Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Роль мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» | Бучкова Светлана Степановна. Работа №239549

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Бучкова Светлана Степановна
 Речевое воспитание ребенка дошкольного возраста включает обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры  речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой и мн. др.     Все эти задачи должны быть  реализованы до поступления ребенка в школу, поскольку психофизиологические возможности возраста создают для этого все условия.

 Однако ни для кого не секрет, что в настоящее время -  образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

 В процессе развития речи всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы:

·        неумение согласовывать слова в предложении

·        односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

·        неспособность грамматически правильно говорить;    

·         скудость словарного запаса;    

·        нарушение звукопроизношения, плохая дикция.   

·        бедная диалогическая речь

·         неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; -    

·        неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; -    

·        отсутствие логического обоснования своих высказываний;    

·         отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;   

·        дети не владеют приёмами и методами запоминания.

Они с неохотой  учат стихи, пересказывают тексты.

МБДОУ «Детский сад 11»

 

 

 

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Роль мнемотехники в развитии речи

детей старшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

Выполнила: воспитатель 1кв. категории

Бучкова С.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Речь-это канал развития интеллекта…       

Чем раньше будет усвоена речь,              

Тем легче и полнее будут усваиваться знания» 

  В.А. Сухомлинский 

                 

Речевое воспитание ребенка дошкольного возраста включает обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры  речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой и мн. др.     Все эти задачи должны быть  реализованы до поступления ребенка в школу, поскольку психофизиологические возможности возраста создают для этого все условия.

Однако ни для кого не секрет, что в настоящее время - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

В процессе развития речи всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы:

неумение согласовывать слова в предложении

односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

неспособность грам

матически правильно говорить;

   

скудость словарного запаса;

   

нарушение звук

опроизношения, плохая дикция.

  

бедная диалогическая речь

неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; -    

неспособность построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; -    

отсутствие логического обоснования своих выска

зываний;

   

отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкос

ть голоса и темп речи и т. д.;

   

дети не владеют приёмами и методами запоминания.

Они с неохотой  учат стихи, пересказывают тексты. Заучивание стихотворений вызывает у них трудности – быстрое утомление и отрицательные эмоции; Поэтому наша задача не только научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, но и, прежде всего, очень важно пробудить у детей интерес к речевой деятельности, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности. С этой целью при обучении детей, вполне обосновано использование творческих инновационных методик и технологий, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.  

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Использование такой технологии, как мнемотехника, которая облегчает запоминание, увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций и позволяет в увлекательной для детей форме решать задачи их речевого развития.

Так ее представляет в своей работе Т.Б. Полянская. Л.В. Омельченко определяет мнемотехнику как систему различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, которые тесно связаны с полноценным развитием речи.

Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству детей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием с помощью приёмов мнемотехники. Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Особенности данной технологии заключаются в применении не изображения предметов, а символов. Прием символизации значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу.

Например: для обозначения диких животных используется елочка, а для обозначения домашних животных домик.

Технология мнемотехники помогает в решении задач развития речи в процессе:     

формирования умений и навыков диалогической и монологической речи (рассматривание картин, иллюстраций, беседы, разговор, составление рассказов, пересказ художественной литературы и др.

);

    

активизации и обогащения словарного запаса, в т.ч, при отгады

вании и загадывании загадок

;

    

при заучивании стихов;

    

 формирования

грамматически правильной речи;

    

обучения детей грамоте.

Мнемотехника способствует  развитию у детей психических процессов таких, как: память, логическое мышления (умение анализировать, систематизировать) и образное мышление. С ее помощью решаются различные общеобразовательные и дидактические  задачи: ознакомление с    различной информацией;  развитие смекалки, тренировка внимания; обучение детей умениям устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах; развиваются  навыки мелкой моторики. Дети, владеющие средствами мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Эффективность использования технологии зависит от определенных условий: -     содержание материала  должно быть доступно для восприятия ребенка данного возраста; -     использование различных приемов наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы.

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова, это рисунок, с помощью которого можно записать слова и выражения, это рисунок, который поможет вспомнить заданное слово.

Например «веселый праздник» - шарик, салют;

знак, изображающий ногу, может означать ходить, стоять.

Примеры пиктограмм - дорожные знаки, на одежде (уход за одеждой) Можно использовать пиктограммы с изображением: слов-предметов, (например, «девочка», «солнце», «бабочка» и т.д.), слов-признаков («большой», «маленький», «грустный», «веселый» и т.д.), слов-действий («идет», «светит», «летает»), символов-предлогов («под», «над», «в» и т.д.).

Личное творчество педагога позволяет воспроизвести это в различных вариациях.

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком-либо различии между предметами, их признаками. Разыгрывание речевого содержания с помощью заместителей, по мнению О.М. Дьяченко, лучше начинать с народных сказок, т.к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т.д.) легко переносятся на модели. На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные. Вначале достаточно, чтобы ребенок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки. Особое место в работе с детьми занимает использование такого дидактического материала, как мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. В мнемотаблице можно изображать практически все - графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что педагог, использующий данную технологию посчитает нужным.

Главное - изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов.

На 1-м этапе вводятся элементы схем и символов. Например, обозначения цвета, формы, величины, действия.

На 2-м - используются элементы опорных схем, символов во всех видах непосредственной образовательной деятельности и в различных видах детской деятельности.

У ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.

 На 3-ем  этапе вводим прием от противного или прием отрицания. Например, не гладкий, не сладкий и т.п.

