Родительская конференция "Успешные родители. Счастливые дети." ☼
Автор: Агапитова Розалия Аглямовна
Родительская конференция
"Успешные родители. Счастливые дети."
СЛАЙД № 1.
Добрый вечер, уважаемые неравнодушные любящие родители.
Свое выступление мне хотелось бы начать со стихотворения, которое написал ребёнок:
СЛАЙД № 2. «В семейном кругу»
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Главная мысль ясна…Проблема общения в наш век модернизации, компьютеризации встаёт наиболее остро. Живое, эмоциональное, непосредственное общение в семье отходит на второй план. Родителям приходится много времени тратить на обеспечение материального благополучия своей семьи, дети зачастую предоставлены сами себе, и организуют свой досуг по своему усмотрению, а именно – заняты компьютерными играми, просмотром мультфильмов, сериалов…
СЛАЙД № 3.
«Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся эмоциональных отношений в семье.
В соответствии с новыми требованиями ФГОС, одно из направлений развития ребёнка в ДОУ: социально-личностное. Общение ребёнка затрагивает следующие образовательные области: коммуникация и социализация. О коммуникации хорошо рассказала нам логопед….А я остановлюсь на роли социализации. Итак, что же означает данное определение:
СЛАЙД № 4
«Социализация» - это процесс усвоения ребенком социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит. В процессе социализации формируется личность ребенка, закладываются устойчивые черты характера, жизненные ценности.
СЛАЙД № 5
Социализация ребёнка происходит через: семью (родителей), сверстников и общество, с которым, так или иначе, контактирует ребёнок.
СЛАЙД № 6.
СЕМЬЯ
Т. В. Андреева (отечественный психолог) считает, что «семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут»
СЛАЙД № 7.
В первую очередь, не стоит забывать об этикете общения. Имейте ввиду, что необходимо учить ребёнка благодарить взрослого и сверстника за оказанную помощь и внимание, пользоваться словами «спасибо», «пожалуйста», «извините», «добрый день»; делиться игрушками, чётко и ясно выражать свою просьбу ( то есть ребёнок должен сам попросить о чём-то взрослых или сверстников), обращаться к другим людям по имени. Ребёнок должен уяснить, что можно делать и говорить, а что нельзя. Также необходимо установить чёткие границы дозволенного, определить рамки допустимого и недопустимого поведения.
СЛАЙД № 8.
Хорошо, когда каждый член семьи имеет определённые обязанности по дому, точные и чёткие на каждый день, или в неделю, месяц. У ребёнка появится чувство стабильности. Пусть ребёнок помогает вам вначале на уровне игры, когда обязанность ребёнку нравится, таким образом происходит вовлечение ребёнка в естественную работу по дому, а не по принуждению (уборка игрушек, полив цветов, вытереть пыль, пропылесосить, покормить домашнее животное, совместная стряпня; обязанность, связанны с обществом - сходить в магазин, помочь выбрать покупки…). Помогая родителям, ребёнок ощущает свою значимость, полезность.
Не стоит забывать, конечно, и о походах в гости, а также о приглашении гостей к себе. Это учит навыкам поведения и в качестве хозяина, принимающего гостей, и в качестве гостя.
СЛАЙД № 9.
Доброжелательные эмоциональные отношения в семье – залог взаимопонимания между её членами. Они не должны быть связаны с какой-то корыстью, а должны быть безусловными, они не предмет торга. Однажды маленькая девочка спросила: «Мама, а за что ты меня любишь?» Мама стала перечислять, за что именно: что помогаешь мне по дому, что послушная…Девочка задумалась и сказала: «Да? А я тебя люблю просто так!»
Все мы любим своих детей. Но зачастую не умеем выразить это. Давайте начнём с мелочей: утром вы подходите к ребёнку и независимо от его возраста, тихонько будите его, нежно на него смотрите и ласково с ним говорите. Для ребёнка очень важно такое начало дня. Ведь за стенами дома его ждёт нелёгкая жизнь. Важно, чтобы он ушёл из дома спокойным, с эмоциональным запасом вашей любви. Замечательно, если в семье будет заведён такой ритуал: с улыбкой, глядя в глаза провожать уходящего ребёнка мужа, жену…как можно чаще дотрагивайтесь до ребёнка. Пока дети малы, они ещё тянутся к вам, им ещё нужна ваша ласка, радуйтесь этому и пользуйтесь, так как подросток не залезет к вам на колени и не обнимет. Американский психолог Вирджиния Сатир сделала открытие - для эмоционального благополучия человека, ему необходимы 40 объятий в день. Если ребёнка не гладили, не качали, не носили на руках, не смотрели с любовью и нежностью в его глаза, не научили выражать свои чувства, то нечего и ждать чтобы он отвечал тем же. (Синдром «недощупанного ребёнка»)
СЛАЙД № 10.
