Результаты работы | Шумарин Сергей Геннадьевич. Работа №233565
Автор: Шумарин Сергей Геннадьевич
Результаты работы за 3 последних года
Представление педагогического опыта. Шумарин Сергей Геннадьевич
«Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь»
(Василий Ключевский).
Очень трудно найти ту профессию, которая приносит радость, удовлетворение. Когда я учился в школе, то никогда не думал, что стану преподавателем!
Но сложилось так, что я сначала проработал 11 лет учителем в школе, потом 4 года директором и вот теперь я уже 4 года преподаватель технических дисциплин в техникуме.
Моя профессия требует постоянного самосовершенствования, повышения профессионализма, тщательной подготовки к каждому занятию, использования инновационных образовательных технологий. Студенты чувствуют, что я стараюсь передать им свои знания и не возвышаюсь над ними, а «веду» их. Поэтому у нас получается полное взаимопонимание, я испытываю гордость и радость за то, что иду по правильному пути. Считаю, что очень важно, чтобы каждый студент получил научную и практическую базу технических знаний, вышел квалифицированным специалистом, востребованным работодателями. Важно, чтобы смог применить свои знания и умения в своей профессиональной деятельности.
В моем представлении педагогическая философия учителя - это ясная, строгая система взглядов на особенности, задачи и цели своей профессии, система методов и приемов обучения детей. Моя педагогическая философия – это все то, что входит в мою профессиональную деятельность. А это мое понимание и отношение к цели, объекту, субъекту и средствам педагогической деятельности. На первое место в моей педагогической деятельности я ставлю цель и определяю ее как всестороннее развитие личности учащихся и, конечно же, самого учителя.
Самым важным принципом взаимодействия со студентами, я считаю принцип сотрудничества: не навязывать подростку единственно верное решение той или иной ситуации, а дать возможность самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним».
Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между преподавателем и студентом. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перепрыгнуть, а более высокая ступенька, на которую тебя подняла сама профессия – взаимное уважение. Мы протягиваем руки друг другу, помогая освоить науку жизни. Поднимаемся по лестнице познания. Внимание – каждому, ждущему – похвала, мыслящему – радость от общего успеха.
Мое педагогическое кредо - личностно-ориентированный подход к обучению студентов.
Главной целью моей педагогической концепции является развитие ценностного, познавательного и коммуникативного потенциала личности каждого учащегося.
Мои педагогические задачи:
Создать у студентов теоретическую и практическую базу для усвоения знаний
Сформировать способности к пониманию социальной значимости своей будущей профессии
Способствовать приобретению теоретических знаний
и практических навыков
организации и проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта
, а так же по безопасности дорожного движения.
Описание педагогического опыта
В современных условиях основной методической проблемой является внедрение в учебный процесс новых стандартов в соответствии с ФГОС. В связи с этим основное требование в учебной деятельности - это реализация компетентностного подхода в подготовке будущих специалистов. Основная задача учебного процесса в новых условиях образования предполагает выделить приоритетные направления методической деятельности:
- реализация программы социального партнерства;
- формирование профессиональной компетентности будущего специалиста через развивающее обучение, самостоятельную деятельность, создание активной обучающей среды;
- использование в учебном процессе современных педагогических и информационных технологий, обеспечивающих качественную реализацию содержания и целей образования.
Мною на занятиях используются традиционные образовательные технологии, предполагающие прямую трансляцию знаний от преподавателя к студенту на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения: лекции, практические занятия; информационно-коммуникационные образовательные технологии, основанные на применении специализированных программных сред и технических средств работы с информацией: Интернет; электронные презентаций, мультимедийные учебные пособий; игровые технологии (ролевая и деловая игры) (организация образовательного процесса, основанная на реконструкции моделей поведения в рамках предложенных сценарных условий).
В целях улучшения успеваемости, оптимизации учебного процесса и т.п., на своих уроках я использую следующие современные образовательные технологии.
Технологии проблемного обучения
– организация образовательного процесса, которая предполагает постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций
для
стимулирование
активной познавательной деятельности студентов.
Практическое занятие в форме практикума – организация учебной работы, направленная на решение комплексной учебно-познавательной задачи, требующей от студента применения как научно-теоретических знаний, так и практических навыков.
Практическое занятие на основе кейс-метода («метод кейсов», «кейс-стади») – обучение в контексте моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия научной, производственной, общественной деятельности. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
С целью повышения у студентов интереса к дисциплинам, к будущей профессии «техник» я стремлюсь на своих занятиях разнообразить организационные формы обучения. Это позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, повысить эффективность процесса обучения.
