Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль эпитетов в стихотворениях А.С.Пушкина «Зимняя дорога» и «Памятник» | Капинская Любовь Владимировна. Работа №239717

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Капинская Любовь Владимировна
По данной теме была выдвинута гипотеза: эпитеты являются главным средством выразительности.

Мы поставили цель:выявить эпитеты в стихотворениях А.С. Пушкина,проанализировать их роль.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 48
Ленинского района г. Саратова
Исследовательская работа по теме:
Роль эпитетов в стихотворениях А.С.Пушкина
Зимняя дорога и Памятник
Работу выполнила:
Симагина Елизавета,
ученица 7 А класса
Научный руководитель:
Учитель русского языка и литературы
Капинская Любовь Владимировна
2019-2020 уч.гг.
Роль эпитетов в стихотворениях А.С.Пушкина
Зимняя дорога и Памятник
Аннотация
По данной теме была выдвинута гипотеза: эпитеты являются главным средством выразительности
В работе были рассмотрены:
Объект исследования – художественные тексты А.С.Пушкина Зимняя дорога и Памятник.
Предмет исследования – эпитеты в произведениях А.С.Пушкина.
Мы поставили цель: выявить эпитеты в стихотворениях, проанализировать их роль в произведениях А.С.Пушкина
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
найти в тексте эпитеты, определить виды эпитетов
выявить, какие эпитеты использует автор для создания образов в стихотворениях
При выполнении данной работы были использованы следующие методы:
- выборка цитатного материала;
- анализ отобранного материала
Во вступительной части работы автор объясняет причину обращения к теме, связанной с практической работой на уроке литературы.
В основной части рассматриваются тексты стихотворений А.С.Пушкина
Полученный практический материал предназначен для учащихся 6-9 классов при изучении темы Анализ стихотворения.
Содержание.
Содержание…………………………………………………………………..….2
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Эпитет как средство выразительности ……..…………………….5
Глава 2. Виды эпитетов………………………………………………....……...6
Глава 3. Выразительные возможности эпитетов в стихотворениях А.С.Пушкина Зимняя дорога и Памятник..……………………………..9
Заключение………………………………………………………………….....12
Источники………………………….………………………………...……….. 14
Приложение…………………………………………………………………....15
Введение.
В течение двух лет мы изучали произведения А.С.Пушкина и учились их анализировать. Определяли тему стихотворения и его идею, выявляли лирического героя и настроение, рассматривали средства художественной выразительности. В нашем учебнике даны разные произведения поэта, но нас привлекли два очень ярких стихотворения – это Зимняя дорога и Памятник. Первое мы изучали в 4-м классе, а второе – мне посоветовала прочесть бабушка. Мы попытались провести лингвистический анализ с точки зрения использования автором особых средств языковой выразительности. Наше внимание привлекли эпитеты, которые в данных стихотворениях играют не последнюю роль. Поэтому мы выдвинули гипотезу, что эпитеты в названных стихотворениях являются главным средством выразительности
Целью лингвистического анализа текста является выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание текста, выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия [2].
Актуальность данного исследования в том, что анализ использования средств художественной выразительности, в частности эпитетов, позволяет использовать его результаты при анализе художественного произведения.
В академических трудах Е.А. Маймина и Д.Фомичева, которые на разных временных этапах исследовали произведения А.С. Пушкина, рассматриваемые нами стихотворения не анализируется. Акцент делается на идейно-художественное содержание произведений. Мы же рассматриваем авторские приемы создания художественного образа.
Объект данного исследования - художественные тексты Зимняя дорога и Памятник А.С.Пушкина [6].
Предмет исследования – эпитеты в произведениях А.С.Пушкина
Цель исследования – выявить эпитеты в стихотворениях, проанализировать их роль в произведениях А.С.Пушкина
Задачи:
найти в тексте эпитеты, определить виды эпитетов
выявить, какие эпитеты использует автор для создания образов в стихотворениях;
В ходе исследования мы исползали следующие методы:
1. выборка цитатного материала;
2. анализ отобранного материала
Глава 1. Эпитет как средство выразительности
Начнем исследование с того, что определим понятия. В ходе работы мы вышли на некоторые лингвистические термины.
