Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Родительское собрание «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» | Рагозина Елена Ивановна. Работа №209504

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Рагозина Елена Ивановна
Родительское собрание

Родительское собрание на тему: «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Рагозина Е.И. воспитатель

МБДОУ «Детский сад №6 «Аленушка г.Строитель

Яковлевского городского округа»

Цель собрания:

-Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах развития дошкольников.

-Оказать педагогическую информационную и практическую помощь в развитии умственных способностей дошкольников в условиях семейного воспитания и развития.

-Вооружить родителей результативными приёмами взаимодействия и общения с детьми способствующими умственному развитию детей.

-Установить тесный контакт детского сада и семьи в вопросах воспитания дошкольников.

Материал: Дидактические игры, развивающий материал, наглядные пособия.

Ход собрания:

«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но не опаздывайте, и, помогая, думайте сами».

П. Б. Никитин

-Здравствуйте, Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас в нашем детском саду. Приятно, что Вы выбрали время, чтобы сюда. Значит Вы интересуетесь вопросами воспитания и развития своего ребёнка и стремитесь приобрести знания в этом вопросе.

Эта тема «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. Значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.

«Игра в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» Так характеризовал роль детских игр выдающийся советский педагог А. С. Макаренко.

Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие. С помощью детских игр развиваются внимание, логическое мышление, фантазия, сосредоточенность.

Дети очень любят, когда взрослые играют вместе с ними. И это, в первую очередь, очень шумные и подвижные игры и веселая возня. Эти игры приносят детям много радости и физической тренированности.

В основном сидят у телевизора, компьютера. Детей нужно учить играть. Игра способствует умственному развитию ребенка. Играя, малыш познает окружающий мир людей и предметов, делает свои первые открытия. Игра развивает самостоятельность, организует поведение ребенка, формирует его волевые качества.

Игра - это своего рода мир идей.

Логическое мышление – это залог успеха в жизни. В учебе, на работе и повседневной жизни мы используем очень часто логику. Ее развитие помогает нам и в творческих занятиях. Ведь именно логические мысли помогают нам выстраивать четкую картину происходящего, понимать и адекватно оценивать вещи и явления. Все научные открытия были сделаны благодаря логическому и творческому мышлению их создателей.

Следует сказать, что логика – это рассуждение. В частности, логическое мышление – способность рассуждать. А как развить логическое, мышление, что для этого нужно? Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Именно игры способны увлечь ребенка и добиться желаемого эффекта. Занятия на развитие логики принесут свои неоценимые плоды в школе. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, вследствие чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом.

Ежедневно занимаясь с ребенком и развивая ему логику, вы заложите прочный фундамент для дальнейшего обучения в школе. Главное, о чем необходимо помнить: ни в коем случае не стоит перегружать его знаниями, учите – играя! Лишь в этом случае ваши усилия принесут ощутимый результат.

Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть, причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной  ситуацией.

-В детском саду дети играют в разные игры.

Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например: лото - для развития словаря и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления. (рассказать о дидактических играх, которые имеются в группе).

Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.

Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;

Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.

Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

- Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки? Музыкальные игрушки способствуют развитию речевого дыхания, слуха.

Театральные игрушки - куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.

В нашей группе находится много разнообразных игр и пособий, которые доступны детям и помогают развитию и воспитанию малышей (представление выставки игр).

-А сейчас Вашему вниманию будет представлено слайд-шоу «Как мы играем».

Практическая часть с родителями.

1.Логические блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей, которые созданы Золтаном Дьенешом, всемирно - известным венгерским профессором, математиком, специалистом по психологии. Набор состоит из 48 объемных геометрических фигур, которые различаются по цвету (3), форме (4), размеру (2), толщине (2). Отличительной особенностью набора является то, что в нем нельзя обнаружить блоки, одинаковые по всем четырем свойствам. Для блоков разработаны специальные обозначения, определяющие свойства. Эти блоки способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать свои ответы, быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Сегодня при нашем общении я предлагаю следовать древней китайской пословице:

«Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю». Как играть?

Игра «Какая фигура спряталась?» Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Игра «Достань фигуру» Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

Игра «Расскажи про фигуру». Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

Игра «Какая фигура лишняя?» Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

Игра «Собери бусы»

Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный. (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.

Игра «Выложи правильно»

Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

Игра «Найди клад»

Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

Игра «Найди фигуру»

Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

Игра «Разложи правильно»

Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.

Палочки Кюйзенера.

Созданы бельгийским учителем начальной школы Джоржом Кюизенером (1891 – 1976г.). Это универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Это счётные палочки, которые являются многофункциональным математическим пособием. При помощи них «через руки» можно формировать у ребёнка понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между» и многое другое.

Эти палочки представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. Каждая палочка своим цветом и длиной «показывает» определенное число. В наборе разные по цвету палочки представлены в разном количестве. С помощью Палочек Кюизенера ребенок овладевает приемами сравнения. Сравнивать предметы можно на глаз. Дети первоначально прибегают к этому простому, но не всегда результативному приему. Более эффективными являются приемы непосредственного сравнения (наложения, приложения, соединение линиями) и сравнения с помощью предмета посредника.

Займёмся изготовлением «цветных чисел». Начнём с единицы. Это будет эталон измерения. Единица – квадрат белого цвета со стороной 1 см. Теперь приступаем к нахождению числа два. Это прямоугольник розового цвета размером 2 см. Продолжаем отмерять и находить последующие полоски. Полоска «три» будет голубого цвета, четыре – красного, пять – жёлтого. Число шесть – фиолетового цвета, семь – чёрного, восемь – бордового, девять – синего. И, наконец, десять – оранжевого цвета. Цветные числа готовы.

