РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФЭМП ☼
Автор: Грибцова Наталья Александровна
Проект по математическому развитию дошкольников,
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФЭМП
Содержание
I. Введение………………………………………………………………..2
II. Основная часть……………………………………………3 1.Теоретическое обоснование проблемы развития пространственных ориентировок у дошкольников………………..…………………………..……4
2. Использование дидактических игр и игровых упражнений на ориентировку в пространстве в процессе обучения математике……………………………..5
3.Опытно – педагогическая работа по развитию пространственных ориентировок у дошкольников ……………....……………………………….5
III. Заключение…………………………………………………………...... 11
Список использованной литературы ……………………………………..12
Приложение
I. Введение
Раздел «Ориентировка в пространстве» занимает значительное место в математической подготовке детей младшего возраста. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги – исследователи, как М. Фидлер, Т. И. Ерофеева, В. Новикова, А. А. Столяр, Е. В. Сербина, О. М. Дьяченко, А. М. Леушина, В. В. Данилова и другие известные педагоги – исследователи.
Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь.
Актуальность: выявление особенностей развития пространственной ориентировки у дошкольников имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности.
Проблема исследования: каковы особенности организации обучения пространственным ориентировкам детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать серию занятий по математике с включением задач на развитие пространственных ориентировок.
Задачи исследования:
- изучить психолога – педагогическую и методическую литературу по проблеме;
- определить уровень развития пространственных ориентировок у детей младшего дошкольного возраста»
- разработать серию занятий по математике с включением задачи на развитие пространственных ориентировок;
- апробировать математические занятия на практике и определить их педагогический эффект;
- составить методические рекомендации по формированию у детей второй младшей группы пространственных ориентировок.
Объект исследования: формирование пространственных ориентировок у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: роль дидактических игр и упражнений в обучении пространственным ориентировкам детей младшего дошкольного возраста на занятиях.
НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ определяется современными подходами к решению проблемы развития пространственных ориентировок и поиском современных игровых методов организации процесса формирования пространственных представлений у детей.
II. Основная часть
2.1 Теоретическое обоснование проблемы развития пространственных ориентировок у дошкольников
Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представления о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.). В более же узком значении выражение «пространственная ориентация» имеет в виду ориентировку на местности.
Изучению особенностей развития восприятия пространства у детей раннего и дошкольного возраста посвящены многие исследования.
Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Дошкольный возраст – период освоения словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям.
Как же ребенок овладевает умением применять или использовать освоенную им систему отсчета при ориентировке в окружающем пространстве?
Первый этап начинается в реальном соотнесении окружающих объектов с исходной точкой отсчета.
На втором этапе появляется зрительная оценка расположения объектов, находящихся на некотором расстоянии от исходной точки. Исключительно велика при этом роль двигательного анализатора, участие которого в пространственном различении постепенно изменяется. Иначе говоря, ребенок практически соотносит объекты с чувственно данной ему системой отсчета, каковой являются различные стороны его собственного тела.
Познание ребенком пространства и ориентировки – процесс сложный и длительный, а развитие у детей пространственных представлений требует специального обучения. Основой такого обучения должно быть накопление знаний о предметах окружающего мира в их пространственных отношениях.
Развитие ориентировки в окружающем мире можно проводить в следующей последовательности:
- ориентировка на себе;
- ориентировка от себя;
- определение пространственного расположения предметов по отношению к самому себе.
Только соблюдение определенной последовательности в работе, длительная и терпеливая работа взрослого по формированию пространственных представлений в различных видах деятельности позволит качественно сформировать необходимые для дальнейшего обучения в школе пространственные представления и практические навыки.
2.2 Использование дидактических игр и игровых упражнений на ориентировку в пространстве в процессе обучения математике.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического развития дошкольников. Ребенку нужна активная деятельность, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. В общеобразовательной программе дошкольного образования отмечено, что в дошкольном детстве игра является важнейшей деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.
В дошкольном возрасте дидактические игры содержат благоприятные условия для формирования ценных качеств личности. Они являются хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и являются эффективным средством интеллектуального развития.
Воспитатель должен методически грамотно подбирать и предлагать детям дидактические игры и игровые упражнения, понимать их педагогическую целесообразность и эффективность с позиции общего и интеллектуального развития. Воспитатель должен уметь принимать решения в нестандартных игровых и образовательных ситуациях на основе поиска, оценки и анализа информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач.
2.3 Опытно – педагогическая работа по развитию пространственных ориентировок у дошкольников
Анализ состояния работы по развитию пространственных ориентировок у детей 2 младшей группы.
