Роль библиотеки в развитии информационной культуры школьников через проведение библиотечных уроков | Савончик Вера Александровна. Работа №209447
Автор: Савончик Вера Александровна
В настоящее время каждый человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и сделать ее полезной.
Одной из ведущей задач школьной библиотеки является формирование у учащихся навыков независимого библиотечного пользователя, формирование информационной культуры, культуры чтения, куда входит:
- Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней;
- Владение навыками самостоятельного выбора книг;
- Знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний, полученных учащимися на уроках.
РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В РАЗВИТИИ
ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ ПРОВЕДЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ УРОКОВ
Автор: педагог-библиотекарь
МБСО школы № 23 г. Орла.
Савончик В.А.,
первая квалификационная категория
В настоящее время каждый человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и сделать ее полезной.
Одной из ведущей задач школьной библиотеки является формирование у учащихся навыков независимого библиотечного пользователя, формирование информационной культуры, культуры чтения, куда входит:
- Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней;
- Владение навыками самостоятельного выбора книг;
- Знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний, полученных учащимися на уроках.
Учащиеся, становясь самостоятельными и уверенными в поиске знаний, могут добиться большего и в школе, и во взрослой жизни. А научить самостоятельно добывать информацию, самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития по мере взросления: от первоклассника до выпускника.
Различные сложности, возникающие с переходом на ФГОС, а также в связи с требованиями, предъявляемыми к личности в современном информационном обществе, в становлении таких личных качеств, как компетентность, способность к самовоспитанию и самообразованию – не смогут быть преодолены, если не будут сформированы и развиты базовые умения по основам библиографической грамотности. А информационная грамотность предполагает способность к самостоятельному поиску необходимых источников и эффективному использованию фондов библиотек.
Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии по библиотеке и, конечно, библиотечные уроки.
Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося. При проведении библиотечных уроков должны соблюдаться определенные требования:
- принцип системного подхода;
- принцип преемственности;
- последовательное усложнение при подаче материала уроков;
- ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся и на реальные потребности школы.
Формы проведения библиотечных уроков разнообразны. Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением. Также актуальны такие активные формы занятий, как викторины, библиографические игры, конкурсы, литературные путешествия. Темы занятий строятся с учетом возрастных особенностей учащихся, где повторяются отдельные темы, и эта повторяемость оправдана усложнением материала, т.е. объем материала меняется в динамике от простого к сложному, от краткого к подробному.
Цель библиотечных занятий – сформировать и развить базовые умения и навыки по основам библиотечно-библиографической грамотности.
К таковым умениям и навыкам относятся:
- знание различных источников информации;
- умение правильно формулировать свои вопросы и запросы;
- умение самостоятельного поиска нужной им информации в различных источниках;
- умение правильно применить найденную информацию.
Формирование информационной культуры учащихся у нас начинается с простейших бесед о книге и ее структуре, словарях, энциклопедиях и справочниках, о периодических изданиях для детей, о библиотеке и ее возможностях.
Мною разработан ряд библиотечных уроков, которые являются необходимым минимумом в получении знаний о библиотеке, о книге и культуре чтения.
Основы культурного, вдумчивого чтения закладываются, естественно, в начальных классах. Специфика работы педагога-библиотекаря такова, что через библиотеку проходят все маленькие читатели. И задача библиотекаря, тем более, педагога-библиотекаря, заключается в том, чтобы сделать чтение интересной и желанной деятельностью, обеспечить эффективное восприятие и осознание прочитанного.
Благодаря регулярному посещению учащимися библиотеки, активной и совместной работе по пропаганде книги учителей, воспитателей и библиотекаря у нас высокие показатели посещаемости и читаемости.
Школа стремится создать комфортную среду для наших воспитанников. Улучшается и материальная база библиотеки. Компьютерная технология очень помогает в работе библиотеки. Теперь в качестве наглядности я могу использовать в своей работе слайды, печатные тексты, которые помогают раскрыть перед школьниками премудрости пользования библиотекой.
В дальнейшие планы библиотеки входит задача улучшения информационного обслуживания читателей, в том числе педагогов. Для удовлетворения профессиональных запросов учителей планируется создание тематических видеороликов рекламы книжных новинок и популярных изданий. Школьная библиотека – особая среда для обучения и получения знаний, поэтому она должна превратиться в информационный центр школы.
Список использованной литературы:
Библиотека «Первое сентября», номера 2012-2014г.
Багаева М.А. Информационные компетенции младших школьников. Волгоград, 2011г.
Егорова А.А. Годовой круг в школьной библиотеке, Волгоград, 2012г.
Егорова А.А. Диалоги о культуре: беседы, «круглые столы», пресс-конференции, Волгоград, 2013г.
Журнал «Школьная библиотека, номера 2002-2012г.
Цымбалюк Т.Р. Творческий опыт работы с книгой. Библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия. Волгоград, 2012г.