Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке старшеклассников

Автор: Шутова Людмила Алексеевна

Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке

учащихся и профильном обучении.

 

Актуальность проблемы. Важнейшим социальным требованием к школе в соответствии с концепцией модернизации российского образования и концепцией профильного обучения является ориентация учащихся не столько на приобретение суммы знаний, сколько на развитие его личности. В стратегических документах отмечается новая роль профессиональной ориентации как условия психолого-педагогической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

В контексте концептуальных идей профильного обучения школьнику необходимо оказать помощь в определении содержания своего образования с учетом индивидуальных способностей, склонностей, интересов; расширить возможности его социализации, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Оказать ученику поддержку в выборе дальнейшего пути обучения, профессиональном самоопределении может классный руководитель, который выступает координатором целостного педагогического процесса.

Особое внимание классному руководителю в связи с этим необходимо обратить на проблемы предпрофильной подготовки, жизненного самоопределения и формирование жизненных планов старшеклассников, ориентацию на приобретение навыков для будущей профессии. В связи с этим деятельность классного руководителя приобретает новый оттенок. Классный руководитель становится координатором  раскрытия творческого потенциала ученика.

Основные направления в работе классного руководителя:

  • выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;

  • оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением; развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенции, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

  • формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

  • уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

Виды деятельности классного руководителя:

1) педагогический мониторинг;

  • Выявление интересов, склонностей, образовательных запросов школьников.

  • Определение предрасположенностей к конкретным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения.

  • Определение степени готовности к выбору профиля обучения.

  • Уровень готовности к профессиональному самоопределению,

  • Выявление степени осознанности роли портфолио в нравственном становлении личности.

В диагностике профессиональной направленности личности школьника вовсе не обязательно изучать множество его индивидуально – психических свойств. Достаточно знание только тех, которые имеют важное значение для каждого типа профессий. Известно, что все профессии на основе предмета трудовой деятельности условно распределены на пять типов: 1) “Человек – природа” (Ч-П); 2) “Человек – техника” (Ч-Т); 3) “Человек – человек” (Ч-ч); 4) “Человек – знаковая система” ( Ч – З); 5) “Человек – художественный образ” ( Ч – Х). Предлагаю провести следующие занятия.

1) Классный час

Тема "Выбор профессии"

2) Профессиональный интерес определяется при помощи специальной “Анкеты интересов”.

3) Так же необходимо каждого ученика протестировать на пространственное мышление, слухоречевую память, зрительную память, логическое мышление, словарный запас, математическое мышление, глазомер, вычислительные способности.

Затем всё это отражается в “Диагностической профориентационной карте”.

4) Анкета "Ваша будущая профессия" (автор Л. Н. Лучко).

5) Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии.

6) Анкетирование

а) “Курсы по выбору” (предметные)

б) “Курсы по выбору” (ориентационные)

в) АНКЕТА профильной ориентации (проводится с учащимися в конце 8-го класса).

2) проектировочная;

Планирование воспитательной работы в профильном классе можно осуществлять в двух вариантах:

первый – “включение” необходимых содержательных элементов в основные виды деятельности (мониторинг, проектировочная, организационная, гностическая деятельность);

второй – специальный раздел перспективного плана воспитательной работы “Профильное обучение старшеклассников как средство социализации личности”.

3) организаторская

В рамках предпрофильной подготовки учащиеся обязаны посещать курсы по выбору. Роль классного руководителя заключается в информировании учащихся о работе тех или иных курсов и учёте посещаемости;

4) гностическая:

  • осуществления сбора и анализа данных по готовности учащихся к выбору профиля

  • анализ данных, полученных в ходе диагностической деятельности;

  • анализ изменений в личностном росте школьников;

1. Диагностика интересов, склонностей, способностей, других индивидуальных особенностей, которые в дальнейшем смогут определить характер и успешность образовательной деятельности учащегося.

2. Прогнозирование успешности овладения учащимся учебным материалом, предусмотренной соответствующими программами образовательных областей.

3. Диагностика готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения как ключевого этапа самообразовательной деятельности.

Для реализации диагностики могут использоваться:

  • методы нестандартизованного интервью или эвристического сочинения на тему “Чего я жду от старшей школы?”;

  • наблюдение за учащимся при презентации ему возможностей профильного обучения, как в школе, где он обучался ранее, так и в других школах;

  • анализ выполнения учащимся серии заданий открытого типа, предполагающих соотнесение сценариев предстоящего профильного обучения и вариантов дальнейшей образовательной, предпрофессиональной и профессиональной деятельности, а также с реалиями рынка труда и образовательных услуг в данном регионе;

  • анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для формулирования учащимся суждений о своих основных затруднениях, проблемах для успешной учебной и внеучебной деятельности;

  • владение алгоритмом поиска и обработки информации, ее систематизация, устное и письменное резюмирование, использование словарей, формулирование вопросов, аргументация и доказательное подтверждение собственной позиции, способность к участию в дискуссии, самостоятельное создание нового текста, в том числе и использованием схем, таблиц, и т.д.;

  • поиск личностного смысла в профильном обучении, в том числе через применение “матриц альтернативного выбора”, адаптированных для целей выбора профиля обучения. Оценка готовности школьников к самостоятельному выбору профиля обучения может осуществляться с помощью следующих критериев:

  • характеристика ценностей, связанных с выбором направления профильного обучения;

  • представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения;

  • информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного и профессионального становления;

  • общий уровень самопознания, актуального для осмысления результатов профильного обучения;

  • наличие опыта социального взаимодействия, востребованного в профильном обучении.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x