В ходе ее проведения решались следующие задачи:
- изучить уровень развития пространственных ориентировок у детей второй младшей группы;
- разработать серию занятий с детьми второй младшей группы по развитию пространственных представлений и апробировать их на практике;
- проанализировать результаты проведенной работы;
- составить методические рекомендации для воспитателей по формированию пространственных ориентировок у дошкольников.
Основная форма работы по формированию математических представлений – занятия. На занятиях решают большую часть программных задач. У детей формируют в определенной последовательности представления, вырабатывают необходимые умения и навыки.
Диагностирование уровня развития пространственных ориентировок проводилось с подгруппой детей. Обследование проводилось в любые свободные промежутки времени: во время режимных моментов, в дидактических и подвижных играх, на прогулке. А также на занятиях всех видов. На основе обследования составлена таблица (таблица №1).
Обследование проводилось с подгруппой из 10-ти человек.
Обследование детей второй младшей группы по разделу «Ориентировка в пространстве».
Таблица№1
Изучение уровня развития пространственных ориентировок
Ф.И. | Возраст | На себя | От себя | Правая, левая руки |
Василенко Назар | 3,8 | + | + | ? |
Шаманский Ярослав | 3,9 | - | + | ? |
Макаров Матвей | 3,9 | ? | ? | - |
Легостаева Ксюша | 3,10 | + | - | + |
Попов Антон | 3,6 | ? | + | - |
Понько Арина | 3,5 | + | - | + |
Сиденко Соня | 3,9 | - | ? | + |
Куликова Арина | 3,9 | + | - | ? |
Чернякова Лиза | 3,7 | ? | + | - |
Челядинов Вадим | 3,6 | + | ? | + |
Условные обозначения:
+ знает;
? путает, сомневается;
- не знает.
Как видно из таблицы не все дети справились с заданием. Проводя обследования детей по ориентировке «на себе», мы выяснили, что только половина детей справилась с заданием, трое – сомневались, путались, а двое не справились. Из таблицы№1 видно, что 40% детей справились с заданием на ориентировку «от себя», 30% не справились, а 30% путались, сомневались.
На основании результатов диагностического обследования была составлена диаграмма 1.
Диаграмма №1
Диагностика обследования детей второй младшей группы
по разделу ориентировка в пространстве
Для определения уровня развития навыков ориентирования по отношению к себе, детям предлагался ряд специальных игровых заданий. Например, встать так, чтобы домик был у него спереди, сзади куст. Определение навыков различения детьми правой и левой руки позволило выяснить, что 40% знают, 40% путают, сомневаются, 20% не знают правую и левую руки и не различают их. Подтверждение этому мы нашли и в процессе наблюдения за действиями детей на различных занятиях.
Проводя первоначальное обследование детей, мы пришли к выводу, что с детьми необходимо провести обширную работу по усвоению пространственных понятий.
Разработка серий занятий с детьми второй младшей группы по развитию пространственных представлений
Мы разработали и провели серию занятий с включением программных задач по разделу «ориентировка в пространстве».
Занятие по математике с включением программной задачи по разделу «Ориентировка в пространстве» проведено с включением дидактической игры «Куда пойдешь, что найдешь» (приложение 1).
Цель данной игры: продолжать учить различать пространственные направления: вперед, назад, вправо, влево, вниз, вверх; воспитывать умение внимательно слушать и соблюдать правила игры.
Для проведения данной игры использовались различные игрушки: зайчик, мишка, собачка, лиса, кошка и т.д.
Непосредственно перед занятием воспитатель провел подготовительную работу. В разных местах комнаты прячутся знакомые детям игрушки или предметы. Перед началом игры, вызвав одного из воспитанников, говорится ему: («Направо пойдешь – зайца найдешь. Налево пойдешь – мищку найдешь. Назад пойдешь – котика найдешь. Вперед пойдешь – собачку найдешь. Куда же ты хочешь пойти?»)
Ребенок выбирает направление, называет его, когда игрушка найдена, говорит, где он ее нашел. Например: «Я пошел направо и нашел зайчика».
Игра вызвала взрыв эмоций, желание участвовать в ней. Игровые действия так понравились детям, что они просили повторить ее несколько раз. Для того чтобы ребенок сделал речевой вывод, ему нужно задать конкретный вопрос: («Где ты нашел зайчика?»).
По данной игре можно сделать следующий вывод: у детей нет четкой связи между действием и словом, дети не сразу отвечают на поставленные вопросы.
Занятие по математике с включением задачи по разделу «Ориентировка в пространстве» на тему «Слева, справа». (Приложение 2).