4 этап – это этап обучения сочетанию символов, «чтения» цепочки символов.

Далее, на 5-м этапе организуется самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа активный поиск изображений. Здесь формируется у детей умение обосновывать свой выбор.

На следующем – 6-м этапе учим детей рассматривать таблицы и разбирать содержание того, что на ней изображено.

В процессе 7-го этапа учим детей перекодированию информации, т.е. преобразованию из абстрактных символов в образы.

8-ой этап заключительный, здесь уже пересказывают сказку или рассказ по заданной теме.

В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.

Пересказу, как методу развития связной речи, принадлежит особая роль в ее формировании. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность,  умение строить предложения.

Здесь мнемотаблица, должна помогать детям запомнить последовательность событий, очередность появления сказочных героев, их действий.

Работу с мнемотаблицами по обучению детей пересказу начинают с простого воспроизведения хорошо знакомых детям кумулятивных сказок, особенностью которых было построение сюжета по цепочке.

По мнению Т.В. Большовой, тексты сказок – самый благодатный материал для развития речи и мышления детей дошкольного возраста. Это сказки «Колобок», «Репка», «Теремок». Они знакомы детям по содержанию, многократные повторы сюжета быстро запоминаются детьми.

Поэтому эти сказки всегда используются на начальном этапе работы по технологии мнемотехники даже с детьми старшего возраста.  

Пересказ с помощью мнемотаблиц помогает детям видеть всех действующих лиц, концентрировать свое внимание уже на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Когда дети начинают получать удовольствие от успеха результатов своей деятельности по этим сказкам, качественный потенциал их речевого развития поднимается. У них появляется уверенность в своих возможностях логично и правильно воспроизводить текст. Они уже уверено пользуются алгоритмом работы с текстом. После этого можно переходить к литературным художественным произведениям.

Сначала можно давать готовые мнемотаблицы, чтобы, они были цветными, правильно исполненными в цветовом и графическом отношении, и образы были понятны детям. Мнемотаблицы не должны превышать требуемый объем информации, который соответствует возрасту детей группы. На начальном этапе можно предложить готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Практика работы в технологии мнемотехники показала, что мнемотаблицы достаточно эффективны и при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Здесь работа строится по тому же принципу – «от простого к сложному».

Сначала добавляем лишь простые символы, схемы (например, обозначения: цвета, формы, величины, действия) и увеличиваем объем информации (допустим объем уже более 9 мнемоквадратов).

Наиболее трудный вид монологической речи – это составление описательного рассказа и пересказа с элементами творчества. Здесь важно научить ребенка выделять признаки предмета. На этапе составления описательного рассказа продолжаем вводить в мнемотаблицы символы, обозначающие слова.

Например: при виде символа в виде знака вопроса или контурного изображения объекта – детям предлагается назвать предмет или объект. Затем дети обозначают цвет, они рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну-палитре.

Геометрические фигуры – обозначают форму объекта. Если символом была «рука» - дети понимают, что нужно говорить о том, какой предмет на ощупь или называть действие с ним.

«Образ человека» - символизируют, для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует.

«Части объекта» - напоминали о том, что рассказывать надо, из каких частей состоит объект. По мере необходимости использовали и другие символы.

Далее знакомим детей с понятием отрицания, вводятся символы, обозначающие частицу «не», например, символ «перечеркнутый рот» обозначал слово «несъедобный». Важно то, что мнемотаблицы даются в одном цвете и без детализации изображений, все образы также должны быть доступны и понятны детям, объем информации увеличиваем по мере необходимости. Кроме того, в процесс создания мнемотаблиц вовлекаем детей, их участие способствует развитию не только графо-моторных навыков, но и лучшему запоминанию и кодированию информации. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно и здесь немаловажную роль играют таблицы. Но чтобы рассказы детей были неоднообразные, логично построенные, существенную помощь окажут снова мнемотаблицы. Когда дети по данной технологии усвоят алгоритм пересказа, составление описательного рассказа и рассказа по памяти, можно переходить к более сложному этапу использования ее в процессе творческого рассказывания. При обучении детей составлению рассказов с элементами творчества решаются следующие задачи:     

развитие связной речи на основе самостоятельно созданн

ой воображаемой ситуации;

 

раз

витие творческого воображения;

    

актуализация имеющихся у детей знаний и предст

авлений об окружающем;

    

словесно-логического мышления;

    

формировать умение составлять план развития воображаемой ситуации.

Применительно к мнемотехнике используются различные методы обучения: словесные: объяснение, разъяснение, рассказ, беседу, дискуссию;

наглядные: образец, показ, иллюстрации, демонстрационные);

широко используется  познавательнопрактическая деятельность.

Приём мнемотехники применим ко всем повествованиям и описаниям, прозаическим и поэтическим. Любое ёмкое и живописное стихотворение детям легко иллюстрировать серией рисунков, а по ним выучить текст стихотворения. Есть хорошая книга Н. Чохонелидзе «Учим стихи по картинкам.    

Практика показывает, что большинство детей в группе успешнее заучивают стихотворения наизусть, пока таким образом «рисуют» их. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более «цепкой».

Конечно, использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти - традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным и информативным, мнемотехника справляется просто великолепно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАМЯТКА
Мнемотаблицаэто схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметносхематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметносхематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается    схематическая мнемотаблица.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленокжелтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.

Нужно отметить, если вы сделали, например волкаизображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.

Стихотворения.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую плансхему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознаниеэто анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

 

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

 

Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы

 

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старшихдети должны уметь самостоятельно.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×