Роль и место элективных занятий в школе по теме «Решение задач на проценты» в старших классах.

Автор: Брусиловская Ольга Михайловна

Роль и место элективных занятий  в школе по теме

«Решение задач на проценты» в старших классах.

Брусиловская О.М,

МКОУ СОШ №24 г.Россоши

            Изучение основ математики в современных условиях становится все более существенным для подготовки молодого поколения.

В учебном плане современной школы появился один предмет-математика. В создаваемой профильной школе, в классах математического профиля, сохранилось раздельное обучение алгебре и геометрии, а в классах других профилей присутствует интегрированный курс математики.

Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин:

1. Желанием старшеклассников изучать предметы на уровне основ, а углубленно – лишь те, которые необходимы для дальнейшей профессиональной подготовки

2.Необходимостью осознанного выбора будущей профессии выпускниками общеобразовательной школы.

3.Устранением  недостатков довузовской подготовки, необходимостью преемственности между школой и вузом.

В связи с этим переход к профильному обучению предусматривает следующие основные цели:

1.Обеспечение углубленного изучения отдельных общеобразовательных предметов;

2.Создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения учащихся в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями.

 

На реализацию этих задач направлены элективные курсы. Элективные курсы, обязательные для изучения учебные предметы по выбору учащихся, которые реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Каждый учащийся в течение двух лет обучения должен выбрать и изучить 5–6 элективных курсов.

Целью изучения элективных курсов является:
- ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору будущей профессии,

-развитие содержания базового курса математики, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по математике.

Элективный курс проводится для сравнительно небольшого числа учащихся.

Элективные курсы выполняют ряд задач:

1.Создание условий для утверждения или отказа от сделанного выбора дальнейшего направления учения ,связанного с ним определенного вида профессиональной деятельности.

2.Помощь старшекласснику увидеть многообразие видов деятельности , связанных с данной темой.

3.Ознакомление с дополнительными разделами математики.

Учитель, предлагающий курс определенного содержания, должен уже на первом занятии увлечь своих учеников. В данном случае важна не только тема элективных курсов, но и время их проведения. Для успешного проведения элективного курса необходимо, по возможности, внести их в школьное расписание, не допускать срывов и переносов занятий.

Любой элективный курс немыслим без определённого набора задач, соответствующих данному курсу.

В литературе выделяются следующие принципы отбора задач, ориентированных на усвоение содержания элективного курса:

1. Принцип преемственности. С помощью задач устанавливаются взаимосвязи между различными понятиями, суждениями, между различными темами и предметами и основного курса математики, и элективного курса.

2. Принцип связи теории с практикой. Задачи «должны не только заключать изучение теорем, понятий, но и предшествовать, и сопутствовать им, то есть выступать в качестве средства усвоения знаний» (Г.И. Саранцев).

3. Принцип полноты, то есть стремление более полно отразить в цепочке задач математические идеи, а также привести примеры, относящиеся к различным отраслям знаний (физика, экономика и т.д.)

4. Принцип контрастности ориентирован на то, что уже на начальных этапах обучения при подборе заданий необходимо брать контрастные виды заданий, не допускать повторяемости одних и тех же видов (Ю.М. Колягин, Г.И. Саранцев и др.). При этом задания должны быть как с положительными, так и с отрицательными ответами.

5. Обучение эвристическим приёмам.

В исследованиях по методике преподавания математики среди эвристических приёмов наиболее часто встречаются следующие: аналогия, индукция, приём элементарных задач, приём моделирования и т.д. Основная эвристическая деятельность учащихся связана с выдвижением гипотез.

6. Принцип формирования исследовательских умений. Под учебными исследованиями будем понимать вид познавательной деятельности, который связан с выполнением учебных заданий, предполагающих самостоятельный творческий поиск учащимися новых для них знаний. Учебные исследования состоят из нескольких основных этапов: постановка проблемы, выдвижение гипотез, доказательство или опровержение гипотез.

В современном мире, где на каждом шагу необходимо просчитать выгодно это тебе или нет, выпускники школы должны уметь хорошо решать задачи на проценты. Ведь не секрет, что далеко не каждый взрослый человек легко и просто может произвести, казалось бы, простые расчеты: на сколько рублей повысились тарифы ЖКХ, заработная плата, налоги, процентная ставка по банковским операциям.

Элективный курс «Решение задач на проценты» - это один из важнейших  в старших классах. Задачи, предлагаемые в этом курсе, необходимы в хозяйственных и статистических расчетах, во многих отраслях науки, при решении задач в ЕГЭ.

Эти задачи интересны и часто не просты в решении, а это, в свою очередь, позволяет повысить учебную мотивацию учащихся , проверить свои способности к математике. Содержание курса дает возможность ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя.

Целью данного курса является углубление знаний и формирование практических умений в работе с процентами, показ широты применения в жизни процентных вычислений.

 Основные задачи данного курса:

1.Систематизация и обобщение знаний учащихся о дробях и процентах.

2.Развитие практических навыков при решении задач на проценты в новой ситуации, выявление связи математики с реальной действительностью.

     3.Способствование осознанному выбору профиля дальнейшего обучения.

      Необходимо выделить виды задач на проценты.

1.      Нахождение дроби от числа и числа по его дроби.

2.      Нахождение нескольких процентов числа, увеличение (уменьшение) числа на несколько процентов.

3.      Нахождение числа по нескольким его процентам.

4.      Зарплата, пенсии.

5.      Распродажа.

6.      Тарифы.

7.      Штрафы.

8.      Банковские операции.

9.      Голосование.

 Разбирая с учащимися задачи с экономическим содержанием необходимо объяснить им основные экономические термины, к которым относятся: купля-продажа;  инфляция; кредитование, процентная ставка.

В результате изучения элективного курса

Учащиеся должны знать:

·         определение «процента» и основные понятия, связанные с ним;

·         разные способы решения задач;

·         универсальный способ решения задач на «проценты» с помощью составления пропорций.

Учащиеся должны уметь применять полученные знания:

·         для решения практических задач и  расчетных задач, в том числе с использованием простейших вычислительных устройств;

·         для устной прикидки и оценки результата вычислений;

·         для проверки результата вычисления на правдоподобие, используя различные приемы.

Учащиеся должны иметь представления:

·         о возможности грамотно размещать деньги в выгодное дело;

·         о принципах работы по отбору необходимого материала по теме;

·         об общих принципах составления краткого сообщения по теме;

·         о создании и защите проекта по выбранной теме;

·         о видах представления результатов своей творческой работы.

 

 

 

    Таким образом, элективные занятия позволяют формировать и развивать у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления, математическую культуру, умение самостоятельно восполнять знания, приобщают школьников к самостоятельной исследовательской работе, дают возможность познакомиться с некоторыми современными достижениями науки.

    Кроме того, они способствуют раскрытию внутреннего потенциала учащихся, созданию условий для их самореализации и развития. Элективные курсы позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

  

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x