Роль декоративно-прикладного искусства в предшкольной подготовке. ☼
Автор: Васильченко Таиса Ивановна
Роль декоративно-прикладного искусства в предшкольной подготовке.
Проблема развития руки ребенка существовала всегда. Родителям хочется, чтобы ребенок, придя впервые в школу, начал старательно, аккуратно, ровно писать буквы, цифры, красиво рисовал. Для учителей также очень важным является умение детей достаточно легко работать с карандашом, ручкой, хорошо ориентироваться на листе школьной тетради. В детском саду не ставится задача научить детей писать буквы, но подготовить руку ребенка к письму – важная цель. Анализируя диагностические материалы по оценке уровня изобразительных навыков, мы пришли к выводу, что дети, особенно среднего и старшего дошкольного возраста, имеют недостаточные способности в изображении разных форм предметов, не умеют ограничивать движения руки при закрашивании карандашом, кистью, часто не ориентируются на листе бумаги. Если вовремя не обратить должного внимания на эти проблемы, ребенку в дальнейшем при обучении в школе может показаться большой сложностью выполнение элементов букв, ориентировка на строке, листе тетради. В условиях нашего детского сада проводится много интересных занятий, где происходит развитие мелкой моторики руки: конструирование, плетение, ниткопись, лепка, аппликация, рисование. Но особое предпочтение в подготовке руки ребенка к письму мы отдаем декоративному рисованию и лепке. И, прежде всего потому, что овладение необходимыми в декоративно-прикладном творчестве техническими приемами способствует развитию двигательных ощущений и мелкой моторики. Ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие элементы росписи – точки, прямые и волнистые линии, завитки, ритмично размещать их на ограниченной основе; лепить мелкие декоративные детали (налепы), помещать их на основу, не искажая формы. Таким образом, развивается работа кончиков пальцев, появляется уверенность в работе руки и более тонкое взаимодействие с карандашом, кистью. Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством проходит в эстетически подготовленной обстановке. В нашем детском саду есть изостудия и комната русского быта, оформление которых помогает более живо воспринимать яркую народную игрушку, ее самобытность, колорит и на простом и доступном материале приобщать ребенка к истокам народного искусства. Издавна традицией любого народа является уважение к Человеку, обладающего рукоделием – умением создавать своими руками не только нужные, полезные предметы, но и красивые вещи. Поэтому очень важно дать детям необходимые представления о промыслах родного края, о людях-мастерах, воспитывать желание заниматься декоративной росписью и лепкой для того, чтобы сохранить историю и традиции народных промыслов. Какие же задачи мы ставим перед собой? Прежде всего, задачи нравственного воспитания, а именно: - приобщение детей к декоративно-прикладному искусству русского народа, к истокам народной культуры, национального быта, воспитывать уважение к труду народных мастеров-умельцев; гордость за свою страну, бережное отношение к вещам, созданным человеком. - развитие и укрепление мелкой мускулатуры руки ребенка, чувство цвета, композиции. Данная задача решается в течение всего обучения приемам декоративного творчества, так как дошкольники осваивают рисование безотрывными линиями, рисование круговым движением, рисование легкими мазками и концом кисточки, учатся пластично передавать движения в лепке, декорировать мелкими деталями вылепленные фигуры, изящно, тонко наносить элементы росписи на глиняное изделие. В процессе этой деятельности у ребенка развивается не только мелкая моторика, но и совершенствуется зрительно-двигательная координация и ориентировка в микропространстве. Для более успешного решения этих задач в 2003 году в детском саду были организованы дополнительные образовательные услуги – кружок по декоративному рисованию и лепке, в основе работы которого, ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народной игрушкой (Дымково, Филимоновская игрушка, Гжель, Тверская игрушка, Городецкая, Каргопольская игрушка). Особая роль отводилась ознакомлению с историей и особенностями промыслов, развитию и укреплению мелкой моторики руки ребенка посредством привлекательной и доступной для него деятельности. Безусловно, занятия по декоративному рисованию и лепке в саду у детей вызывают огромный интерес при встрече с народной