Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль игры в формировании творческого потенциала обучающихся начальных классов | Нина Михайловна Шевченко. Работа №359331. Номер работы: №359331

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Ролевая игра как средство развития коммуникативных умений. Психическое развитие детей. Суть и структура сюжетно-ролевой и деловой игры. Что такое ролевая игра? Виды ролевых игр в начальной школе. Примеры использования сюжетно-ролевых и деловых игр в начальной школе. Игра «Планета друзей». Игра «Зоопарк». 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на тему:

«Использование игровой технологии как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников на занятиях «Окружающего мира».

Подготовила

учитель начальных классов

ГБОУ ЛНР «»ССШ «17»

Шевченко Нина Михайловна

Игра — это ведущий вид деятельности младшего школьника. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формируются черты характера. В начальной школе игра является главным способом получения ребенком социального опыта. Ведущая роль в этом принадлежит сюжетно-ролевым и деловым играм. Их форма проведения предполагает импровизированное разыгрывание определенной ситуации. Причем, в большинстве случаев, ребенок в ходе данных игр выполняет роли взрослого человека. Зачем нужно проводить ролевые и деловые игры в начальной школе? Какие ролевые игры можно проводить в начальной школе?

Ролевая игра как средство развития коммуникативных умений

В процессе игры между детьми устанавливаются такие отношения, которые они потом воспроизводят в реальной жизни. Ребята обучаются таким приемам и правилам общения, которые в дальнейшем смогут использовать в сходных по форме жизненных ситуациях. Проигрывание ситуации несколько раз дает возможность школьникам поменяться ролями, испробовать другие варианты поведения, провести рефлексию деятельности.

Психическое развитие детей

Огромную роль имеет игровая деятельность для процесса психического развития детей. Немаловажное значение имеет и эмоциональная составляющая игрового процесса, ведь самый яркий след в нашей памяти оставляют именно те события, которые задевают наши чувства, вызывают сильную душевную реакцию.

Таким образом, игровая деятельность дает возможность ребенку приобрести бесценный собственный жизненный опыт в максимально комфортных для него условиях. Ее можно назвать творческой лабораторией самообразования, «школой жизни» для ребенка.

Суть и структура сюжетно-ролевой и деловой игры

Сюжетно-ролевые и деловые игры имеют социальную природу. Их суть заключается в искусственном погружении детей в условия, возможные в реальной жизни. Главное в проведении таких игр — дать возможность детям проявить инициативу, представить свою модель социальных отношений.

Младшие школьники уже имеют представление о том, как именно ведут себя взрослые в схожих ситуациях. Поэтому, несмотря на предлагаемую свободу действий, в большинстве случаев дети пытаются копировать их поведение. Задание организатора игры состоит в том, чтобы подталкивать ребят к поиску своих вариантов поведения, нестандартных решений возникающих проблем.

Структура этого типа игры довольно противоречива. С одной стороны, в процессе игры ребенок должен чувствовать себя абсолютно свободно. С другой стороны, ход игры строго регламентируется:

-определен круг ролей, которые должны играть школьники;

-указаны условия и обстановка, в которой происходят воображаемые события;

-описаны правила игры, которые необходимо выполнять;

-существуют моральные и этические установки, которые обязаны использовать участники.

Что такое ролевая игра?

Ролевые игры — это всегда игра «во что-то» или «в кого-то». Основа такой игры заключается в содержании ролей, которые дети должны «примерить» на себя. Возможны такие разновидности ролей:

-конкретных взрослых или детей;

-представителя определенного типа профессий;

-семейные роли;

-этнографические;

-роли сказочных или литературных героев.

Каждый ребенок должен исполнять свою роль только в рамках игрового действия, которое может быть направлено на:

-предметное воссоздание содержания деятельности;

-выстраивание системы отношений между людьми в ходе деятельности.

Виды ролевых игр в начальной школе

Отличительным свойством ролевой и деловой игры является наличие сюжета. Можно использовать такие разновидности сюжетов:

-созидательные;

-связанные с профессией;

-связанные с открытием;

-маршрутные, т.е. путешествия;

-связанные с искусством;

-военизированные;

-сказочные;

-фантастические.

