Родители -основные помощники педагога в реализации ФГОС.

Автор: Леонтьева Светлана Павловна

Родители -основные помощники педагога в реализации ФГОС.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей, понимание того, что он должен знать и уметь в данном возрасте. Здесь могут оказать профессиональную помощь педагог дошкольного учреждения. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Минюстом РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (далее ФГОС ДО). . Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада

В нашем дошкольном учреждении педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, основанные на взаимодействии педагогов и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей возможностям педагогов. Заранее планируются противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные , задачи:

1.        Повышение педагогической культуры родителей.

2.        Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

3.        Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Для решения поставленных задач на начало каждого учебного года составляется перспективный план работы с родителями.

Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные   формы взаимодействия с    семьей.

            Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Оформляем с детьми к родительскому собранию памятки, готовим различные подарки. Ребята с большим интересом готовят сюрпризы своим мамам и папам. А родителям приятно получить на собрании подарок от своего ребёнка. Чтобы собрание не казалось монотонным, всегда включаем игры с родителями, викторины, сценки с участием пап или мам.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДО, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставки, написание мини сочинений, конкурсы, экскурсии, оформление стендов и мн. др. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов

Дни открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Мы проводим экскурсии по дошкольному учреждению с посещением группы и показом показать фрагментов  работы дошкольного учреждения (Организованная образовательная деятельность, коллективный труд детей,            прогулки и др.

В каждой группе детского сада педагогами оформляются информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, успехах детей, конкурсах, рекомендации по развитию детей. Там же помещаются фотографии, продукты индивидуального и коллективного детского творчества. С целью оказания родителям своевременной помощи по вопросам воспитания проводим беседы, консультации как индивидуальные, так и групповые. Необходимая информация представлена в уголках для родителей.

Самая популярная и любимая родителями форма работы досуговая - концерты, праздники, развлечения. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители более охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, причины трудностей во взаимоотношениях.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация «Семейного клуба». Это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семьи и способствует формированию активной жизненной позиции, укреплению института семьи, передачи опыта в воспитании детей. В работе этого клуба принимают участие педагоги, различные специалисты ДОУ (медработники, логопед, хореограф, педагоги дополнительного образования), а также родители воспитанник.

На базе нашего ДОУ мы организовали Семейный клуб «Заботливые родители». Так же постоянно осуществляет работу Родительский клуб «Первоклашка»

 Большое значение мы придаем организации выставок семейного творчества. Совместная деятельность не только обогащает семейный круг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах, помогает родителям понять простую истину – каким вырастет их ребенок, зависит от отданного ему времени. При этом речь идет не о количестве а, о качестве этого времени. Бывает так, что час совместной деятельности останется в памяти ребенка навсегда.

Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе и на участке. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.

Одной из интерактивных форм работы с родителями являются разнообразные тематические акции «Моя семья», «Я гербарий соберу, всем ребятам покажу». Основными целями проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям. В ходе реализации этих акций решались задачи семейного воспитания: трудового и патриотического воспитания, физического развития, формирование экологической культуры.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности. Как правило, любой проект включает в себя блок работы  семьей. Мы оформили несколько проектов, которые вызвали большую заинтересованность не только у детей, но и у родителей: «Моя семья», «Животный мир Забайкалья», «Мой город», «Мой край».

Нельзя переоценить возможности использования родителями сайта детского сада. Педагоги делятся педагогическими  идеями общения с детьми, идеями проведения праздников. Логопеды размещают домашние задания, карточки по лексическим темам. Родители могут найти литературные произведения, рекомендованные для чтения и заучивания с детьми. Здесь можно найти примеры совместных дел для взрослых и детей: проекты, выставки, походы, интересные встречи. А также фотографии мероприятий.

 

                         Изложенный выше практический материал, необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка. И если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе, то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x