Рейтинговая система оценки качества знаний

Автор: Иванова Наталья Анатольевна

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

 

Проблеме контроля и достоверной оценке общих и профессиональных компетенций посвящается немало трудов отечественных педагогов. Особое внимание уделяется рейтинговой системе оценки подготовки будущих специалистов. Оценка знаний обучающихся является одним из важнейших элементов профессионального образования. Результаты оценки оказывают большое влияние на мотивацию к обучению студентов, а также на эффективность образовательного процесса. Поэтому необходимо, чтобы оценочный процесс производился профессионально, с учетом накопленных знаний.

Система рейтинговой оценки компетенций является основным инструментом оценки работы обучающихся в процессе учебно-производственной деятельности, а также определения рейтинга выпускника на выходе. Она позволяет реализовывать механизмы обеспечения качества и оценку результатов обучения, активизировать учебную и самостоятельную работу студентов.

Рейтинг – это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия [1;1]. Следовательно, рейтинг обученности – это количественная оценка результатов педагогического воздействия на человека. 

Рейтинг студента – это интегральная оценка в баллах всех видов деятельности обучающегося, являющаяся количественной характеристикой качества учебной работы и уровня подготовки специалистов [3; 11]. Сущность рейтинговой системы состоит в замене традиционного контроля на непрерывно набираемый в период обучения на этапах текущего и промежуточного контроля рейтинг. Рейтинговую систему обычно определяют как накопление всех текущих оценок, получаемых обучающимся в течение года. Безусловно, преподаватель может выбрать любую систему оценки общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС профессионального образования. Рейтинговая система дает наибольший простор для творчества студентов, проявления у них новых идей, раскрытия их научного потенциала и лидерских качеств.

Цель рейтинговой системы состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности обучающихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая оценка результатов в точном соответствии с реальными достижениями обучающихся, система поощрения хорошо успевающих студентов.

Суть рейтинговой системы заключается в следующем:

• За определенные виды работ, выполняемые студентами на протяжении всего семестра, выставляются баллы. Определенное число баллов начисляется за экзамен или дифференцированный зачет. Затем  все эти баллы суммируются, и получается итоговый рейтинговый балл по учебной дисциплине. Этот балл переводится в традиционную систему оценок.

• Итоговая оценка по учебной дисциплине, вносимая в экзаменационную (зачетную) ведомость, отражает не только итоги сдачи экзамена (зачета), но и результаты работы студента в течение всего семестра.

• Для объективной оценки результата работы студента вводится система разнообразных по форме и содержанию контрольных точек, каждая из которых оценивается определенным количеством баллов.

• Итоговый рейтинг по учебной дисциплине представляет собой сумму баллов, полученных студентом за прохождение контрольных точек, включая финальные (зачет, экзамен).

• Своевременное выполнение установленных видов работ. Если  контрольная точка пропущена по неуважительной причине или с первого раза не сдана, то при ее пересдаче, даже если студент отвечал хорошо, часть баллов снимается [3; 10].

Основные этапы рейтинговой системы контроля знаний:

1. весь курс обучения по учебной дисциплине разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен;

2. по окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний обучающихся с оценкой в баллах;

3. в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка.

Обучающиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 90 до 100%, могут быть освобождены от зачетов (экзаменов)  [1; 6].

Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.

Рейтинговая система имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами и методами оценивания: 

- повышается объективность оценки достижения обучающегося в учебе, так как учитывается не только факт сдачи экзамена (зачета), но и активная его работа в течение семестра;

- рейтинговая система позволяет более точно оценивать качество учебы;

- снимается проблема «сессионного стресса»;

- повышаются качество подготовки студентов к учебным занятиям и дисциплина на учебных занятиях;

- растет уровень мотивации к изучению темы, обусловленный духом добросовестного соперничества в группе;

- студент может отслеживать свой рейтинг и планировать свою деятельность так, чтобы в будущем повысить его, выбирать для этого соответствующие формы занятий;

- возрастает компьютерная грамотность студента при отборе интернет – информации.

Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля – значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к занятиям, но с приобретением опыта острота проблемы снижается [1;8].

Внедряя рейтинговую систему контроля общих  и профессиональных компетенций студента необходимо учитывать виды рейтинга: 

1. нормативный – максимально возможная сумма баллов, которую студент может набрать по учебной дисциплине;

2. фактический – баллы, которые студент набирает по результатам текущего, промежуточного и итогового контроля;

3. проходной – минимум баллов, набрав который студент будет считаться аттестованным (более 50% от нормативного рейтинга);

4. пороговый – минимальный фактический рейтинг (50% от нормативного рейтинга), набрав который студент допускается до сдачи зачета/экзамена.

Рассматривая примерную структуру рейтинга по профессиональным дисциплинам, все виды работ, выполняемых студентом, объединяются в группы: теоретическая работа; практическая работа; самостоятельная работа; итоговый (промежуточный) контроль [5;12].

Для определения общего рейтингового балла по  учебной дисциплине профессионального цикла необходимо суммировать все баллы по видам работ студента с учетом дисциплинарной части (явка на занятия, количество опозданий, поведение студента, полнота конспекта) [3; 8].

Результаты рейтинговой оценки деятельности студента могут выглядеть следующим образом [4;4]:

Процент результативности Оценка уровня подготовки

балл (оценка)вербальный аналог

90 – 100% 5 отлично

75 – 89% 4 хорошо

60 – 74% 3 удовлетворительно

менее 60% 2 неудовлетворительно 

Рейтинговая система контроля знаний и умений студента  имеет ряд существенных проблем:

Проблемы Пути их устранения

Существенная потеря баллов в результате болезни Возможность отработки пропусков

Трудоемкость контроля, увеличение документации Внедрить стимулирующие надбавки педагогам

Разработка и внедрение новых форм контроля и дифференцированных заданий Создание персональных сайтов педагогов с размещением заданий и результатов рейтинга

Межличностные конфликты студентов Введение штрафных баллов

Таким образом, технология рейтинговой оценки общих и профессиональных компетенций студента способствует росту позитивных личных качеств студента, созданию творческого настроя и здорового микроклимата в группе, формированию доброжелательных взаимоотношений преподавателя и студента [2;32] . Опыт работы свидетельствует о том, что при соответствующей организации рейтинговая система достаточно эффективна.

 

Литература

1. Витенко Л.С. Балльно-рейтинговая система как основа качественной математической подготовки студентов// Социальная сеть работников образования. URL: http://nsportal.ru/npo-spo/estestvennye-nauki/library/ballno-reytingovaya-sistema-kak-osnova-kachestvennoy-0

2. Павлова В.В. Модульно-рейтинговая система оценки успеваемости и качества знаний студентов в условиях компетентностного подхода// Молодежь и социум.2012. №1

3. Аргунова Т.Г., Пастухова И.П. Рейтинговая система управления образовательным процессом. М., 2006.

4. Склярова Е.Е. Рейтинговая система оценки студентов// Персональный сайт «Экономика и управление». 2013. URL: http://econspecdis/ucoz.ru/index/rejtingovaja_sistema_ocenki_studentov/0-30 

5. Склярова Е.Е., Прибыткова И.Е., Щукина О.А. Рейтинговая система качества освоения дисциплин профессионального цикла студентами экономического профиля // Многомерность социокультурной среды как фактор становления конкурентоспособного специалиста: Что такое балльно-рейтинговая  система? // РГМУ им. И.П.Павлова. URL: http://www.rzgmu.ru/students/balno-rating_system 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x