Включение детей в сюжетно-ролевую или деловую игру позволяет им выйти за рамки своего контекста деятельности, реализовать потребность в межличностном общении и овладеть необходимыми ключевыми компетентностями.

Примеры использования сюжетно-ролевых и деловых игр в начальной школе

Рассмотрим на примерах, какие ролевые игры можно провести с младшими школьниками. Начнем с тех игр, где предлагается выполнять роль детей. Ценность таких игр в том, что ребятам дается возможность опробовать различные варианты, проиграть несколько моделей поведения и на основе этого определить наиболее оптимальный и правильный.

Игра «Планета друзей»

Сначала учитель предлагает детям объединиться в несколько групп и описывает им игровую ситуацию. Речь будет идти о бесконечном космосе, в котором находится множество планет. Каждой команде предлагается заселиться на отдельную планету. Суть игры будет заключаться в налаживании жизни на необитаемой территории. Дети, поочередно выполняя задания учителя, должны развивать и обустраивать свое государство. Задания следующие:

*Придумать название планеты и его жителей. Описать, как они должны выглядеть.

*Составить правила совместного проживания на планете.

*Описать, какие события происходят на планете.

*Предложить варианты решения описанной ситуации, если бы она произошла на вашей планетеосле того, как всеми группами будут высказаны их варианты поведения в такой ситуации, необходимо провести коллективное обсуждение и формулирование общих правил общения между детьми.

В завершение игры необходимо предложить детям от фантастической ситуации перейти к реальным событиям.

Школьникам нужно описать:

-какую ситуацию они проиграли;

-какую тему затронули;

-как можно, высказанные в ходе игры правила, применить в жизни своего класса.

Дети должны высказать и закрепить правила общения в классе. Можно выбрать группу детей, которые запишут и оформят эти правила, а потом прикрепить их в классном уголкеольше всего интерес у детей вызывают, конечно же, игры, в которых они исполняют роль взрослых. Возможны такие варианты.

Игра «Зоопарк»

Для проведения такой игры понадобиться подготовить большое количество инвентаря:

-фигурки различных животных;

-материал для постройки вольеров (может быть использован строительный конструктор или картонные коробки);

-природный материал для создания эффекта парка;

-кассовые билеты.

Детей необходимо разделить на несколько групп и отдельно выбрать директора зоопарка и кассира. Смысл игры состоит в построении зоопарка и организации экскурсии по нему.

Сначала каждой группе предстоит выбрать животного, за которым они должны ухаживать. Можно это сделать в произвольном порядке, по жребию или предложить отгадать загадки. Пока происходит это действие, директор зоопарка должен продумать место расположения каждого вольера и нарисовать схематическую карту. После распределения групп он выдает каждой из них строительный материал. В то время, пока группы возводят вольеры, директору предстоит красиво оформить карту зоопарка и наметить маршрут экскурсии по нему.

Основная часть игры заключается в том, что дети должны не просто поселить животное в вольер, а обеспечить ему уход. Ребятам предлагается найти информацию как нужно кормить их зверя, какие создать для него условия. На это можно отвести два-три дня и продолжить игру после того, как школьники подготовятся.

 

Всю информацию, которую детям удастся собрать, необходимо будет озвучивать во время виртуальной экскурсии. Для этого в каждой группе выбирается свой гид. Остальные дети покупают билеты в кассе и отправляются на прогулку в зоопарк. Двигаются по зоопарку все одной группой и возле каждого вольера слушают о том, кто здесь живет.

Такая игра может быть использована на занятиях экологической направленности. В ходе игры дети познакомятся с правилами поведения в зоопарке и узнают много информации о редких животных.

На мероприятиях, посвященных изучению Правил дорожного движения можно проводить ролевые игры «Дорожное движение», «Я иду домой», «Мы на пешеходном переходе» и т.д.

Игра «Журналисты»

Сначала объявляется название и тематическая особенность журнала. Среди учащихся класса выбирается главный редактор. Он может быть назначен или определен путем голосования всех членов коллектива.