Второй момент. Когда исключительно важно проявить свою любовь – это вечером, перед сном. Примите за правило: 5 минут перед сном священное время, та самая паутинка любви, которая тянется от вас к ребёнку и питает его душу. Ребёнок должен уйти в сон спокойным, умиротворённым. Ему необходимо, чтобы с ним просто посидели, погладили, поцеловали, поговорили по душам. Внимательно слушайте ребёнка, всё что он рассказывает для него серьёзно и значительно.
Итак, контакт в глаза, физические прикосновения, умение активно слушать должны быть заложены в человеке с самого раннего возраста.
СЛАЙД № 11.
Как происходит социализация ребёнка через связь с обществом.
Дошкольники начинают отождествлять свое «Я» и отдельно «Общество» где-то к шести годам.
Важно то, как происходит знакомство ребёнка с обществом. Необходимо чтобы ребенок был не только наблюдателем, а непосредственным участником (сам, лично что-то делал). Ребенок должен знать назначение организаций, как себя следует правильно там вести, к кому обратиться за помощью в случае необходимости.
Самое первое учреждение в жизни ребёнка, конечно, больница и те, кто там работают – врачи, медсёстры, санитарки. Происходит знакомство с профессиями - у каждого своя определённая роль, кто, чем занят, какую работу выполняет, за что несёт ответственность.
Как происходит дальнейшее знакомство ребёнка с обществом, через какие организации?
-Магазин (для продажи продуктов питания, одежды и других предметов)
- Детский сад (для чего он нужен, кто там работает)
-Парикмахерская (делают стрижки, причёски)
-Автобус, поезд, самолёт, теплоход, всё, что связано с проездом, передвижением
-Цирк, театр (смотрят представления, спектакли),
- Библиотека (выбирают книги для чтения),
- Планетарий (учреждение, в котором есть телескопы, копия неба с искусственными светилами)
- Каток, стадион (место для спортивных игр)
-Сбербанк (делают денежные вклады, оплачивают коммунальные платежи)
- Почта (отправляет письма, посылки)
- Химчистка (чистят ковры, одежду, подушки)
И другие учреждения.
Ребёнок постепенно научится понимать устройство общества, какое место занимает там он, его родители, бабушки, дедушки и т.д. По какой профессии работают его родители, какую пользу приносят обществу.
Вывод: в этот период важно не только познакомить его с окружающим обществом, но и сделать ребёнка полноправным его членом, участником.
СЛАЙД № 12
Взаимодействие со сверстниками.
Понаблюдайте за тем, как ребёнок ведёт себя в повседневных ситуациях, как он играет с другими, что делает, когда в доме появляются незнакомые люди? В какие игры предпочитает играть, важно, как он озвучивает диалог с игрушками. Что говорит вам о нём воспитатель в садике? Психологами замечено, что дети, имеющие проблемы в общении, боятся смотреть в глаза собеседнику, болезненно реагируют на слова окружающих, часто имеют привычки, как грызение ногтей, непроизвольные подёргивания головой, плечами или другими частями тела, Предпочитают игры в одиночку, выполняют ведомые роли.
Практически у каждого ребёнка в определённые моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. После 2-х лет детей можно водить в кружки или клубы, которые организовываются специально для малышей этого возраста. Это также подготавливает к пребыванию в обществе и совместной деятельности, даёт первичные навыки общения в коллективе. Пока ребёнку не исполнилось 3 года, он не нуждается в сверстниках. В этот период для детей характерны игры «рядом», то есть у детей преобладает предметно-манипулятивная деятельность. Примерно в этом возрасте протекает «кризис 3-х лет» (ключевые слова «Я сам»), который тоже может оказывать негативное влияние на общение. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет.
СЛАЙД № 13.
Модель выпускника ДОУ выглядит следующим образом:
· Ребёнок эмоционально отзывчивый, умеет выражать эмоциональные состояния: радость, грусть, обиду, злость, удивление и др. и умеет «считывать» их с других.
· Принимает других и положительно относится к себе.
· Способен управлять своим поведением. Владеет конструктивными способами общения. Соблюдает общепринятые нормы и правила.
Вывод: накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее успешной адаптации в меняющемся социуме, во взрослой жизни.
Закончить своё выступление мне хотелось бы притчей:
«Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.
-Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?
Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:
-Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и его ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!»
СЛАЙД № 14.
Неся детям добро, любовь, ласку и требуя выполнения определённых норм и правил, мы заложим в них всё то светлое и чистое, с чем они проживут свою дальнейшую жизнь.
Как руководство к действию можно привести слова Веры Семеновны Мухиной: «Дайте детству состояться, дайте детству наиграться, учите детей дошкольников не читать и писать, А ДУМАТЬ, РАССУЖДАТЬ, ГОВОРИТЬ!»
Ребёнок должен быть ребёнком, не торопите его стать взрослым.
Не забирайте у детей детство!
Будьте не рядом с ними, а вместе с ними!
СЛАЙД № 15.
Спасибо за внимание.