На уроках представлены все этапы процесса усвоения:
- мотивация усвоения;
- подготовка к восприятию новых компетенций в ходе деловой игры;
- осмысление и формирование мировоззрения;
- закрепление и совершенствование знаний;
- применение знаний, умений и навыков в стандартной и поисковой ситуации;
- анализ достижений и коррекция деятельности.
Игровые технологии
– организация образовательного процесса, основанная на реконструкции моделей поведения в рамках предложенных сценарных условий.
Примеры форм учебных занятий с использованием игровых технологий:
Деловая игра – моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п.
Ролевая игра – имитация или реконструкция моделей ролевого поведения в предложенных сценарных условиях.
В условиях рыночной экономики увеличивается спрос на профессиональных компетентных специалистов. Профессиональная компетентность на сегодняшний день определяется уровнем профессионального образования, индивидуальными способностями человека, его стремлением к непрерывному самообразованию, творческим отношением к делу.
В связи с этим широко реализуются инновационные процессы в содержании и технологиях образования, которые направлены на повышение качества подготовки специалистов в свете современных требований, а именно на развитие профессиональных компетенций. Характерными чертами современных технологий является активизация самостоятельности и творческой деятельности студентов за счёт использования игровых элементов, написания рефератов, курсовых работ, проведения олимпиад.
Систематизация и обобщение знаний в целом по МДК 01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта проводится в форме урока-игры. Это даёт возможность применить разнообразные формы и методы активизации мыслительной деятельности студентов, развивает сообразительность, возможность проявить себя, заинтересовывает студентов работать с большей энергией, отдачей.
Целями занятия являются - систематизация и обобщение полученных знаний, умений, формирование общих и профессиональных компетенций по основным понятиям ПМ 01 ТОРАТ. Для систематизации и обобщения знаний урок проводится в игровой форме в виде урока - игры, что подразумевает работу студентов в малых группах.
3. Технологии проектного обучения – организация образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного решения проблемной задачи или выполнения учебного задания. Проект предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы студентов, направленную на выработку концепции, установление целей и задач, формулировку ожидаемых результатов, определение принципов и методик решения поставленных задач, планирование хода работы, поиск доступных и оптимальных ресурсов, поэтапную реализацию плана работы, презентацию результатов работы, их осмысление и рефлексию.
Основные типы проектов:
Исследовательский проект – структура приближена к формату научного исследования (доказательство актуальности темы, определение научной проблемы, предмета и объекта исследования, целей и задач, методов, источников, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, обозначение новых проблем).
Творческий проект, как правило, не имеет детально проработанной структуры; учебно-познавательная деятельность студентов осуществляется в рамках рамочного задания, подчиняясь логике и интересам участников проекта, жанру конечного результата (газета, фильм, праздник и т.п.).
Информационный проект – учебно-познавательная деятельность с ярко выраженной эвристической направленностью (поиск, отбор и систематизация информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение для презентации более широкой аудитории).
4. Интерактивные технологии – организация образовательного процесса, которая предполагает активное и нелинейное взаимодействие всех участников, достижение на этой основе личностно значимого для них образовательного результата. Наряду со специализированными технологиями такого рода принцип интерактивности прослеживается в большинстве современных образовательных технологий. Интерактивность подразумевает -субъектные отношения в ходе образовательного процесса и, как следствие, формирование саморазвивающейся информационно-ресурсной среды.
5. Информационно-коммуникационные образовательные технологии – организация образовательного процесса, основанная на применении специализированных программных сред и технических средств работы с информацией.
В современном обществе работа техника напрямую связана с использованием специализированных программ и технических средств. Поэтому на занятиях используются инновационные образовательные технологии.
В своей работе я отвожу особое место инновациям в образовательном процессе.
На уроках широко использую цифровые образовательные ресурсы. Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы: Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, собран обучающий видеоматериал из сети интернет для уроков по МДК 01.02 и ПБДД.
Наряду с традиционными формами (устный или письменный опрос по теме), я использую программу «Интерактивная автошкола» для проведения занятий по ПБДД. Её можно применять по мере освоения с обучающимися учебного материала или целиком для проведения итогового контроля. Эта программа позволяет моделировать различные ситуации на дороге и поэтому вызывают у обучающихся неподдельный интерес. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них.
Обучающиеся принимают участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет. Владение компьютером позволяет мне проводить многие уроки, внеклассные занятия с использованием ИКТ.
Применение информационных технологий даёт возможность сделать и обучение, и воспитание более прочными, осознанным, осуществить интеграцию значительных объёмов информации, отследить и направить траекторию изучения материала, осуществляя обратную связь.
