высоко, то постепенно повышаться, то понижаться. Говоря о силе голоса, можно предложить детям игру «Придумай диалог», где героями могут быть Людоед и Кот в сапогах или Слон и Мышка. С разной силой голоса можно читать стихотворения от имени разных сказочных героев.

Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании дошкольников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Образные, интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе Ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно полезно, использовать на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме всего, разучивание стихов развивает память и интеллект...

       Любая деятельность должна иметь конечный результат. Результатом театрализованной деятельности является постановка спектакля. В этом году, на базе детей подготовительных групп был представлен спектакль «Кот, петух и лиса». 

Премьера — это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.

Значение театрализованной деятельности для развития творческого воображения дошкольников, заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задания создать новый образ, сделать это самостоятельно.

Спецификой детского творчества является то, что ребенок активно открывает что то новое для себя, а для окружающих новое в себе.

Спасибо за внимание

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x