РОЛЬ КУРСА «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ» В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ | Придворова Ольга Михайловна. Работа №235042
Автор: Придворова Ольга Михайловна
С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о духовно-нравственном и патриотическом воспитании обучающихся как на ступени начального образования, так и в средней школе. Введение интегрированного курса «Белгородоведение» должно быть направлено на обеспечение духовно-нравственного и патриотического развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения.
РОЛЬ КУРСА «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ» В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию обучающихся должна быть направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
С введением ФГОС второго поколения серьёзно встал вопрос о духовно-нравственном и патриотическом воспитании обучающихся как на ступени начального образования, так и в средней школе. Введение интегрированного курса «Белгородоведение» должно быть направлено на обеспечение духовно-нравственного и патриотического развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения.
Важным элементом содержания компонента, формируемого участниками образовательного процесса, является изучение родного края. В основе реализации по краеведению лежит системно – деятельностный подход. Он осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности школьников, которая ценна тем, что создаёт условия для успешной реализации задач ФГОС НОО и помогает ребёнку в освоении различных видов УУД.
Одна из активных форм изучения Белгородоведения – экскурсии.
Большое значение имеют совместные экскурсии в музей, и как продолжение – организация выставок, конкурсов рисунков, фотографий и поделок, совместный доклад, презентация.
Изучение курса должно носить системный характер. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позволяет учителю четче конкретизировать учебный план.
На примере уроков русского языка я хочу рассказать о способах использования краеведческого материала на уроках русского языка.
Использование этнокультурологического материала на уроках русского языка не только развивает речь учащихся, но и активизирует их мыслительную деятельность, обогащает нравственно, помогает открыть детям глаза на мир, формирует потребность в самосовершенствовании, самосознании, саморазвитии, повышает культуру речи, знакомит учащихся с народной мудростью, способствует расширению их лексического запаса. В структуру уроков русского языка на различных этапах включался этнокультуроведческий материал различного содержания: пословицы, поговорки, загадки, адаптированные тексты о народных праздниках, русском доме и его традициях, художественных ремеслах, народных игрушках.
Например: 1) Лингвистическая тема: "Род имён существительных".
Этнокультуроведческая тема: "Праздник "Крещение Господне (Богоявление)".
Текст:
Крещение Господне (Богоявление) 19 января завершает зимние святки. Отмечался этот праздник на Белгородчине торжественно и степенно.
Крест – главный символ праздника. На реках и прудах люди делали прорубь в виде большого креста. Вода в проруби освящалась, когда в неё опускался серебряный крест.
Каждый селянин старался набрать этой святой водицы, чтобы напоить ею больных, окропить* жилище и животных. Мелком, смоченным в освящённой воде, рисовали крестики над окнами домов, на воротах, на деревьях, чтобы в хате добро и здоровье жило.
Вопросы и задания к тексту:
Что являлось главным символом праздника?
Почему люди придавали такое значение освящённой воде?
Проведите классификацию имен существительных единственного числа по родам. Запишите слова в три столбика.
Лексическая работа:
Окропить (кропить) – слегка обрызгивать. Падать мелкими каплями.
2) Лингвистическая тема: Изменение имён существительных по падежам.
Краеведческая тема: История основания города Белгорода.
Минутка чистописания
Б…лг…р…д, В…р…н…ж, …ск…л.
- Какие слова зашифрованы?
(Белгород, Воронеж, Оскол)
Вы уже знаете, как получают названия разные города. А как вы думаете, почему наш областной центр получил такое название – Белгород.
(название образовано от слова белый)
Правильно. Белгород – это белый город. А так его назвали потому, что стоит он на высокой меловой горе. Значит, в основу этого ойконима положен цвет грунта местности, на которой расположен наш город. И весь наш край неслучайно называют Белогорьем. В нашей области находятся огромные запасы мела. Еще в XIX веке здесь добывали свыше тысячи тонн мела ежегодно.
3. Работа над новым материалом.
Работа с текстом.
Перепишите текст, записанный на доске. Выделите окончания в слове город.