В данном занятии воспитатель запланировал включение дидактической игры «Кто стоит справа (слева) от тебя».
Цель данной игры:
организовать активный отдых детей, развивать внимание, речь; закрепить умение определять положение предмета относительно себя.
Ход игры:
Дети под веселую музыку танцуют, после остановки музыки дети встают в одну линию лицом к воспитателю. После этого воспитатель задает вопрос:
- Кто стоит справа (слева) от тебя? Если ребенок затрудняется ответить, задается вспомогательный вопрос:
- Где у тебя правая (левая) рука? Кто стоит около правой руки?
Игра проведена в середине занятия как динамическая пауза, поэтому все дети получили возможность активно поучаствовать в игре, что способствовало предупреждению возникновения утомления, смене видов деятельности детей в ходе занятия.
Проанализировав данную игру, сделаем следующие выводы: Практически все дети справились с заданием. Данная игра соответствует поставленной цели и задачам, предполагает как образовательные задачи, так и задачи на развитие познавательных психических процессов и воспитание навыков совместной игры.
Выводы и методические рекомендации для родителей
Особая роль в создании образовательно – развивающей среды отводится дидактическим играм и пособиям, которые помогают учить детей мыслить. Математические представления лучше усваиваются маленькими детьми, если преподносятся им в игровой форме. Использование игровых ситуаций позволяет конкретизировать и расширять представления, переносить знания и способы деятельности в новые условия, определять эффективность их применения и активизировать интерес ребенка к познанию. Знания, предлагаемые в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее.
Особое внимание при обучении пространственным ориентировкам воспитатель должен уделить совместной работе с родителями и семьями воспитанников. Именно в семье могут создаваться реальные жизненные ситуации, требующие от ребенка умения правильно и грамотно определять пространственные отношения, правильно пользоваться соответственными речевыми выражениями.
Результативность работы во многом зависит от того, будет ли организовано специальное обучение пространственным ориентировкам только на математических занятиях, или работа будет осуществляться в течение всего дня при проведении режимных процессов, игровой, трудовой и бытовой деятельности.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования пространственных представлений у дошкольников является актуальной и практически значимой на протяжении многих десятилетий.
Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом. Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи.
Исследование предусматривало несколько этапов.
На первом этапе проведено диагностирование уровня развития пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста. С этой целью подобрана серия диагностических заданий игрового характера на определение умения ориентироваться на самом себе и частях собственного тела, на определение умения ориентироваться от себя и различение правой и левой руки. Критериями оценки результатов служили программные задачи программы «Детство».
Результаты диагностирования подтверждены данными таблицы и представлены в виде диаграммы. Нами были разработаны занятия по математике для детей второй младшей группы с включением задач по разделу «Ориентировка в пространстве». Данные занятия предполагали обучение детей пространственным ориентировкам в игровой форме, с использованием дидактических игр и игровых упражнений. После проведения этих занятий у детей наблюдалась положительная динамика развития, дети стали хорошо ориентироваться в пространстве.
Таким образом, проведенная опытно-педагогическая работа подтвердила актуальность и практическую значимость проблемы, поставленные цели и задачи исследования были реализованы.
Материалы опытно-педагогической работы (диагностические методики, конспекты занятий, дидактических игр и рекомендации по организации процесса обучения пространственным ориентировка дошкольников) могут быть использованы воспитателями в своей практической деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как формы организации обучения в детском саду / под ред. Поддъякова Н.Н. – М: Прогресс, 2002.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М: Просвещение, 2005.
3. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей дошкольников в условиях дидактической игры. – М: Просвещение, 2010.
4. Давидчук А.Н. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 2016. - № 2
5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. /Под. ред. Л.А. Венгера. – М: Просвещение, 2011.
6. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М: Просвещение, 2011.
7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2014.
8. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М: Просвещение, 2004.
9. Прессман А.А. О роли предметного действия в формировании зрительного образа у ребенка. – СПб, 2008.
10. Поддъяков Н.Н. Формирование у дошкольников способности наглядно-предметного перемещения предметов в пространстве. – М.: Академия, 2003.
11. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.– М.: Просвещение, 2002.
12. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Академия, 2002.
13. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. – М.: Академия, 2013.
14. Щербакова Е.И. Обучение математике в детском саду.- М.: Академия, 2014.
Ресурсы интернет:
15.
16.
Приложение №1
Дидактическая игра “Куда пойдешь, то и найдешь”.
Цель: продолжать учить различать пространственные направления: вперед, назад, вправо, влево, вниз, вверх; воспитывать умение внимательно слушать и соблюдать правила игры.
