Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ.» ☼☼ | Максимова Елена Валерьевна. Работа №240280

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Максимова Елена Валерьевна
 

Как рано, поразительно рано проявляются

 

              в играх первые зародыши тех форм поведения,

 

  которые много лет спустя, подвергшись усложнениям

 

 и превращениям, определят ценность данной личности.

 

П. Ф. Каптерев

 

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от неё на 70% зависит, каким вырастет человек. А игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье. Игра ребёнка имеет свои особенности. В игре ребёнка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов; подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах и трудовых действиях. В игровой роли он подражает не только действиям, но отношениям, чувствам, переживаниям взрослых. Без такого переживания невозможно сформировать нравственные понятия. Всё это происходит в том случае, если игры ребёнка находятся под наблюдением взрослых.

 

Но, при проведении опроса родителей о значении игр, педагоги выяснили, что многие из них не понимают воспитательного значения игры, поэтому не учитывают, что в игре малыши по-своему осмысливают взаимоотношения взрослых, знания, приобретаемый опыт поведения. Многие родители стремятся постоянно пополнять игровое пространство ребёнка, показывают игровые действия с новой игрушкой, предлагают поиграть одному. Они не осознают, что ребёнку важно даже небольшое их участие в детской игре, чтобы чувствовать, что его понимают, что его игровые действия одобряют.

 

Роль педагога состоит в том, чтобы помочь семье осознать цели и задачи нравственного воспитания, используя игру; осознать роль игры в развитии поведения, положительных взаимоотношений со взрослыми; помочь овладеть методами руководства детской игрой, способами обучения ребёнка в ходе игры. Педагоги стремятся разносторонне рассматривать проблему нравственного воспитания детей в игре, учитывая возрастные особенности детей, сочетая теоретические положения педагогики и психологии с анализом конкретных фактов воспитания детей в семье, опираясь на личный опыт родителей и одновременно вооружая их конкретными приёмами психологического воздействия на детей.  Вот некоторые советы педагогов:

 

- Взрослый, вступая в игру с ребёнком, берёт на себя определённую роль и выполняет правила, предписанные ею, но одновременно он незаметно руководит игрой. Стать партнёром в игре – значит занять положение сотрудничества, взаимопонимания, соблюдать равенство отношений.

 

- В игровом общении недопустима назидательность, иначе игра теряет свою привлекательность, воспитательную ценность, а иногда и вовсе распадается.

 

- Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя, играйте с ним на равных, осторожно направляйте ход игры.

 

- Важным педагогическим условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает ребёнка на тему игры, рождает игровые связи, жизненные ситуации, вызывает вопросы, размышления. Важны и двигательные, и образные, и дидактические игрушки. Чем разнообразнее виды игрушек, тем разнообразнее игры малыша. Часто достаточно иметь 2-3 игрушки одного вида. Когда у малыша много одинаковых игрушек, ограничивается его игровой опыт, интересы, а следовательно, развитие. Покупая игрушки, обращайте внимание не только на их новизну, привлекательность, стоимость. Главное при покупке – целесообразность. Прежде чем сделать покупку, неплохо спросить малыша, для каких игр понадобится ему новая игрушка.

 

- Наличие постоянного места для хранения игрушек не означает того, что ребёнок может играть только здесь. Он стремится играть там, где находятся члены его семьи. Изменения игровой обстановки вызывает у детей новые игровые ситуации, влияет на выбор темы, обогащает игровой и нравственный опыт. Не ограничивайте игровое пространство ребёнка, не запрещайте переносить игрушки из-за того, что, наигравшись, ваш ребёнок отказывается убирать их.

 

- Помогайте ребёнку освоить назначение игрушки, формируйте у него умение играть.

 

- Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если игрушку только что купили и малыш знает, как с ней играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро его опыт истощается, игрушка становится неинтересной. Подскажите ребёнку новые игровые действия, поиграйте вместе с ним, посоветуйте, какую роль можно взять на себя, играя с игрушкой, проследите ролевое поведение, его отношение к игрушке.

 

- Играя вместе с ребёнком, следите за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть.

 

- Время от времени вместе с ребёнком осматривайте его игровое хозяйство. Если малыш нечаянно сломал игрушку, не спешите выбрасывать её. Это сделать никогда не поздно. Отремонтированная взрослым в присутствии малыша игрушка становится ему дороже новой. Ремонт игрушки может обыгрываться по-разному.

 

- Чем больше времени взрослые уделяют своему малышу, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы, в том числе и игра,  сближают, создают в семье дружественную атмосферу.        

 

Как говорил В. А. Сухомлинский: « Детство – важнейший период  жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Поэтому, конечно, очевидна важность дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик «Детский сад и семья»

 

О.И. Давыдова, И.Г. Богославец, А.А. Майер «Работа с родителями в ДОУ»

 

Н.Ф. Виноградова «Воспитателю о работе с семьёй»

 

«РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ.»