Технология дифференцированного обучения
Технология основана на максимальном учете индивидуальных особенностей обучающихся, предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера помощи и степени участия со стороны преподавателя.
Еще К.Д. Ушинский говорил о том, что «если вы хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать: ... зрение, ... голосовой орган, ... слух, ... мускульное чувство руки, ... призовите к участию осязание, обоняние и вкус ... При таком дружном содействии всех этапов в акте усвоения вы победите самую ленивую память».Соответственно стараюсь на занятии поработать с учебником, просмотреть и прослушать видео, провести дискуссию, поработать со стендом или деталью автомобиля.
Результаты работы
Результатом профессиональной деятельности за последние 3 года является положительная динамика качества успеваемости.
При почти 100%-ной успеваемости качество обучения по дисциплине «МДК 01.02» повысилось с 59 % до 70 % , по дисциплине ПБДД с 52% до 58%.
В 2017-2018 учебном году я систематизировал комплект оценочных средств и тестовых материалов, что дало положительную динамику освоения учебных дисциплин.
Мониторинг качества образования
2015-2016 уч. год
2016-2017 уч. год
2017-2018 уч. год
Успевае
мость
Качество
Успевае
мость
Качество
Успевае
мость
Качество
МДК 01.02 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
95,4
58,8
96,7
69,4
98,4
69,8
Правила безопасности дорожного движения
95,7
52
100
36
96
58
Одной из основных характеристик моего педагогического мастерства является качество знаний студентов.
Провожу контроль качества знаний, выполняю анализ результатов этого контроля; с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности студентов на уроках, провожу диагностику обучения и отслеживание его результатов.
Достижения обучающихся.
Внеучебная научно-исследовательская работа студентов, реализуется через участие студентов в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах. Поскольку участие в научной самостоятельной работе является составной частью профессионального образования студента, то одним из показателей успешности будет являться сформированные у него умения и навыки, которые он развивает в результате познавательной деятельности и самообразования.
Процесс профессионально-личностного становления специалиста должен быть направлен на создание условий для саморазвития и самосовершенствования, активизации жизненной позиции, где главным направлением совершенствования содержания и структуры профессионального образования выступает исследовательская деятельность, как необходимая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме.
Последние 3 года обучающиеся ежегодно принимают участие в открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы WorldskillsRussia». Начиная с 9 места в 2016 году студенты дошли до призовых мест в 2018. В компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» заняли 4 место, а в той же компетенции по юниорам заняли 2 место.
Так же ежегодно принимаем участие во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства по специальности 23.02.03 ТОРАТ», где тоже наблюдается положительная динамика. В Региональный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства по специальности 23.02.03 ТОРАТ оба участника отмечены дипломами лауреатов.
Расширение возможности для участия одарённой молодежи в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах, помогли мне выявить одаренных студентов и создать условия для оптимального развития их умений. В тех группах, где есть одаренные студенты, я стал чаще внедрять новые образовательные технологии: метод проектов и кейс-метод.
Личный опыт воспитательного процесса
Особое значение в своей воспитательной деятельности я уделяю формированию высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности – гражданина и патриота России, способной к высококачественной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения; формированию у студентов общих компетентностей, нравственных и духовных ценностей и потребностей.
Современный специалист должен обладать особым «набором» компетенций, связанных с его способностью брать на себя ответственность, участвовать в принятии совместных решений, в развитии демократических институтов общества, быть готовым понимать и принимать различия культур, религий, языков и национальных традиций.
Качество подготовки конкурентоспособного специалиста в современных условиях определяется не столько уровнем его знаний, сколько его интеллектуальным, профессионально-творческим потенциалом.
Современное образование должно давать не только знания, но и формировать личность, способную выжить в ситуации социальной неопределенности, принимать решения и, что немаловажно, нести ответственность за них, вступать в диалог и сотрудничество. Сегодня нужны компетентные, нравственные, предприимчивые, молодые люди, имеющие активную жизненную позицию, лидерские качества, обладающие гибким мышлением, готовые к международному сотрудничеству. Поэтому моя задача – всемерно способствовать их образованию и воспитанию при помощи четко выстроенной системы инновационных педагогических технологий.
В ходе реализации поставленной цели мной был разработан комплекс мероприятий, направленных на формирование личности будущего высококвалифицированного специалиста, способного творчески осуществлять профессиональную деятельность и адаптироваться к условиям современного общества. Выявляя и развивая способности обучающихся к профессиональной деятельности, направляя их интересы на поисково-исследовательскую работу, являясь координатором творческой деятельности обучающихся, успешно подготовил их для участия в конкурсах и олимпиадах различного уровня.