Средства выразительности - система выражения, возникающая в результате сочетания отдельных словесных единиц поэтического произведения в определённое словесное целое [7].
Эпитеты - это художественные определения. Они выделяют свойства, качества, существенные стороны, признаки, передают впечатление, отношение автора; задают настроение; создают образ; характеризуют; оценивают [9].
Колоративная лексика - это группа слов, выражающая значение цвета. Лексика, обозначающая цвет, как описательный элемент выступает в прямом значении, а также может иметь дополнительное образное значение [1].
Фигуры речи - термин риторики и стилистики, обозначающий различные обороты речи, которые придают ей стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта [7].
Итак, перед нами стихотворения А.С.Пушкина Зимняя дорога, написанное в конце 1826 года, и Памятник, написанное в 1841 году [6].
Сначала мы внимательно прочитали тексты обоих произведений, а затем мы выявили все, на наш взгляд, эпитеты и отметили их в текстах (Приложение1).
Глава 2. Виды эпитетов
Виды эпитетов, которые мы нашли в теоретических материалах[10]:
постоянные или фольклорно-поэтические (конь добрый, поле чистое, путь дальний, земля сырая, осень золотая, трава зелёная, солнце красное, ветер буйный, слово верное, буря черная, море синее). Они используются в устном народном творчестве, но поэты используют их и в своих произведениях;
изобразительные (лазурная высь, тенистый сад, шёлковый узор);
лирические или выразительные (однозвучный жизни шум, пустынный уголок, прощальный свет);
сложные (светло-пушистая снежинка, румяно-золотистое яблоко);
метафорические (снежинка смелая, нежная берёзка, колючая лестница, туманящий сон).
метонимические (царапающий шепот, березовым веселым языком)
В стихотворениях А.С.Пушкина Зимняя дорога и Памятник пространство очень выразительное: в одном эмоционально наполненное, а в другом историческое, основанное на столкновении характеров. Значит, нужно рассмотреть те средства, с помощью которых поэт делает для нас зримой нарисованные им картины.
Мы вновь углубились в тексты данных произведений и провели выборку в соответствии с предлагаемыми видами эпитетов. Вот что у нас получилось.
Стихотворение Зимняя дорога ( элегия):
постоянные - нет;
изобразительные -по дороге зимней, разгулье удалое - 2;
лирические - печальные поляны,по дороге скучной,долгих песнях, сердечная тоска,завтра к милой возвратясь, путь мой скучен, утомительно гремит, слышится родное - 8;
сложные - нет;
метафорические - черной хаты,волнистые туманы,версты полосаты,мерный круг,докучных удаляя,колокольчик однозвучный, тройка борзая, отуманен лунный лик, стрелка часовая - 9.
Метонимические - нет
Стихотворение Памятник (ода):
Постоянные – Руси великой, Александрийского столпа, всяк сущий язык,веленью божию, – 4.
изобразительные - нет.
лирические - главою непокорной, заветной лире,будь послушна, приемли равнодушно, чувства добрые, жестокий век,дикой тунгус, гордый внукславян - 8.
сложные - нет;
метафорические - в подлунном мире, милость к падшим призывал, народная тропа, душа в заветной лире, памятник нерукотворный - 5.
Метонимические – нет.
Глава 3. Выразительные возможности эпитетов в стихотворениях А.С.Пушкина Зимняя дорога и Памятник.
Пейзажи А. С. Пушкина – не только воплощенные в художественную форму образы природы, но и инструмент для передачи собственных переживаний. Стихотворение, о котором рассказывается в нашей работе, изучается в 4 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом Зимняя дорога. Произведения А. С. Пушкина по праву являются классикой мирового уровня. В стихотворении Зимняя дорога гармонично переплетаются мысли и чувства с описаниями природы. Стихотворение создано в 1826 году. Для поэта это было нелегкое время, что нашло свое отображение в этом произведении. В самом начале произведения перед читателем вырисовываются унылые природные явления, монотонная зимняя дорога, наводящая печаль и тоску. Пустынная даль, туман, зимний вечер, луна, освещающая своим тусклым светом – грустная картина, созвучная меланхоличному настроению героя. Скучная зимняя дорога навевает на поэта тоску. Поначалу звон колокольчика развеивает печаль, но вскоре начинает утомлять. Напевы ямщика утешают в долгой дороге, но и его песни навевают тоску. Все вокруг покрыто грустью и печалью. Поэт испытывает чувства печали, усталости, одиночества. Но даже когда вокруг мрак и уныние, все равно остается надежда на лучшее будущее. Герой погружается в мечты. В своих грезах он переносится к возлюбленной, по которой скучает и ждет скорой встречи. Воспоминания и мысли о ней утешают и поддерживают его во время утомительного пути. В этом произведении сочетаются основные темы, которые обычно затрагивает А. С. Пушкин: природа, любовь, размышления о жизни и судьбе. В бесконечной дороге он представляет себе свою судьбу – долгую и печальную. Именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни. Стихотворение Пушкина Зимняя дорога отличается мелодичностью, пронзительностью и богатством языка.