Из этих палочек можно выкладывать интересные картинки, опираясь на цвет палочек.

Игры и занятия с палочками Кюйзенера

1. Назвать цвет самой короткой и самой длинной палочки (белая -1, оранжевая -10).

2. Собрать палочки одного цвета, построить из них домик.

3. Выставить палочки по возрастанию – от самой короткой дл самой длинной и наоборот. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюйзенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

4. Угадай-ка. Выставить палочки в ряд. Ребенок загадывает одну палочку. Вы задаете вопросы: эта палочка короче красной? Она длиннее желтой? Методом исключения можно догадаться, о какой палочке идет речь.

5.Вы называете число, ребенок находит палочку.

6.Выложите две дорожки, желтую и красную - какая дорожка длиннее? короче?

7. Составляйте из палочек геометрические фигуры.

8. Выложите несколько счетных палочек Кюизенера, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

Игра «Выложи по картинке»

Сейчас у нас какое время года?

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет. (весна).

Выкладывание подснежника и скворечника.

Из-под снега расцветает,

 

Раньше всех

 

Весну встречает

(подснежник).

Новоселье у скворца

 

Он ликует без конца.

 

Чтоб у нас жил пересмешник,

 

Смастерили мы …(скворечник)

Игра «Послушай бубен и покажи число» (слуховое восприятие)

Каждый ребенок (по очереди) должен показать палочку, которая обозначает такое число, сколько ударов в бубен он услышит.

Состав числа 5

Достаньте палочку, которая обозначает число 5.

-Какого цвета эта палочка? (Жёлтая).

-А сейчас достаньте столько белых палочек, чтобы они все разместились на жёлтой.

-Сколько белых палочек лежит на жёлтой палочке? (5 белых палочек).

-Да, правильно. В числе 55 единиц. Давайте назовем их: (1,1,1,1 и 1).

Педагогическое значение игры "Танграм"

Танграм  - очень древняя  игра – головоломка. Она появилась в Китае более 4000 лет назад. Способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.

В результате упражнений и заданий к этой игре ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель.

Игра Танграм - игра головоломка для детей, которая состоит в решение различных задач с магическим квадратом. “Танграм” часто называют “головоломкой из картона” или “геометрическим конструктором”. Это одна из несложных головоломок, которая под силу ребенку дошкольного возраста.

Танграм способен заинтересовать не только детей, у которых эта увлекательнейшая игра развивает мышление и воображение, но и серьезных

взрослых ученых. Одним из величайших энтузиастов танграма считается писатель и математик Льюис Кэролл, в библиотеке которого была книга с

323 задачами для этой головоломки.

Игра очень проста в изготовлении. Квадрат 8х8 см из картона, пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их друг к другу, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.

Суть игры - собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики. Всего насчитывают более 7 000 различных комбинаций. Самые распространенные из них - фигуры животных и человека.

Кубики «Сложи узор» Никитина способствуют развитию у ребенка внимания, памяти, мышления, творческого воображения, графических навыков и навыков самоконтроля. Изображение в натуральную величину кубиков с прорисованными границами кубиков. Усложнение – нет прорисованных границ кубиков, переход к уменьшенным схемам, решение головоломок. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков, все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4-цвета. Это позволяет создавать узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. Дети сначала учатся по узорам - заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье - придумывать новые узоры из кубиков. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне. Кубики Никитина способствуют формированию и развитию восприятия, пространственного мышления, наблюдательности, развития тактильных ощущений, зрительному контролю ребенка за выполнением своих действий. На первом этапе дети осваивали простейшие задания: Например, при знакомстве с кубиками "Сложи узор" нужно обратить внимание на то, что грани кубика окрашены в разные цвета. Ребёнок так же должен усвоить, что все 16 кубиков абсолютно идентичны. После того, как знакомство с кубиками состоялось, нужно показать детям, что из кубиков можно выкладывать очень интересные узоры - картинки.

Родителям вручается памятка «Основные правила воспитания и обучения детей в игре»

Правило первое:

Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из неё трудные правила, выполнить какие нелегко.

Правило второе:

Игра требует чувства меры и осторожности. Дети имеют склонности к азарту и чрезмерному увлечению отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной и унижать достоинства тех, кто играет. Иногда дети придумывают клички, оценки за поражение в игре.

Правило третье:

Не будьте «занудами». Ваше внедрение в мир детской игры – внедрение туда новых, развивающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дёргайте ребёнка, даже если у вас появилось свободное время: «Давай-ка займёмся…» Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.

Правило четвёртое:

Не ждите от ребёнка быстрых и замечательных результатов. Может случиться так, что вы вообще их не дождётесь! Не торопите ребёнка, не проявляйте своё нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребёнком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры и затеи.

Правило пятое:

Поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазёры и выдумщики. Они смело приносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьёзное и нельзя превращать её в уступку ребёнку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось».

Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Пожалуйста, ответьте на вопросы нашей анкеты

1. Как Вы считаете, какова основная цель развития элементарных математических представлений детей в детском саду:

а) научить детей считать, решать задачи, выучить цифры;

б) научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;

в) подготовить детей к обучению в школе;

г) развивать у детей психические функции мышления, внимания памяти, так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.

2. Какую оценку Вы даете уровню развития математических представлений своего ребенка? Чему он научился за прошедший год?

______________________________________________________________

3. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития мышления детей?

_______________________________________________________________

4. Часто ли ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к математике? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес?

______________________________________________________________

5. Как Вы считаете, получает ли ваш ребенок в детском саду достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе? ________________________________________________________

6. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме математического развития вашего ребенка? __________________________

_______________________________________________________________

Большое спасибо!

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×