Также нужно рассказать детям о том, что в редакции журнала существуют несколько тематических отделов и объяснить особенности работы каждого из них. Школьники должны подумать, в каком отделе им будет интереснее работать. Распределение по отделам можно также провести в виде полноценной ролевой игры, когда детям нужно написать заявление на работу, пройти собеседование и получить приказ о назначении.

После выполнения всех организационных моментов необходимо приступать к имитации работы редакции. Детям предлагается тема выпуска и каждый отдел должен подготовить материал и подать его в печать. Обязательно должна быть выбрана редколлегия, которая будет проверять соответствие материала теме и требованиям по оформлению.

Результатом проведения такой игры должен стать выпуск печатной продукции. Предлагая детям такую игру, стоить подумать о ее практической значимости. Поэтому тема выпуска должна быть подобрана в соответствии с изучаемой темой на уроках или внеурочном занятии. Изготовленный журнал должен быть использован на итоговом коллективном мероприятии. Причем, недостаточно просто его показать, нужно просмотреть и проанализировать каждую страницу. В конце следует поблагодарить всех работников редакции и, возможно, «выплатить» им зарплату.

Тематика подобных игр очень разнообразна. Можно предложить детям поработать на кондитерской фабрике, в пиццерии, в парикмахерской, в магазине, поликлинике или на почте. С помощью данных игр школьники поймут особенности каждой профессии.

Примеры игр на уроках в начальных классах

Математика

Сюжетные игры на профессиональную тематику могут быть и не такие сложные, а воспроизводить только отдельные элементы трудовой деятельности. Например, на уроке математики можно предложить детям поиграть в игру «Рыбаки». Они получают удочки, имитируют насаживание наживки и забрасывают крючок «в воду». По очереди школьники вылавливают рыбок, на которых написаны примеры. После удачного улова нужно выполнить полученное задание.

Русский язык

Еще один пример использования деловой игры на уроке русского языка. Это игра «Почтальон». В класс заходит почтальон и сообщает, что у него есть письма для учеников класса. Дети получают письма (можно воспроизвести ситуацию получения заказного письма). Потом школьники вскрывают конверты и достают карточки с заданием для самостоятельной работы.

Ролевая игра Почтальон на уроке русского языка в начальных классах

Приглашаем сказочного героя

Детям нравится принимать участие в играх со сказочным или фантастическим сюжетом. Самый простой способ использования подобных игр — приглашение в класс сказочного героя, который предлагает ребятам выполнить его задания. Например, Незнайка может попросить научить его придумывать стихотворения. Красная Шапочка может раздавать школьникам пирожки, на которых написаны задания (слова с пропущенными буквами, термины, значение которых нужно объяснить и т.д.).

Драматизация

Есть и более сложный вариант проведения таких игр. Например, игра «Снимаем сказку». Детям нужно познакомиться со сценарием, распределить роли, подготовить костюмы и декорации. Следует дать время на репетиции. Цель такой игры не в простой инсценизации сюжета сказки, а в анализе ее морального аспекта. После постановки учитель должен предложить школьникам обсудить, как ребята чувствовали себя в роли своих героев. Акцент нужно сделать на тех поступках, от которых дети испытывали неловкость, считают их несправедливыми. Такая беседа заканчивается формулированием правильных норм .На своих уроках окружающего мира я провожу следующие игры :

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач, т. д.

Игры-поручения по содержанию проще, а продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесными поручения.

Игры-предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывание игровых действий.

В методических рекомендациях к урокам окружающего мира предложены игры , но мне бы хотелось показать читателям примеры , других дидактических игр, которые так же можно использовать при изучении различных тем.

Так при проведении урока на тему: «Лесные новости » в 1 классе, мной была проведена игра «Туристы».

Игра «Туристы»

Цель которой – познакомить детей с особенностями леса.

Продолжительность игры 40 минут, то есть весь урок проходил в форме игры.

Ход игры:

Ребятам пришло письмо из леса с просьбой о помощи. Кто-то в лесу нарушил тишину и расставил капканы. Что бы их убрать, необходимо было выполнить различные задания. В классе было сформировано три команды туристов. Перед каждой командой стояла задача: придумать название команды и внимательно слушать задания и инструкции учителя.

