Статья Рекомендации для родителей по ознакомлению дошкольников с природой. Автор: Госниц Людмила Николаевна

Автор: Госниц Людмила Николаевна
Статья рекомендована для родителей в помощь при ознакомлении малышей с природой.


Автор: Госниц Людмила Николаевна

Рекомендации для родителей по ознакомлению дошкольников с природой.

Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет.

Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут.

На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,

Соловьи до рассвета поют.

И. Бунин

 

Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей разного возраста. Даже самые маленькие дети умеют замечать красоту природы – видеть разноцветные листья деревьев, яркое солнце, слышать разноголосое пение птиц.

Ознакомление детей с природой в дошкольном возрасте занимает особое место в организации работы во всестороннем развитии ребенка. Реализация педагогом важнейшей задачи экологической направленности является введение ребёнка в мир природы, сформирование реалистических представлений – знаний об её объектах и явлениях, воспитание способности видеть красоту родной природы, бережно относится к ней.

В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание.

Со временем дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении её богатства, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в загрязнении окружающей среды.

Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой, в трудовой, художественной деятельности. Но не всегда ребенок может правильно понять правила поведения в природе, отношение человека к растениям и животным, значение сезонных явлений в природе.

Поэтому, перед педагогами и родителями дошкольников стоит немало важная задача ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное отношение к ней.

Необходимо создать такие условия, при которых ребенок становится субъектом познавательной деятельности, т.е. новые знания, умения, навыки, новые способы действия добываются в процессе поисковой, исследовательской и экспериментальной деятельности. Важно поощрять и поддерживать стремление ребенка самостоятельно думать, чувствовать, пробовать, и тогда многие свои проблемы он постарается решить самостоятельно, получая при этом огромное удовольствие.

Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуют следующие ориентиры по воспитанию экологической культуре:

Расширять представления детей о растениях и животных.

Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания. Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.). Учить узнавать лягушку. Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой. Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).

Учить отличать и называть по внешнему виду:

овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.).

Знакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать-и-мачеха и др.). Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань и др.). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается), песка (сухой — рассыпается, влажный — лепится), снега (холодный, белый, от тепла — тает). Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.

Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.). Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Дать представление о сезонных явлениях в природе:

Осень.

Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края. Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их.

Зима.

Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду). Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.; участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.

Весна.

Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки. Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко — потеплело — появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную. Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.

Лето.

Расширять представления о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах. Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.

Реализуя задачи по экологическому воспитанию необходимо использовать такие методы и приемы как: наблюдение за живой и неживой природой, дидактическая игра, игры с естественным материалом природы (с песком, водой, снегом, камешками), труд, экскурсии, прогулки, чтение художественной литературы.