Это стихотворение относится к философской лирике Пушкина.
В стихотворении использованы разнообразные эпитеты, что сообщает выразительность и многозначность описаниям природы: “волнистые туманы”, “однозвучный колокольчик”, “черная хата”, “версты полосаты”… Мир, увиденный лирическим героем во время ночной поездки, освещенный “печальным” светом луны, оказывается совсем иным, нежели привычный ему мир, и это вносит разлад в его душу, что подтверждается словами: “Скучно, грустно…”. Бесконечная однообразная смена “вёрст полосатых”, монотонность пути, “печальные поляны”, “утомительный” “гром” (заметим, не “звенит”, а именно “гремит” колокольчик!), — все это созвучно главному, что не даёт покоя лирическому герою и что становится известным читателю только в последней строфе стихотворения: “Грустно, Нина: путь мой скучен…”. Можно предположить, что безрадостный сам по себе пейзаж становится в глазах лирического героя еще более безрадостным потому, что его душевные переживания, его настроение далеки от безоблачных. В первом четверостишии читатель погружается в зимний пейзаж, а последняя строфа вновь возвращает его в царство зимы. Свое грустное и унылое настроение автор раскрывает с помощью эпитетов: печальные. однозвучный. скучный. Усиливает впечатление инверсия: по дороге скучной. колокольчик однозвучный. тройка борзая. стрелка часовая. Повторяющиеся несколько раз однокоренные слова характеризуют настроение автора и бесконечно длинную зимнюю дорогу, подчеркивая ее однообразие: печальные. печально. скучной. скучно. скучен . В третьем четверостишии присутствуют эпитеты, выражающие отношение Александра Пушкина к русской песне. В двух соседних строках читатель встречает противоположные понятия тоски и удалого веселья, которые помогают автору намекнуть на противоречивость характера русского человека: то разгулье удалое, то сердечная тоска . В четвертой строфе мы словно слышим топот конских копыт. Такое впечатление создается за счет повторения согласных п и т. В пятом четверостишии Пушкин использует аллитерацию со звуком з, который встречается в пяти словах из одиннадцати. В этой части стихотворения в двух строках подряд повторяется слово завтра. усиливая чувство ожидания встречи с любимой. В шестой строфе часто повторяются звуки ч, с, характерные для тиканья часов. Завершающая седьмая строфа повторяет мотив пятой, но уже в иной интерпретации. Слово путь употреблено здесь в переносном смысле. Звуки н, л в сочетании с ударным у вновь создают ощущение грусти, тоски и бесконечно длинной дороги. Большинство глаголов в Зимней дороге раскрывают душевные переживания лирического героя. Особую мистичность и таинственность пейзажу придают олицетворения: луна пробирается сквозь туман, печально льет свет, лунный лик отуманен
Мы прочитали оду А.С.Пушкинна Памятник. С этим произведением мы знакомимся по школьной программе в 9 классе, но моя бабушка часто мне его рассказывает, потому что именно в этом стихотворении Пушкин посмертно передал все свои думы, эмоции и надежды, касающиеся его жизни и творчества.
Стихотворение А. С. Пушкина Памятник по теме восходит к оде Горация К Мельпомене, именно из нее взят эпиграф, помещенный поэтом перед текстом. Первый перевод оды Горация на русский язык принадлежит М. В. Ломоносову, позже свой вариант представил Г. Р. Державин. Каждый поэт не просто переводил древний текст, а пытался выразить, как он понимает и видит роль поэта и значение поэтического дара.