Первый капкан, который должны были убрать дети, назывался «Загадки». Детям было предложено 6 загадок об обитателях леса. После того, как дети справились с эти капканом, им было предложено следующее задание-ловушка, разгадать кроссворд.

На следующем этапе ребятам было предложено 2 ситуации на тему охраны природы и правила поведения в лесу. Эти ситуации были предложены как письма от лесника.

Первая ситуация: « Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги они сели отдохнуть и пообедать. Вынули из бумаги хлеб с яйцом. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сели, боясь пошевелится. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды, бумагу и бросила их под куст. Лида завернула яичную скорлупу в бумагу и положила в сумку. Зачем ты берешь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст, ведь мы в лесу. Никто не увидит. Лида тихо ответила подруге. Как вы думаете, ребята, что ответила девочка своей подруге?» Вторая ситуация: «Под кочкой в сыром болотце заметил Петя маленького славненького лягушонка.

Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Петя. – Как же плохо тебе, бедняжке, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно!

Дома Петя посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости.

Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, в сухости и чистоте. Не то, что в своем грязном болоте!»

Эти ситуации ребята обыграли, и обсудили, как надо правильно поступать в таких случаях.

Затем из каждой команды были выделены два помощника. Ребятам были розданы картинки с изображением животных. Первая команда – медведь, сверчок, вторая – лиса, крот, третья – заяц, гусеница. Перед детьми стояла задача, изобразить своей команде животного с картинки. Ребятам очень понравилось это испытание.

А напоследок мы вместе с детьми вспомнили как нужно вести себя в лесу и нарисовали запрещающие знаки. Весь урок прошел в форме игры, и у ребят было много впечатлений.

Урок в 1 классе по теме «Родная страна» , посвященное дню космонавтики. Была проведена игра «Космонавты» с целью познакомить детей с разнообразием космических явлений и предметов.

ИГРА « МЫ космонавты»

Время проведения игры 40 мин.

При проведении этой игры ребята разделились на команды, воображали себя космонавтами. Они летали на ракете по всему космосу. Правила игры были достаточно просты: за каждый правильный ответ на вопрос получали звездочку и новую информацию о космосе. Ребятам были заданы вопросы: Когда совершил свой первый полет в космос Юрий Гагарин?

Что значит орбитальный полет?

Какое животное полетело в космос?

Что такое невесомость?

Что находится в космосе?

Какие планеты вы знаете?

Какая планета самая маленькая, а какая большая?

Как называются космические обломки?

Что такое спутник?

В конце занятия мы провели рефлексию: детям было предложено нарисовать, сто им больше всего понравилось; определили лучшую команду космонавтов, подвили итоги.

При проведении урока в 1 классе «Здоровая пища » из раздела « Ты и твоё здоровьебыла проведена игра «Овощи и фрукты».

Игра «Овощи и фрукты».

Цель игры – систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах. Познакомить с понятием витамины. Дидактическая игра длилась 15 минут. Детям были объяснены правила игры. В воображаемой корзине лежали овощи и фрукты (картинки). Чтобы определить, что изображено на картинке, дети должны были задавать вопросы, требующие однозначного ответа: да, нет. Например, он круглый? Он сладкий? Он желтый? В нашей «корзине» находились : морковь, яблоко, лук, редиска, абрикос, апельсин, лимон, огурец, банан. После того как фрукт и овощ был угадан, ребятам предлагалось назвать, какие витамины в нем содержатся. Игра детям очень понравилось, так как овощи и фрукты были натуральными.

При проведении урока во 2 классе на тему «Почему нужно мыть руки и чистить зубы?» из раздела «Ты и твоё здоровье. » на уроке было проведена игра «Врачи».

Игра «Врачи»

Цель – сформировать понимание необходимости гигиенических процедур – чистка зубов, мытье рук.

Время проведения 30 мин.

Ход игры.

Выбор объекта игры (их было два – чистка зубов и мытье рук) происходил на основании отгадывания загадки:

На красной жердочке,

Сидят белые курочки. (зубы)

Поэтому первым объектом игры были зубы. Ребята рассмотрели свои зубы, и учились, как правильно надо их чистить. У каждого ребенка была расческа вата и своя зубная щетка.