Основание Белгорода
История города Белгорода начинается с 1553 г. Крымские татары постоянно разоряли юг Московского государства. Царь Федор Иванович послал воевод своих поставить города на татарских дорогах в степи. Тогда и был основан Белгород.
Строителями стен и первых жилищ в городе стали князь Михаил Ноздреватый и Андрей Волконский. Несколько раз город и его крепостные сооружения перестраивались и переносились с одного места на другое.
Последний раз Белгородская крепость была перенесена на правый берег реки Северного Донца. Здесь Белгород находится и в настоящее время.
- Что происходит со словом город? (изменяется окончание)
- Для чего изменяется окончание? (для связи слов в предложении).
Беседа по тексту.
Когда был основан город Белгород?
Кем и с какой целью был основан Белгород?
Назовите имена тех, кто начинал строить Белгородскую крепость.
Задания к тексту.
Найдите в тексте имена собственные. Как они пишутся?
3) Глиняная игрушка Белгородчины
Глиняная игрушка - удивительное явление гончарного промысла на Белгородчине. Лепили игрушки с незапамятных времён чаще всего женщины и дети. А для чего? На радость, на забаву, на праздник, на ярмарки. Но не всегда игрушка была просто детской забавой. Глиняные погремушки и свистульки использовались в обряде погребения. Считалось, что свистящая игрушка отгоняет злых духов и призывает добрых. Игрушка-свистулька была детским оберегом.
В Старом Осколе жили народные мастера – сестры Ольга и Наталья Гончаровы. Их род всегда занимался гончарным искусством. В 1987 году они представили свои игрушки в Москве на Всероссийской выставке «Народное гончарство России». Сегодня благодаря бабушкам Гончаровым старооскольская глиняная игрушка занесена в каталог «Народные промыслы России».
Вопросы к тексту:
1. Ребята, что нового о народной культуре нашей области вы узнали из текста?
2. Интересно ли вам узнать о том, что собой глиняные игрушки символизировали?
3. Как вы думаете, прославили свой край сёстры Гончаровы?
Задания к тексту
Прочитайте текст. Сколько предложений в этом тексте?
2. Назовите вопросительное предложение. Как вы определили, что это вопросительное предложение?
3. Разберите по членам предложения пятое предложение.
Также занятия по внеурочной деятельности «Мой край – родная Белгородчина» рассчитаны на воспитание у младших школьников патриотизма, любви к малой Родине, ответственности за её настоящее и будущее, уважения к историческому прошлому региона. Так на занятиях мы знакомимся с темами: «Символика России и Белгородской области», «Мой край – родная Белгородчина», «Белгородчина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг», «Природа родного края», «География Белгородской области», «Развитие экономики родного края», «Культура Белгородской области».
Краеведческая работа в рамках курса «Белгородоведение» может и должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию гражданско – патриотических и духовно – нравственных качеств у молодых граждан нашего края.
Список использованной литературы
Белгородоведение
в начальных классах: Методическое пособие для учителя начальных классов / Под ред. Т.М.
Стручаевой
. – Белгород: Изд-во
БелИРО
, 2014.
«Мой край – родная
Белгородчина
»: Рабочая краеведческая тетрадь для учащихся 1-4 классов школ Белгородской области. – Белгород: Изд-во
БелИРО
, 2014.
Белгородоведение
: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А.
Шаповалова
. – Белгород: Изд-во
БелГУ
, 2002. – 410 с., ил.
Белгородская энциклопедия / Гл.
ред
В.В.Овчинников
. - Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2000. – 464 с.: ил.
Рождественская Р.Л. Этнокультурная направленность современного начального образования / Р.Л.Рождественская // Формирование личности дошкольника и младшего школьника в этнокультурном пространстве России и региона. Материалы всероссийской научно – практической конференции. – Белгород: КОНСТАНТА, 2007. – 224 с.
Туранина
Н.А. Традиции и культура русского быта:
учебн
. Пособие /
Н.А.Туранина
. – Белгород: Изд-во «Сигма»,
2004.-
72 с.