Статья Роль художественного слова в воспитании детей раннего возраста. Автор: Чаплыгина Виктория Юрьевна

Автор: Чаплыгина Виктория Юрьевна

Художественное слово сопровождает человека с первых лет его жизни.

Оно воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Народные песенки, потешки, — прекрасный речевой материал, который можно использовать, в режимные моменты, в обучающих и совместных играх с детьми раннего возраста. Фольклор обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет большую роль в нравственном и речевом развитии. Малые фольклорные формы — богатейший материал для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Во втором полугодии первого года жизни особое место занимают потешки, предусматривающие выполнение движений рук и ног («Ладушки», «Баба сеяла горох»). Взрослый многократно проговаривает соответствующие тексты, поддерживая спонтанно возникающие у младенца движения размахивания, похлопывания, приседания и т.п., и на этой основе малыш начинает преднамеренно выполнять их, чтобы привлечь к себе внимание окружающих, инициировать или продолжить общение.

Некоторые прибаутки («Ай, качи-качи», «Тень-тень- потетень», «Чики-чики-чикалочки») содержат повторяющиеся слоги, элементы звуковой игры (длительное удержание одной рифмы и ее внезапное изменение в конце произведения), что способствует активизации детского лепета. Появлению первых слов содействуют народные и авторские произведения, завершающиеся звукоподражаниями или односложными предложениями («...а коровки в лад ему затянули: «Му-му-му», «...улетала птичка. Ай!»).

Художественное слово сопровождает различные режимные моменты, позволяя придать им позитивную эмоциональную окраску: «Водичка, водичка», «Знаем, знаем, да-да-да, где тут прячется вода...», «Ну и каша, так в рот и просится...», «Глубоко - не мелко, корабли в тарелках...» и т.д. Однако прибаутки и стихи целесообразно использовать лишь тогда, когда взрослый сам умывает, одевает, кормит малыша, поскольку они отвлекают внимание ребенка от процесса действия. Когда же дети учатся выполнять то или иное действие, то слова педагога, напротив, должны фиксировать их внимание на отдельных операциях и их последовательности. Эту функцию успешно выполняют некоторые двустишия: «Полотенце расправляем, каждый пальчик вытираем», «Вот они - сапожки: этот - с левой ножки, этот - с правой ножки».

ети раннего возраста охотно слушают не только четверостишия, но и достаточно объемные произведения, если они содержат повторяющиеся эпизоды («Песенка машиниста» А. Введенского, «На машине» Н. Павловой, «Репка», «Теремок» и др.). Малыши любят выполнять однотипные действия с предметами (нанизывать кольца на стержень, складывать башню из кубиков и т.д.), и повторы в текстах предоставляют им возможность совершать подобные действия в образном плане, предвосхищать развитие событий, что способствует лучшему пониманию сюжета.

На качество восприятия детьми произведения оказывает влияние и его форма. Одно из главных требований к ней - благозвучие, то есть отсутствие труднопроизносимых сочетаний (стечения согласных звуков). Адресованные малышам произведения содержат преимущественно простые по звуко-слоговому составу слова, порою заменяющие собой общеупотребительные (киска - кошка). Стихотворные строки отличаются краткостью; немногословны и предложения в рассказах и сказках.

Дети раннего возраста запоминают произведения непроизвольно, благодаря оказанному эмоциональному воздействию и их частому повторению. Наличие красочно иллюстрированных книг, содержащих знакомые произведения, комплектов игрушек для инсценировок (настольного театра) побуждает малышей неоднократно слушать и совместно со взрослыми читать стихи и рассказывать сказки. Стремление ребенка самостоятельно проговаривать произведения способствует его речевому развитию на каждой стадии. Четко представляя себе, что он хочет сказать, малыш учится произвольно управлять собственными высказываниями: произносить отдельные звукоподражания или простые слова, а затем и предложения, усваивает речевые конструкции. Соответствующие возрасту фольклорные и авторские произведения обогащают его словарный запас, придают его речи образный характер, но главное, формируют любовь к художественному слову.

Таким образом, художественные произведения занимают значительное место в жизни маленького ребенка, сопровождая различные виды его совместной со взрослым деятельности. Во многих ситуациях художественное слово играет второстепенную роль, усиливая эмоциональное воздействие, которое оказывают на малышей зрительные объекты и речевые обращения педагога. Вместе с тем, важным направлением работы с детьми раннего возраста является формирование у них умения слушать произведения, которые выразительно читает или рассказывает взрослый. Способность воспринимать тексты с ограниченным или отсутствующим наглядным сопровождением, понимать их содержание открывает перед ребенком новый путь познания реального и художественного мира.