Ребятам была предложена еще одна загадка:

Костяная спинка

Желтая щетинка,

С мятной пастой дружит

Нам усердно служит. (зубная щетка)

На примере расчески ребята учились чистить свои зубы. Главным правилом игры являлось то, что бы ребята повторяли за учителем, который был на данном уроке врачом.

На втором этапе игры ребята учились правильно мыть руки, но перед этим мы провели конкурс, у какого ряда самые чистые руки. Раздали каждому ряду по почищенной картошке, что бы каждый подержал ее в руках. Оказалось, что у ребят были достаточно чистые руки. После этого учитель вызывал с каждого ряда по два человека, и они учились мыть правильно руки. Все остальные повторяли в воздухе, а ребятам у доски была налита вода, на столе лежало мыло и полотенце. Основным правилом являлось то, что бы ребята повторяли за учителем.

В конце урока была проведена рефлексия. Ребятам были заданы вопросы: Для чего нам нужно чистить зубы и мыть руки?

Что может произойти с человеком, если он не будет чистить зубы и мыть руки?

На уроке во 2 классе по теме « Что такое здоровье .» из раздела «Ты и Твоё здоровье.» проводилась дидактическая игра «День – ночь»

Игра «День – ночь

Цель - показать значение сна, сформировать умение правильно вести себя перед сном.

Правила игры таковы: учитель называет фразу, если это нельзя делать перед сном, то ребята подпрыгивают, а если это можно делать перед сном или ночью, то ребята показывают сон. Детям были предложены фразы:

Мы чистим зубы и умываемся.

Мы прыгаем и бегаем.

Мы проветриваем комнату..

Мы смотрим страшный фильм.

Мы кушаем.

Мы читаем книгу.

Мы слушаем музыку.

Мы кричим.

Мы гуляем.

Мы деремся.

Мы поливаем цветы.

Мы собираем портфель.

Мы делаем уроки.

Мы делаем уборку.

Эта игра помогла легче запомнить правила поведения перед сном.

Кроме того, было проведено несколько внеклассных занятий , посвященных охране природы. Все занятия проходили в форме игры.

 

Занятие №1

Игра «Санитары природы».

Цель которой показать значение природы в жизни человека Класс разделился на три команды, и каждая команда придумала себе название. Все ребята были санитарами природы. Мы начали свою игру с отгадывания загадок на тему явления природы и остановились на водной среде. По картинкам ребята отгадывали водоемы, после чего обсуждали охрану водоемов, рисовали знаки запрещающие засорять водоемы. После этого затронули вопросы охраны воздуха, показывая знаки запрещающие засорять воздух, ребята обсуждали что влияет на загрязнение воздуха. От загрязнения воздуха страдают не только люди, но животные и растения. Детям было предложено нарисовать знак запрещающий губить животных и растения. Ребята обыграли ситуацию про то, как два мальчика спорили, поджигать сухую траву или нет. Это вызвало бурную реакцию детей, они начали живо обсуждать эту тему. Подводя итог занятия, мы вспомнили, какие же должен помнить правила каждый человек, что бы быть здоровым.

Занятие №2

Игра «Поможем природе»

Цель: Закрепить знания учащихся о природе, о ее влиянии на душу человека. Развивать мышление, воображение, творческие способности учащихся. Воспитывать общечеловеческие ценности и положительные черты характера.

 

Ход урока: На доске вывешены сердца людей, влюбленных в природу: в леса, в цветы, в горы, в облака и т.д. (предыдущее занятие).

Учащиеся отгадывают, чье это сердце.

Звучит музыка. Под музыку учитель читает детям высказывания о природе. (Книга 2, стр. 12, 13, 17, 23. А. Лопатина, М. Скребцова)

Беседа:

Учитель: Ребята, перечислите качества человека, которого можно назвать другом природы (качества записываются на доску).

Может ли без этих качеств человек быть настоящим человеком?

Нужны ли эти качества в профессии людей?

Как и чем любовь к природе может помочь представителям разных профессий в их работе, например: врачу, ученому, учителю, повару, художнику?

Перечислите все, чему природа может научить человека. (Доброте, милосердию, щедрости и т.д.).