Материал и оборудование:
различные игрушки: зайчик, мишка, собачка, лиса, кошка и т.д. Предметы: стульчик, мячик, кубики и т.д.
Игровое действие: ведущий в разных местах комнаты прячет знакомые детям игрушки или предметы. Перед началом игры, вызвав одного из участников, ведущий говорит ему:
«На право пойдешь – зайца найдешь. Налево пойдешь – мишку найдешь. Назад пойдешь – котика найдешь. Вперед пойдешь – собачку найдешь. Куда же ты хочешь пойти?»
Ребенок выбирает направление, называет его, когда игрушка найдена, говорит, где он ее нашел. Например: «Я пошел направо и нашел зайчика».
Для того чтобы ребенок сделал речевой вывод, ему нужно задать вопрос: «Где ты нашел зайчика?»
Дети сидят полукругом. Воспитатель задает вопросы четко, кратко, доступно детям.
Приложение №2
Тема: «Слева, справа».
Цель: уточнить пространственные отношения «слева» - «справа», формировать представление детей о положении предмета справа и слева от них.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Любите ли вы ходить в гости?
Воспитатель рассказывает, что детей пригласила в гости Машенька.
- А ходят ли в гости с пустыми руками?
- Чем мы можем порадовать Машеньку?
Выслушиваются все предложения детей, затем решаем порадовать Машеньку воздушными шариками.
- Где можно купить шарики? (В магазине).
- Хотите сходить в магазин и купить шарики?
- Сможете?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
Актуализировать знания детей о том, что существует правая и левая рука, развивать речь.
Дети подходят к столу и встают лицом к воспитателю. На столе лежат воздушные шарики двух цветов (синие и красные). Количество шариков равно количеству детей. Шарики лежат вперемешку.
-Ребята, посмотрите, чем отличаются шарики? (Цветом).
Воспитатель предлагает детям взять в правую руку шарик красного цвета, а в левую руку – синего. Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка.
- Мы свои шарики понесем в коробочках. Сначала в одну коробочку положите шарики красного цвета. В какой руке они у вас находятся? (В правой).
- Какие шарики у вас остались? (Синие)
- В какой руке у вас синие щарики? (В левой?)
- Положите их в другую коробочку.
3. Затруднение в ситуацию.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования представлений детей о положении предмета справа и слева от них; формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Дети вместе с воспитателям подходят к месту, где на полу выложена широкая дорожка, которая потом разветвляется на две. Воспитатель рассказывает детям, что перед ними дорожка по которой можно прийти к Машеньке. Дети идут по дорожке и доходят до развилки. Воспитатель говорит, что для того, чтобы попасть к Машеньке, надо пойти налево.
Возникает затруднение.
- Смогли вы найти дорожку? (Нет).
-Почему не смогли? (Потому что мы не знаем как идти на лево, не умеем определять где лево, где право).
4.Открытие нового знания.
Дидактические задачи: формировать у детей представление о положении предмета справа и слева от них; формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.
- Давайте догадаемся сами! Вытяните в сторону левую руку. Как вы думаете, если мы пойдем в ту сторону, куда показывает левая рука, то мы пойдем влево или вправо? (Влево).
Воспитатель хвалит детей и подводит итог: если надо идти влево, то надо вытянуть в сторону левую руку и идти в том направлении.
- А теперь догадайтесь, какая дорожка идет вправо. Дети должны показать дорожку правой руки.
- Правильно, значит для того, чтобы пойти вправо, надо вытянуть правую руку и идти в том направлении. Делаем вывод: то что находится около вашей правой руки, находится справа от вас, а то что находится около левой руки, - слева от вас. Дети находят левую руку и поворачиваю на лева.
5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать внимание, речь; закрепить умение определять положение предмета относительно себя.
Дети по дорожке доходят до стола, за которым сидит кукла Машенька. Дарят ей коробочки с воздушными шариками.
Воспитатель говорит Машеньке, что дети нашли к ней дорогу, потому что научились определять, какие предметы находятся слева от них, а какие – справа. Машенька просит показать, как они умеют это делать.
Дети под веселую музыку танцуют, после остановки музыки дети встают в одну линию лицом к воспитателю.
Воспитатель задает вопрос:
- Кто стоит справа (слева) от тебя? Если ребенок затрудняется ответить, задается вспомогательный вопрос:
- Где у тебя правая (левая) рука? Кто стоит около правой руки? (Арина). Значит с какой стороны от тебя Арина? Игру можно повторить 2-3 раза.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали и создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
- Где вы сегодня побывали?( Ответы детей)
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли найти дом Машеньки, потому что знают, где лева, а где права.