 


Автор: Чаплыгина Виктория Юрьевна

Роль художественного слова в воспитании детей раннего возраста.

 

Художественное слово сопровождает человека с первых лет его жизни.

Оно воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Народные песенки, потешки, — прекрасный речевой материал, который можно использовать, в режимные моменты, в обучающих и совместных играх с детьми раннего возраста. Фольклор обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет большую роль в нравственном и речевом развитии. Малые фольклорные формы — богатейший материал для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Во втором полугодии первого года жизни особое место занимают потешки, предусматривающие выполнение движений рук и ног («Ладушки», «Баба сеяла горох»). Взрослый многократно проговаривает соответствующие тексты, поддерживая спонтанно возникающие у младенца движения размахивания, похлопывания, приседания и т.п., и на этой основе малыш начинает преднамеренно выполнять их, чтобы привлечь к себе внимание окружающих, инициировать или продолжить общение.

Некоторые прибаутки («Ай, качи-качи», «Тень-тень- потетень», «Чики-чики-чикалочки») содержат повторяющиеся слоги, элементы звуковой игры (длительное удержание одной рифмы и ее внезапное изменение в конце произведения), что способствует активизации детского лепета. Появлению первых слов содействуют народные и авторские произведения, завершающиеся звукоподражаниями или односложными предложениями («...а коровки в лад ему затянули: «Му-му-му», «...улетала птичка. Ай!»).

Художественное слово сопровождает различные режимные моменты, позволяя придать им позитивную эмоциональную окраску: «Водичка, водичка», «Знаем, знаем, да-да-да, где тут прячется вода...», «Ну и каша, так в рот и просится...», «Глубоко - не мелко, корабли в тарелках...» и т.д. Однако прибаутки и стихи целесообразно использовать лишь тогда, когда взрослый сам умывает, одевает, кормит малыша, поскольку они отвлекают внимание ребенка от процесса действия. Когда же дети учатся выполнять то или иное действие, то слова педагога, напротив, должны фиксировать их внимание на отдельных операциях и их последовательности. Эту функцию успешно выполняют некоторые двустишия: «Полотенце расправляем, каждый пальчик вытираем», «Вот они - сапожки: этот - с левой ножки, этот - с правой ножки».

ети раннего возраста охотно слушают не только четверостишия, но и достаточно объемные произведения, если они содержат повторяющиеся эпизоды («Песенка машиниста» А. Введенского, «На машине» Н. Павловой, «Репка», «Теремок» и др.). Малыши любят выполнять однотипные действия с предметами (нанизывать кольца на стержень, складывать башню из кубиков и т.д.), и повторы в текстах предоставляют им возможность совершать подобные действия в образном плане, предвосхищать развитие событий, что способствует лучшему пониманию сюжета.

На качество восприятия детьми произведения оказывает влияние и его форма. Одно из главных требований к ней - благозвучие, то есть отсутствие труднопроизносимых сочетаний (стечения согласных звуков). Адресованные малышам произведения содержат преимущественно простые по звуко-слоговому составу слова, порою заменяющие собой общеупотребительные (киска - кошка). Стихотворные строки отличаются краткостью; немногословны и предложения в рассказах и сказках.

Дети раннего возраста запоминают произведения непроизвольно, благодаря оказанному эмоциональному воздействию и их частому повторению. Наличие красочно иллюстрированных книг, содержащих знакомые произведения, комплектов игрушек для инсценировок (настольного театра) побуждает малышей неоднократно слушать и совместно со взрослыми читать стихи и рассказывать сказки. Стремление ребенка самостоятельно проговаривать произведения способствует его речевому развитию на каждой стадии. Четко представляя себе, что он хочет сказать, малыш учится произвольно управлять собственными высказываниями: произносить отдельные звукоподражания или простые слова, а затем и предложения, усваивает речевые конструкции. Соответствующие возрасту фольклорные и авторские произведения обогащают его словарный запас, придают его речи образный характер, но главное, формируют любовь к художественному слову.

Таким образом, художественные произведения занимают значительное место в жизни маленького ребенка, сопровождая различные виды его совместной со взрослым деятельности. Во многих ситуациях художественное слово играет второстепенную роль, усиливая эмоциональное воздействие, которое оказывают на малышей зрительные объекты и речевые обращения педагога. Вместе с тем, важным направлением работы с детьми раннего возраста является формирование у них умения слушать произведения, которые выразительно читает или рассказывает взрослый. Способность воспринимать тексты с ограниченным или отсутствующим наглядным сопровождением, понимать их содержание открывает перед ребенком новый путь познания реального и художественного мира.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x