Кто в природе учит человека этим качествам?

(Красоте людей учат: цветы, деревья, горы, закаты и т.д.).

Все дети – люди, учитель – представитель мира природы (можно взять одного ребенка).

Дети по очереди перечисляют, что люди могут сделать для данного представителя мира природы, чтобы жизнь его стала и была лучше.

Учитель: Но это могут сделать только настоящие люди, обладающие всеми замечательными качествами, светлыми помыслами и поступками. А этому надо каждому из нас долго учиться и воспитывать все это хорошее и доброе в своей душе, в своем сердце.

/ Предлагает поиграть в игру и поучиться этому /

 

Занятие №3

Игра «Добрый мир природы .»

 

Детям раздаются карточки с изображением или названием разных

обитателей мира природы. (Дети могут сами придумать себе название игры «Кем ты будешь?»)

Ведущий – учитель (карточка – «человек»).

 

Каждый от имени своего обитателя должен ответить на вопрос:

Какую пользу приносит его обитатель миру людей?

 

6. Игра «Продолжи предложения»:

Природа радуется, когда люди …

Природа сердится, когда люди …

Природа плачет, когда люди …

Природа гордится, когда люди …

Природа болеет, когда люди …

 

Учитель: Представьте, что все люди научились слышать и понимать язык природы.

Что изменилось бы тогда в природе? в нашей жизни?

7. Рисунок.

Учитель: В какое время года или явление вы влюблены?

Нарисуйте сердце влюбленного человека в море, в горы, в звезды, в снег, в деревья, в цветы, в птиц и т.д.

 

А эти игры можно провести во 2 классе изучая тему «Кто живёт рядом с тобой.», «Можно ли изменить себя?»

 

Игра «Светлые помыслы и поступки»

 

Дети встают в круг (можно сидя за партой). Педагог бросает каждому ребенку мяч, предлагает ту или иную ситуацию, например: «Ты помог маме по хозяйству». Если ребенок считает этот поступок светлым, то он ловит мяч. Если не согласен, то ситуация обсуждается.

Предлагаемые ситуации:

Ты сказал неправду, а затем тебе стало стыдно, и ты во всем признался.

Ты сказал неправду своему другу, потому что твой друг тоже тебе сказал неправду.

Ты уступил место, потому что тебя об этом попросили.

Ты пожалел голодную собаку.

По школе бегают старшеклассники. Ты не останавливаешь их и не делаешь замечания, потому что они старше тебя.

Один человек совершил геройский поступок, но погиб. А другой просто долго живет. Кого бы ты хотел выбрать себе в друзья? На кого бы ты хотел быть похож?

Учитель: На что похожа жизнь первого человека и жизнь второго человека?

 

/ Иллюстрирует две жизни – зажигает детям свечу и лист бумаги.

Лист бумаги горит ярко, но быстро сгорает, а свеча горит не так ярко, но долго /.

Учитель: Подумайте над этим и скажите свое мнение.

 

Письменная работа: Написать сочинение на тему

«Два огня», «Свет души».

Игра «Что поможет душе расти?»

Дети встают в круг. Учитель бросает мяч каждому ребенку, спрашивает его: «Труд помогает душе расти?». Если ребенок согласен, то он ловит мяч и объясняет почему ( «да» или «нет»).

Книги помогают душе расти?

Искусство

- «

-

Друзья

- «

-

Родители

- «

-

Деньги

- «

-

Еда

- «

-

Сон

- «

-

Страдание

- «

-

Спорт

- «

-

Одежда

- «

-

 

Рисунок.

Учитель: Чувствовали ли вы в себе душу, и в какие моменты?

Расскажите об этих моментах и нарисуйте цветок своей души.

Итог.

Рисунки рассматриваются и склеиваются в общее панно

«Сад цветущих душ»

 

Надеюсь , что данные дидактические игры помогут коллегам сделать урок интересным, а не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые требуют решения. Считаю, что использование в учебном процессе системы сюжетно-ролевых игр обеспечит благоприятную адаптацию ребенка к школе, позволит снять перегрузку обучающихся, будет способствовать сохранению психологического здоровья учащихся младших классов.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×