игрушкой. Игрушки, сделанные из природного материала: глины, дерева – руками русских мастеров, очень близки и понятны детям – условные, упрощенные формы, яркость, простота и ритмичность повторяющихся элементов доступны детскому восприятию. Нельзя, недопустимо назидательно и сухо учить рисовать тонкие, мелкие элементы – травку, ручеек, лучик, ягодки, листья, цветы. Живой, эмоционально насыщенный рассказ о возникновении промыслов, об особенностях изготовления народной игрушки побуждает детей трудиться, творить своими руками доброе и красивое. Мы прикасаемся к глине, дереву, учимся относиться к ней как к живому волшебному существу. «Глина, - говорим мы – взята из земли, а земля – она опора наша, кормилица, и в руках доброго, пусть маленького еще умельца-мастера становится живой и послушной». Чтобы почувствовать насколько особенны и запоминаемы народные игрушки, мы с детьми изображаем их как настоящие артисты. Крепко стоит на ножках-столбиках горделивый индюк с шапочкой-кроной, как у царя; как нарядна в пышной юбке водоноска, как прямо держит спину при такой тяжелой ноше – два полных ведра. А как эмоционально и тепло дети обыгрывают филимоновские поделки: вытянутые, смешные медведи, коровушки, барыньки и кавалеры! И столько удивления и восхищения от узора в полоску: дети сразу представляют себе деда Филимона и бабушку Дуню из народной легенды. Работая над лепкой игрушки, прорисовкой элементов на плоскостном ее миниатюрном изображении, дети тихонько и с надеждой спрашивают: «А дед Филимон и баба Дуня видят, как у нас получается красиво?!». Примеряем фартуки, платки с росписью, юбки куклам и радуемся радуге красок, тонким завиткам, ровным линиям. А сколько трудится рука ребенка в лепке мелких деталей, в прорисовке каймы по низу или по верху кукольной посуды, одежды, головных уборов. А кисточка – она помощница! Как перышком, легким прикосновением к поделке рисует кисть самым концом, и ярко, широко ложится пятно от полного примакивания всем ворсом: кисточка без устали то кружится, то поднимается, то опускается, то бежит узкой дорожкой. И палочка с ватой – «ляпушка» (в Хохломе) – волшебница, может рисовать великое множество мелких точек и горошинок, а может и от кисточки не отстать – рисует круги, кольца. И пальчик указательный, окунувшись в краску, рисует сочную ягодку, яблочко, горошинку. В конце каждого занятия мы определяем, кто подарил из детей нам «радость радужных красок»; кто так чисто, тонко и точно выполнил сочетание из знакомых элементов, но не похожий на другие узоры?! Кому подарить поделку с ярким рисунком, а кому – с нежным узором? Дети открыто радуются своим и чужим успехам – и это замечательно! Спешат удивить родителей те ребятишки, которые совсем недавно просто не хотели лепить из глины, рисовать эти узоры, несут домой «свои достижения», чтоб и бабушка с дедушкой порадовались. Это и есть награда за совместные поиски и творчество. Утренние занятия по декоративной деятельности и занятия кружка дают свои положительные результаты – детскую непосредственную заинтересованность и желание творить своими руками красоту. Выставки детских работ восхищают воспитателей, родителей, удивляя легкостью и точностью узоров, композиционным и цветовым решением, смелостью в творческом поиске, забавностью изображенных людей, животных, птиц. Отрадно для души педагога, что дети, посещавшие кружок по декоративному рисованию и лепке, по мнению учителей и родителей, быстрее и легче осваивают письмо, у них развиты творческое начало, аккуратность, чувство ритма, цвета, ориентировка в микропространстве, бережное отношение к окружающему миру предметов и друг к другу. Дети, посещающие кружок, заметно ощущают свою творческую силу, смелее пробуют новые способы и приемы изображения тонких деталей, хорошо и много говорят о том, сколько потрудились и что удается; они не замыкаются при неудачах, а снова пробуют, потому что знают, - чтобы научиться делать своими руками что-то важное и красивое, надо упражнять свои руки, пальцы и придет к ним «волшебная сила», а значит, и упорство в достижении цели, усидчивость, воля, оптимистический настрой – «все равно научусь!». А умелые руки, развитые чувствительные пальцы способны выполнять очень тонкую и длительную работу – это жизненная необходимость в любом возрасте, это добрый результат совместной работы рук и деятельности головного мозга. В.А. Сухомлинский в этой связи писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда…»