Свой вариант такого осмысления предлагает и Пушкин. Стихотворение Памятник он пишет в 1836 году, за несколько месяцев до своей трагической гибели, находясь в тяжелейших условиях: произведения поэта запрещаются и подвергаются жесткой цензуре, публика выражает недовольство его творчеством, недоброжелатели распускают слухи о неверности его молодой жены. Поэт переживает глубокий кризис, появляется необходимость подведения некоторых итогов. Он черпает идеи из текстов своих предшественников, но при этом создает оригинальное произведение, в котором находят выражение его личные поэтические и философские размышления.
Оригинал стихотворения был найден уже после смерти Пушкина, а впервые опубликовано с незначительными правками В. А. Жуковского оно было в 1841 году.
Главная мысль стихотворения Памятник – признание божественной природы поэзии и ее высокого гуманистического значения. Пушкин в этой мысли продолжает традицию поэтов предшествующих эпох, но добавляет собственные размышления на эту тему.
Пушкин демонстрирует величие поэзии, помещая ее славу выше славы императоров и полководцев, ведь его памятник вознесся выше Александрийского столпа.
Ода Пушкина, согласно традиции Классицизма, написана возвышенным языком, что усиливает пафос произведения. Для этого автор использует старославянские, церковные слова: глава, столп, пиит.
Текст Памятника строится на целом ряде метафор, ключевая из которых – нерукотворный памятник, то есть слава поэта и его творческое наследие. К нему не зарастет народная тропа, говорит поэт, показывая, что слава эта никогда не померкнет и не будет забыта. Также метафорически поэт называет землю подлунным миром, а живущий в степи народ – другом степей.
Образность стихотворения усиливают многочисленные эпитеты: непокорная глава, заветная лира, великая Русь, жестокий век.
Интересно, что при описании памятника используется олицетворение вознесся выше он главою непокорной, так слава поэта одушевляется и становится самостоятельным действующим лицом, центром внимания и притяжения.
Есть в стихотворении примеры использования метонимии, например непокорная глава памятника – это одновременно и голова самого лирического героя, а назовет поэта в веках не сам всяк сущий язык, а каждый его носитель.
Усиливают пафос стихотворения и его значение также синтаксические средства выразительности: инверсия (восславил я свободу), анафора и многосоюзие.
Стихотворение Памятник становится подведением итогов и своеобразным поэтическим завещанием Пушкина. В нем поэт не только утверждает величие и значимость поэзии как таковой, но оценивает роль своего поэтического вклада и уверенно предрекает, что продолжит жить в культуре страны и памяти потомков.
В стихотворении применены средства художественной выразительности, помогающие почувствовать настроение поэта. Это эпитеты – нерукотворный, непокорной, великой, заветной, гордый, добрые, дикой, жестокий. Само стихотворение метафорично по сути. Всем известно, что Пушкин — не архитектор и не скульптор, и ничего не возводил. Он применил инверсию. Под памятником подразумевается все его литературное творчество, которое и сохранит память о нем в народе. Он говорит, что душа его живет в его произведениях. Душа в заветной лире. Лира – это древнегреческий музыкальный инструмент, символизирующий поэтическое творчество. Эту же мысль подтверждает Анненков: Настоящая, полная жизнь его [Пушкина] заключается в самых его произведениях, порожденных, так сказать, ходом ее. В них читатель может изучать и душу поэта, и обстоятельства его существования, переходя от одного художнического образа к другому. Так писал Пушкин свою биографию… Читатель может иметь наслаждение проследить этот поэтический рассказ о самом себе, начиная с первых подражаний поэта нашего эротическим писателям Франции, до тех пор, пока после ряда могущественных созданий он мог воскликнуть в справедливой гордости: Я памятник воздвиг себе нерукотворный: К нему не зарастет народная тропа. Несмотря на то, что признание поэт получил еще при жизни, богатства ему это не принесло, и Пушкин вынужден был постоянно закладывать и перезакладывать имущество, чтобы обеспечить средствами семью. Нерукотворный в данном случае — не восхваление себя, а тонкая ирония. Есть и третий вариант: предполагается, что поэту каким-то образом удалось предчувствовать собственную скорую гибель, и стихотворением он подвел черту под своим творческим наследием и яркой литературной жизнью. История создания Это произведение, с одной стороны, перекликается с “Памятником” Гавриила Державина, с другой – является ответом на стихотворение, написанное Дельвигом, другом Пушкина еще со времен лицея. Спустя год после его написания поэт умрет от раны, полученной на дуэли с Дантесом, так что его называют духовным завещанием “солнца русской поэзии”. Считается, что он предчувствовал гибель и знал, что этот момент наступит скоро, так что изложил свои взгляды на поэзию, какими они были на тот момент. При жизни Пушкина стихотворение так и не было опубликовано – оно увидело свет только в 1841 году, отредактированное Василием Жуковским. Напечатали его не в журнале, а в сборнике стихов – первом, изданном уже после гибели поэта.
