Роль классного руководителя в становлении личности младшего школьника

Автор: Кутлубаева Лилия Юнировна

Роль классного руководителя

в становлении личности младшего школьника

«Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием  в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка».      

                                                                               В. Сухомлинский.                                                         

         Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.  Все мы родом из детства.  А детство и школа – во многом тождественные понятия.  И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе.  Школа – это  место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка.

             В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

         Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути  могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются  родители и педагог: учитель, классный руководитель. Роль классного руководителя остается неизменной.  Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Как воспитать ученика, чтобы ежедневно можно было отмечать положительные изменения и помогать преодолевать те черты характера, которые, к сожалению, приходится видеть гораздо чаще. Это возможно только в том случае, когда педагог неформально относится к своему делу, когда процесс воспитания  носит системный характер, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека – это  процесс создания личности, причём личности, способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры.

Основная цель моей работы как  классного руководителя.

         Создание комфортных условий для формирования активной жизненной позиции обучающихся, творческой и доброжелательной атмосферы в классном коллективе. Я стараюсь каждого ребёнка вовлечь в классные дела, пробудить желание участвовать в мероприятиях: классных часах, конкурсах, выставках, концертах, экскурсиях. Каждый ребёнок талантлив - что- то он умеет делать хорошо: читает, считает,  рисует поёт, мастерит, дежурит по классу, может организовать других, интересно рассказывать и т.д. Приучаю детей к активному образу жизни, участию в общественной жизни. Учу преодолевать застенчивость, робость. Последнее время часто приходится слышать, что дети ничего не боятся, но много раз убеждаюсь, что даже самые шумные и непоседливые волнуются даже, когда рассказывают наизусть стихотворение перед классом. 

Мои принципы работы с детьми.

         Каждый ребёнок уникален. Класс - это экосистема, в которой каждый занимает свою нишу. И то, на сколько, учитель разглядит важность каждого субъекта и сумеет раскрыть возможности субъекта как для него самого,  так и для других, зависит развитие личности и  коллектива.

         Найди в ребёнке хорошее и поддерживай в нём это. Считаю, что в каждом человеке есть хорошее и плохое. Ни один из нас не является абсолютом.  Мне нравится индейская притча о двух волках тёмном и светлом, которые живут в каждом человеке. Но кто из них побеждает, зависит от того, какого из них мы кормим. Я учу раскрывать детей свои «плюсы и минусы». Стараюсь поручать детям такие дела, в которых они могут проявить свои «плюсы».

         Создавай ситуацию успеха. Всегда можно найти причину похвалить ребёнка. Психология младших школьников такова, что они тянутся к поощрению. Они хотят быть успешными.

Направления воспитательной работы

         Как и все классные руководители,  я работаю «по всем направлениям» воспитательной программы школы. Но наиболее любимые и,  как следствие, более успешные:

Патриотическое воспитание

Экологическое

Формирование активной жизненной позиции

Нравственное воспитание

Формирование здорового образа жизни.

В своей презентации «Самый классный классный» я представляю опыт работы по патриотическому воспитанию.

Патриотическое воспитание

         ФГОС НОО  ориентирован на становление личности, любящей свой народ, свой край и свою Родину.  Я стремлюсь воспитывать в детях уважительное  отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

         В своей работе я использую активные формы и методы работы с детьми. К праздничным датам «День героя», «День защитника Отчества», «День Победы» провожу классные часы, используя игровые методы, метод проектов.

Мы ежегодно принимаем участие в школьных смотрах строя и песни, посвящённых Дню защитника Отечества.

В 2015 году к 70-летию Победы мы участвовали в городской Акции «Письмо ветерану». Дети с удовольствием и чувством важности задания сочиняли текст, выполняли рисунки, помогали друг другу, переделывали, понимая, что работа для ветерана должна быть достойной. 

         Формированию гражданской активности, интереса к родной истории и природе способствует участие в городских проектах «Я - комсомольчанин» ( 2014-2015 учебный год – Диплом за активное участие),  «Малая Родина» (2015-2016 учебный год: I этап – 3 место в этапе, II этап – 3 место в номинации).

        Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. Невозможно формировать любовь к родным местам без экскурсий. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они дают прекрасные возможности  для неформального общения, сплочения коллектива, обогащения мировоззрения.

         Нам нравится проводить виртуальные экскурсии, где дети рассказывают о своих путешествиях, демонстрируют фотографии, презентации. Таким образом, каждый расширяет представление о Родине через рассказы одноклассников.

В 2015 году ученица нашего класса Токарева Василина приняла участие в Городском конкурсе «Виртуальные экскурсии по национальным сёлам

 Хабаровского края».

        Любить Родину – это не только восхищаться и уважать её. Это и желание активно участвовать в её развитии, охране, заботиться о ней. «Охранять природу – значит охранять Родину». Под этим девизом мы проводим экологические Акции.

         Использование ИКТ-технологий  в моей  воспитательной работе – это не только презентации, виртуальные экскурсии, но и участие в дистанционных конкурсах Всероссийского и Международного уровня на сайтах «Инфоурок», «Снейл». Чаще, конечно, это предметная область. В 2016 году 10 учащихся приняли участие в Международном конкурсе «Родная земля» (история России): 6 человек получили призовые места, 4 – благодарности за участие.

         Как классный руководитель я сама активно участвую в педагогических конкурсах.

 2014 год – 3 место в городском конкурсе «Моя методическая копилка» за разработку «Помоги зимующим птицам» .

2015 год – 1 место в городском конкурсе «Моя методическая копилка» в номинации «Презентация к внеклассному мероприятию» и 3 место в номинации «Разработка внеклассного мероприятия».

2015 год – 1 место в городском конкурсе методических разработок «Самый классный праздник».

2016 год – победитель городского конкурса «Самый классный классный» в номинации «За эрудицию и творческий подход».

         Своим опытом я делюсь на собственном учительском  сайте проекта «Инфоурок».

 

         И в заключении, хочу подчеркнуть: постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x