Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль игры в социальном и интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста | Куликова Ирина Николаевна. Работа №232441

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Куликова Ирина Николаевна
Игровой процесс - неотъемлемая часть самоопределения и самовырожения ребенка,формирования его "я".

«Роль игры в социальном и интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

«Игра – генетическая основа, источник, корень всякого творчества, его подготовительная ступень»

 (Л. С. Выготский).

 

Высокое значение в формировании личности дошкольника относится к игровому процессу как неотъемлемому виду деятельности. Игра представляет собой одно из действительных средств становления ребенка как индивида и личности, определения его моральных норм и социальных качеств, с помощью игрового процесса удовлетворяется потребность ребенка в изучении и взаимодействии с миром. Через игры дети воссоздают действия и взаимоотношения взрослых, их нормы поведения и общения друг с другом тем самым изучая реальность окружающую их.

На этапе детсадовского развития дети осуществляют множество видов деятельности, но игровой процесс является особой, основополагающей деятельностью с множеством возможностей и вариотивностей поведения и изучения окружающего ребенка мира. Игру, как процесс формирования и воспитания личности дошкольников изучали многие педагоги в том числе Выгодский Л.С., Рубинштейн С.Л., Поддьякова Н.Н, и др.

А так как игровой процесс в дошкольном возрасте является основополагающим видом деятельности, то основную часть своего времени дети данной возрастной группы отводят игровому процессу, который изменяется и усложняется вместе с возрастным развитием ребенка от трех лет до шести, семи. Так первые предметно-манипулятивные и символические игры перерастают, со временем, в сюжетно – ролевые имеющие определенные правила и критерии. И следовательно к старшему дошкольному возрасту ребенок осваивает множество видов игр в которые играют дети этого возраста и в зависимости от ситуации и окружения может определять в какую игру он будет играть. Так же развивается и его умение выполнять игровой процесс, и если в возрасте трех лет, ребенку, чаще всего, требуется помощь взрослого, то к пяти годам дети могут самостоятельно выбирать игры (устанавливать, и видоизменять правила) и, как следствие, осуществлять игровой процесс, как с помощью старых (уже известных игр), так и новых (придуманных уже самими детьми).

Игровой процесс – неотъемлемая часть самоопределения и самовыражения ребенка, формирования его «Я». И полное выполнение данных функций игры возможно лишь при условии самостоятельной деятельности ребенка.

С помощью игры ребенок на эмоциональном уровне вливается во взрослый мир воспроизводя и повторяя их отношения в социуме. В игре дошкольник самовыражается и самоутверждается как личность, формирует самооценку и критическое мышление.

В процессе игры дошкольник сопоставляет себя как часть установленного коллектива, воспринимает себя как часть этого коллектива, единство с ним, появляется определение «Мы». В игре дети учатся формировать оценочные суждения своих и чужих поступков, в группе появляется такая форма взаимоотношений как общественное мнение. И как следствие с помощью игры группа дошкольников развивается как коллектив.

С помощью игры формируются социальные нормы поведения, умение уважать мнение и точку зрение другого члена группы, понимать позицию другого ребенка. Что в свою очередь помогает уравновесить детский эгоцентризм с интересами группы, что позволяет перейти на следующий уровень социального самоопределения ребенка.

В момент организации образовательных мероприятий с детьми воспитатель активно включает в данную деятельность игровые технологии (дидактические и логические игр, логико-математические и лингвистические игры). Игровая деятельность в данном возрастном периоде служит своеобразной матрицей образовательного процесса (игры-путешествия, интеллектуальные игры и пр.). Во время обучающей деятельности используются разнообразные игровые методы и приемы: работа с игрушками, имитация движений и действий, речи, ролевые действия. Использование подобных игровых форм помогают концентрировать и удерживать внимание детей, увеличивают познавательную активность, повышают творческий подход ребенка.

Для правильного формирования игровой деятельности дошкольника воспитатель должен выработать в себе следующие профессиональные навыки:

- Умение наблюдать за игрой проводить ее систематизацию и анализ, определять уровни игровой деятельности и как следствие осуществлять действия на ее развитие;

- Обогащать эмоциональную составляющую детей для развития их игровой деятельности;

- Уметь помочь в формировании впечатлений ребенка от игры, для дальнейшего улучшения игрового процесса;

- Переносить их жизненный опыт на основе впечатлений в игры, и создавать с помощью этого новые игровые сюжеты;

- Уметь включить ребенка в игру и грамотно организовать начало игрового процесса;

- Активно использовать косвенные методы управления игрой включая психические процессы дошкольника, использовать его опыт создавая проблемные игровые ситуации (вопросы, напоминания, советы) и пр.

- Создать благоприятные психологические условия для перехода игрового процесса на следующий уровень;

- Обладать навыками собственного участия в игре как на главных, так и на второстепенных ролях, уметь установить правильные игровые взаимоотношения с детьми;

- Уметь обучить игре, объяснить и показать ее правила и последовательность действий;

- Управлять взаимоотношениями детей, урегулировать конфликтные ситуации, уметь социализировать детей с помощью игры, ввести их в игровой коллектив (давать основные роли детям с низким социометрическим статусом, вводить в игру неуверенных в себе, застенчивых и малоактивных детей);

- Уметь моделировать новые игровые ситуации, предлагать новые действия, вводить новые роли и персонажей;

- Обучать детей анализировать игру и делать выводы по прошедшему игровому процессу;

Дошкольный возраст это сензитивный период для игровых процессов. Если в этот период ребенок сформировал умения и навыки игры, выучил множество игр, то в последующие периоды он сможет спокойно воспринимать различные ситуации и социальные роли, вливаться в новые коллективы и чувствовать себя неотъемлемым членом общества.

 

Список литературы:

1. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2013.

3. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб. : Детство-пресс, 2004.

4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н: Издательский центр «МарТ», 2005.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×