Как рано, поразительно рано проявляются

в играх первые зародыши тех форм поведения,

которые много лет спустя, подвергшись усложнениям

и превращениям, определят ценность данной личности.

П. Ф. Каптерев

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от неё на 70% зависит, каким вырастет человек. А игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье. Игра ребёнка имеет свои особенности. В игре ребёнка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов; подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах и трудовых действиях. В игровой роли он подражает не только действиям, но отношениям, чувствам, переживаниям взрослых. Без такого переживания невозможно сформировать нравственные понятия. Всё это происходит в том случае, если игры ребёнка находятся под наблюдением взрослых.

Но, при проведении опроса родителей о значении игр, педагоги выяснили, что многие из них не понимают воспитательного значения игры, поэтому не учитывают, что в игре малыши по-своему осмысливают взаимоотношения взрослых, знания, приобретаемый опыт поведения. Многие родители стремятся постоянно пополнять игровое пространство ребёнка, показывают игровые действия с новой игрушкой, предлагают поиграть одному. Они не осознают, что ребёнку важно даже небольшое их участие в детской игре, чтобы чувствовать, что его понимают, что его игровые действия одобряют.

Роль педагога состоит в том, чтобы помочь семье осознать цели и задачи нравственного воспитания, используя игру; осознать роль игры в развитии поведения, положительных взаимоотношений со взрослыми; помочь овладеть методами руководства детской игрой, способами обучения ребёнка в ходе игры. Педагоги стремятся разносторонне рассматривать проблему нравственного воспитания детей в игре, учитывая возрастные особенности детей, сочетая теоретические положения педагогики и психологии с анализом конкретных фактов воспитания детей в семье, опираясь на личный опыт родителей и одновременно вооружая их конкретными приёмами психологического воздействия на детей. Вот некоторые советы педагогов:

- Взрослый, вступая в игру с ребёнком, берёт на себя определённую роль и выполняет правила, предписанные ею, но одновременно он незаметно руководит игрой. Стать партнёром в игре – значит занять положение сотрудничества, взаимопонимания, соблюдать равенство отношений.

- В игровом общении недопустима назидательность, иначе игра теряет свою привлекательность, воспитательную ценность, а иногда и вовсе распадается.

- Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя, играйте с ним на равных, осторожно направляйте ход игры.

- Важным педагогическим условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает ребёнка на тему игры, рождает игровые связи, жизненные ситуации, вызывает вопросы, размышления. Важны и двигательные, и образные, и дидактические игрушки. Чем разнообразнее виды игрушек, тем разнообразнее игры малыша. Часто достаточно иметь 2-3 игрушки одного вида. Когда у малыша много одинаковых игрушек, ограничивается его игровой опыт, интересы, а следовательно, развитие. Покупая игрушки, обращайте внимание не только на их новизну, привлекательность, стоимость. Главное при покупке – целесообразность. Прежде чем сделать покупку, неплохо спросить малыша, для каких игр понадобится ему новая игрушка.

- Наличие постоянного места для хранения игрушек не означает того, что ребёнок может играть только здесь. Он стремится играть там, где находятся члены его семьи. Изменения игровой обстановки вызывает у детей новые игровые ситуации, влияет на выбор темы, обогащает игровой и нравственный опыт. Не ограничивайте игровое пространство ребёнка, не запрещайте переносить игрушки из-за того, что, наигравшись, ваш ребёнок отказывается убирать их.

- Помогайте ребёнку освоить назначение игрушки, формируйте у него умение играть.

- Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если игрушку только что купили и малыш знает, как с ней играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро его опыт истощается, игрушка становится неинтересной. Подскажите ребёнку новые игровые действия, поиграйте вместе с ним, посоветуйте, какую роль можно взять на себя, играя с игрушкой, проследите ролевое поведение, его отношение к игрушке.

- Играя вместе с ребёнком, следите за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет в ребёнка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть.

- Время от времени вместе с ребёнком осматривайте его игровое хозяйство. Если малыш нечаянно сломал игрушку, не спешите выбрасывать её. Это сделать никогда не поздно. Отремонтированная взрослым в присутствии малыша игрушка становится ему дороже новой. Ремонт игрушки может обыгрываться по-разному.

- Чем больше времени взрослые уделяют своему малышу, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы, в том числе и игра, сближают, создают в семье дружественную атмосферу.

Как говорил В. А. Сухомлинский: « Детство – важнейший период жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Поэтому, конечно, очевидна важность дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии ребёнка.

 

 

 

Литература:

Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик «Детский сад и семья»

О.И. Давыдова, И.Г. Богославец, А.А. Майер «Работа с родителями в ДОУ»

Н.Ф. Виноградова «Воспитателю о работе с семьёй»

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×