Роль классного руководителя в становлении личности младшего школьника ☼
Автор: Кутлубаева Лилия Юнировна
Роль классного руководителя
в становлении личности младшего школьника
«Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка».
В. Сухомлинский.
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Все мы родом из детства. А детство и школа – во многом тождественные понятия. И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе. Школа – это место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка.
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются родители и педагог: учитель, классный руководитель. Роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Как воспитать ученика, чтобы ежедневно можно было отмечать положительные изменения и помогать преодолевать те черты характера, которые, к сожалению, приходится видеть гораздо чаще. Это возможно только в том случае, когда педагог неформально относится к своему делу, когда процесс воспитания носит системный характер, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека – это процесс создания личности, причём личности, способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры.
Основная цель моей работы как классного руководителя.
Создание комфортных условий для формирования активной жизненной позиции обучающихся, творческой и доброжелательной атмосферы в классном коллективе. Я стараюсь каждого ребёнка вовлечь в классные дела, пробудить желание участвовать в мероприятиях: классных часах, конкурсах, выставках, концертах, экскурсиях. Каждый ребёнок талантлив - что- то он умеет делать хорошо: читает, считает, рисует поёт, мастерит, дежурит по классу, может организовать других, интересно рассказывать и т.д. Приучаю детей к активному образу жизни, участию в общественной жизни. Учу преодолевать застенчивость, робость. Последнее время часто приходится слышать, что дети ничего не боятся, но много раз убеждаюсь, что даже самые шумные и непоседливые волнуются даже, когда рассказывают наизусть стихотворение перед классом.
Мои принципы работы с детьми.
Каждый ребёнок уникален. Класс - это экосистема, в которой каждый занимает свою нишу. И то, на сколько, учитель разглядит важность каждого субъекта и сумеет раскрыть возможности субъекта как для него самого, так и для других, зависит развитие личности и коллектива.
Найди в ребёнке хорошее и поддерживай в нём это. Считаю, что в каждом человеке есть хорошее и плохое. Ни один из нас не является абсолютом. Мне нравится индейская притча о двух волках тёмном и светлом, которые живут в каждом человеке. Но кто из них побеждает, зависит от того, какого из них мы кормим. Я учу раскрывать детей свои «плюсы и минусы». Стараюсь поручать детям такие дела, в которых они могут проявить свои «плюсы».
Создавай ситуацию успеха. Всегда можно найти причину похвалить ребёнка. Психология младших школьников такова, что они тянутся к поощрению. Они хотят быть успешными.
Направления воспитательной работы
Как и все классные руководители, я работаю «по всем направлениям» воспитательной программы школы. Но наиболее любимые и, как следствие, более успешные:
Патриотическое воспитание
Экологическое
Формирование активной жизненной позиции
Нравственное воспитание
Формирование здорового образа жизни.
В своей презентации «Самый классный классный» я представляю опыт работы по патриотическому воспитанию.
Патриотическое воспитание
ФГОС НОО ориентирован на становление личности, любящей свой народ, свой край и свою Родину. Я стремлюсь воспитывать в детях уважительное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
В своей работе я использую активные формы и методы работы с детьми. К праздничным датам «День героя», «День защитника Отчества», «День Победы» провожу классные часы, используя игровые методы, метод проектов.
Мы ежегодно принимаем участие в школьных смотрах строя и песни, посвящённых Дню защитника Отечества.
В 2015 году к 70-летию Победы мы участвовали в городской Акции «Письмо ветерану». Дети с удовольствием и чувством важности задания сочиняли текст, выполняли рисунки, помогали друг другу, переделывали, понимая, что работа для ветерана должна быть достойной.
Формированию гражданской активности, интереса к родной истории и природе способствует участие в городских проектах «Я - комсомольчанин» ( 2014-2015 учебный год – Диплом за активное участие), «Малая Родина» (2015-2016 учебный год: I этап – 3 место в этапе, II этап – 3 место в номинации).
Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. Невозможно формировать любовь к родным местам без экскурсий. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они дают прекрасные возможности для неформального общения, сплочения коллектива, обогащения мировоззрения.
Нам нравится проводить виртуальные экскурсии, где дети рассказывают о своих путешествиях, демонстрируют фотографии, презентации. Таким образом, каждый расширяет представление о Родине через рассказы одноклассников.
В 2015 году ученица нашего класса Токарева Василина приняла участие в Городском конкурсе «Виртуальные экскурсии по национальным сёлам
Хабаровского края».
Любить Родину – это не только восхищаться и уважать её. Это и желание активно участвовать в её развитии, охране, заботиться о ней. «Охранять природу – значит охранять Родину». Под этим девизом мы проводим экологические Акции.
Использование ИКТ-технологий в моей воспитательной работе – это не только презентации, виртуальные экскурсии, но и участие в дистанционных конкурсах Всероссийского и Международного уровня на сайтах «Инфоурок», «Снейл». Чаще, конечно, это предметная область. В 2016 году 10 учащихся приняли участие в Международном конкурсе «Родная земля» (история России): 6 человек получили призовые места, 4 – благодарности за участие.
Как классный руководитель я сама активно участвую в педагогических конкурсах.
2014 год – 3 место в городском конкурсе «Моя методическая копилка» за разработку «Помоги зимующим птицам» .
2015 год – 1 место в городском конкурсе «Моя методическая копилка» в номинации «Презентация к внеклассному мероприятию» и 3 место в номинации «Разработка внеклассного мероприятия».
2015 год – 1 место в городском конкурсе методических разработок «Самый классный праздник».
2016 год – победитель городского конкурса «Самый классный классный» в номинации «За эрудицию и творческий подход».
Своим опытом я делюсь на собственном учительском сайте проекта «Инфоурок».
И в заключении, хочу подчеркнуть: постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.