Роль игры в подготовке детей к обучению грамоте (из опыта работы) | Михайличенко Галина Григорьевна, Данилкина Светлана Юрьевна. Работа №207561
Автор: Михайличенко Галина Григорьевна, Данилкина Светлана Юрьевна
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Михайличенко Г.Г. воспитатель высшей квалификационной категории
Данилкина С.Ю. воспитатель I квалификационной категории
МКДОУ д\с № 461 «Золотая рыбка» г. Новосибирска
Роль игры в подготовке детей к обучению грамоте (из опыта работы)
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» - Н. К. Крупская.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания.
Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Игра строится на общении со взрослыми и сверстниками. Ребенок - это будущий школьник. Знания и умения, полученные детьми в процессе игр и занятий по обучению грамоте, будут необходимы ему в будущем.
Элементы подготовки к обучению грамоте вводятся со средней группы, продолжается эта работа в старшей и подготовительной группах на специально организованных занятиях по обучению грамоте. Именно такая система обучения даёт наиболее высокие результаты в освоении детьми начальной грамоты.
В своей работе не стремимся сразу к тому, чтобы дети быстро читали. Только когда дети активно овладеют отдельными шагами и в них созреет необходимость перейти на следующую ступень.
По этому, строим свою работу следующим образом - учим детей делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы. По звуковому анализу проводится специальная работа: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук. Например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков; громкое, подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию - ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заменяется фишками - заместителями букв. Одновременно дети в практическом плане усваивают термины: звук, слог, слово, предложение, предлог, дифференцируют звуки по твердости - мягкости, глухости - звонкости. Дети складывают из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа слоги, слова, предложения. Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно.
Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников.
Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог. По мере знакомства с буквами, они вписываются в схему слова. Дети узнают, что слог содержит один гласный звук, в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. Дети учатся вставлять пропущенные буквы, читать слоги, составлять из них слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного. Они учатся также делить предложение на слова, определять количество, порядок слов в предложении, выделять предлог.
Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Занятия направлены на включение в работу всех анализаторных систем.
Также проводим работу:
над смысловыми оттенками значений частей речи (домик - домище; играть
- проиграть; умный
умнейший);
пониманием смысловой близости и различия разнокоренных синонимов (
веселый
- улыбчивый, радостный - жизнера
достный; счастливый
удачный);
над пониманием словосочетаний в
переносном
зн
ачений (лес дремлет; злая зима);
на образование смысловых оттенков значений имён существительных (книга - книжка, книжонка), глаголов (бежал - забежал), пр
илагательных (умный - умнейший);
на подбор синонимов и антонимов к изолиро
ванным словам и словосочетаниям;
на развитие понимания переносного значения многозначного слова позволяет сформировать у детей навык переноса в свою речь слов с различными смысловыми оттенками (белка
- белочка, лиса - лисонька), отражающими эмоциональное состояние, настроение, чувства героев, характеристику персонажей.
В работе с детьми также используем фразеологизмы, пословицы. Но для этого необходимо детям разъяснять их значение. Например: «Зарубить на носу» - запомнить, «Водить за нос» - обманывать, «Бок о бок» - рядом и т.д.
Для составления рассказа по картине мы используем также технологию: «Что сначала? Что потом?», в основе, которой лежат серии картинок, по которым составляется связь их между собой и составляется рассказ. Вместе с образностью речи с помощью этой методики у детей развивается логическое мышление. Для развития умения составляет рассказ с помощью данной технологии, используем следующие игры: «Что сначала? Что потом?», «Узнай сказку и нарисуй, что должно быть в пустом квадрате», и т.д.
Подготовить ребенка к школе - это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать.
Образовательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.