4. Заключение.
Таким образом, мы нашли в тексте эпитеты, определили их виды. Оказалось, что именно они являются у А.С. Пушкина основным материалом для создания художественного мира выбранных нами стихотворений.
Если сравнить результат работы над анализом стихотворения Зимняя дорога утро, то сразу заметно возросшее количество эпитетов - 19 эпитетов, в Памятнике- 17 эпитетов. Это связано это с объемом произведений и разными поэтическими жанрами. Изменилась и роль эпитетов в стихотворениях.
Для лирического стихотворения важны чувства лирического героя. В стихотворении Зимняя дорога мы увидели, какие виды эпитетов чаще всего использует автор для передачи чувств и создания образов в стихотворении. Особенно ярко это передано в третьей строфе. Картина, созданная поэтом, насыщена звуками: это и колокольчик однозвучный, долгих песнях ямщика, разгулье удалое, мерный круг, при этом используются не только эпитеты, но и метафоры.
В оде Я памятник себе воздвиг нерукотворный… показана не только борьба характеров, но и исторический фон, который воссоздан благодаря постоянным эпитетам.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась полностью. Эпитеты в произведениях А.С.Пушкина Зимняя дорога и Памятник являются главным средством выразительности. Благодаря им, мы любуемся красотой мира вместе с лирическим героем и переносимся в эпоху средневековья и становимся свидетелями противостояния двух сильных характеров.
Мы выполнили эту работу, чтобы показать, что литературоведческое исследование можно провести на материале нашего учебника прямо на уроках, и это по силам любому ученику, увлеченному литературой.
Источники:
Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. М., 1975.
Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. Учебное пособие для студентов-заочников V курса факультетов языка и литературы педагогических институтов. М. Просвещение. 1980.
Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]: под ред. В.Я.Коровиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013
Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]: под ред. В.Я.Коровиной. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013
Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. Наука, 1982.
Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. Том первый. М. Художественная литература. 1985
Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. С.-Пб. Тускарора. 1996
Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. Наука, 1986.
Энциклопедический словарь юного литературоведа. Москва: Издательство Педагогика, 1988
10. http://fb.ru/article/132321/chto-takoe-epitetyi-v-literature-epitetyi---chto-eto-znachenie-epitetov-v-russkom-yazyike
Приложение 1.
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
Сквозь волнистые туманыПробирается луна,На печальные поляныЛьет печально свет она.
По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит.
Что-то слышится родноеВ долгих песнях ямщика:То разгулье удалое,То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты,Глушь и снег… Навстречу мнеТолько версты полосатыПопадаются одне…
Скучно, грустно… Завтра, Нина,Завтра к милой возвратясь,Я забудусь у камина,Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часоваяМерный круг свой совершит,И, докучных удаляя,Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,Дремля смолкнул мой ямщик,Колокольчик однозвучен,Отуманен лунный лик.
.
ПАМЯТНИК
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,К нему не зарастет народная тропа,Вознесся выше он главою непокорнойАлександрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лиреМой прах переживет и тленья убежит—И славен буду я, доколь в подлунном миреЖив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,И назовет меня всяк сущий в ней язык,И гордый внук славян, и финн, и ныне дикойТунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал,Что в мой жестокий веквосславил я СвободуИ милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,Обиды не страшась, не требуя венца,Хвалу и клевету приемли равнодушноИ не оспоривай глупца.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×