Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании школьников. Из опыта работы МКОУ Губаревской СОШ Семилукского муниципального района. ☼
Автор: Кудинова Лариса Александровна
Роль
музейной педагогики в патриотическом воспитании школьников. Из опыта работы
МКОУ Губаревской СОШ Семилукского муниципального района.
Кудинова Лариса
Александровна, зам. директора по ВР,
учитель истории
и обществознания
В своем выступлении на совещании представителей власти и общественности
по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи в Краснодаре 12
октября 2012 года президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Мы должны
строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это
патриотизм». Для нашего педагогического коллектива, небольшой, но живущей в
современных условиях сельской школы, эти слова стали важной отправной точкой в
сфере обучения и воспитания подрастающего поколения в рамках нового
Федерального государственного образовательного стандарта. Среди ведущих целевых
установок которого: «воспитание российской гражданской идентичности,
патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края,
общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед
Родиной». Мы поняли, что идем правильным путем, беря за основу «лучший опыт
воспитания и просвещения, который был в Советском Союзе».
Наша школа, как средняя, была открыта в
1962 году. С первых дней одним из приоритетных направлений работы
школы стало патриотическое воспитание юных граждан.
Учителя и ученики во главе с первым
директором школы Помигуевой С.В. работая над изучением истории родного села,
собрали материал о жителях села, участниках войны 1941-1945 годов. Оформили стенд
«Они сражались за Родину». В 1964 г. был организован военно-патриотический
клуб, первыми руководителями которого были учителя Колмакова Н.И. и Евсеева Н.
Д. Вместе с активистами они собрали и
обработали интересный материал,
связанный с именем Героя Советского Союза Ф.П. Вислевского. Эта работа была
высоко оценена. В 1965 году имя Героя было присвоено пионерской дружине
школы. Особой гордостью школы
является Музей военной истории 232 стрелковой дивизии, который с 1969 по 2012 год
возглавляла учитель начальных классов Есина Надежда Петровна, «Отличник народного просвещения»,
награжденная медалью Н.К. Крупской. Учащиеся под ее руководством начали
активную работу по розыску оставшихся в живых воинов 232 стрелковой дивизии,
защищавших село Губарево в 1942 году от немецко-фашистских захватчиков, и
родственников погибших, захороненных в братской могиле села Губарево. Красными
следопытами под руководством Есиной Н. П. был накоплен богатый материал. 7
апреля 1971 года в Губаревской средней школе был открыт краеведческий
музей, который позже получил статус
музея военной истории, в нем собран
материал о боевом пути 232 стрелковой дивизии. Традиции гражданско-патриотического
воспитания подрастающего поколения, начатые в те далекие годы, продолжает
сегодняшний педагогический коллектив. Школьный музей и поныне является центром воспитательной работы.
Включая элементы музейной педагогики в
учебно-воспитательный процесс с целью усиления патриотического воспитания
обучающихся, учителя
убедились, что без привлечения краеведческого материала учебно-воспитательный
процесс много теряет. Музейная педагогика помогает создать условия для развития
личности путем включения ее в многообразную деятельность школьного музея. Главная
задача музея на сегодняшний день - это связь со всеми поисковыми группами,
занимающимися изучением боевого пути 232 стрелковой дивизии, пропаганда
собранных материалов и связь с
родственниками погибших, защищавших наше село от немецко-фашистских
захватчиков. Члены Совета музея под руководством учителя истории и
обществознания Шатовой Т.Н. работают по направлениям: поисково-исследовательское,
экспозиционное, экскурсионное, культурно-массовые мероприятия. Разнообразные
формы и методы работы с использованием музейных материалов в
учебно-воспитательном процессе подсказаны современностью. Так
появились музейные проекты, интерактивные музейные площадки, новые формы
учебного взаимодействия в школе.
В 2013 году
члены Совета музея приняли участие в международном слете поисковых отрядов
занимающихся изучением боевого пути 232 стрелковой дивизии, которая прошла в
республике Алтай, месте, где формировалась дивизия. Местные жители встречали
поисковиков, как родных. Благодарили за память об отцах и дедах. Говорили
спасибо за теплые приемы родственников погибших на губаревской земле. Вот и 9
мая 2015 года не стало исключением. Дети, внуки и правнуки погибших алтайцев
приехали почтить память своих отцов. Архипов Г.М. из г. Москвы, Цуркина Т.М.,
совсем недавно переехала в Воронежскую
область и здесь нашла могилу отца, а Кудрявцева К.В. в третий раз посещает
могилу отца и по состоянию здоровья, скорее всего, как она считает последний. Долго
добираться из Горно-Алтайска, поэтому просила членов Совета музея заботиться о
дорогой ее сердцу могиле. Мальчишки и девчонки общаясь с родственниками, осознают,
какая ответственность лежит перед ними за сохранение памяти о погибших в
грозный 1943 год за нашу малую родину. Такие встречи в музее не редкость. В
преддверии 70-летия со дня Победы советского народа над немецко-фашистскими
захватчиками учащиеся встретились с сыном Героя Советского Союза Ф.П.
Вислевского - Валерием Федоровичем. Воспоминания сына об отце оживили экспозицию
музея «Наш герой».
Интересной
формой работы для обучающихся стало создание виртуальных экскурсий. На школьном
сайте в разделе «Школьный музей» размещено обращение к потомкам, благодаря
которому дети и внуки погибших на Губаревском плацдарме разыскивают своих
погибших родственников. Ученики школы стали активными участниками акции
«Бессмертный полк». Фотографии, хранящиеся в школьном музее, были
оцифрованы и размещены на сайте. Многие
нашли своих погибших родственников и благодарили ребят.
Учащиеся используют
материалы школьного музея для написания
исследований, рефератов и сообщений. Уроки истории Великой Отечественной войны
проходят в музее среди немых свидетелей войны. А
поколения поисковцев
объединяет одно большое чувство: они переполнены
чувством гордости за сопричастность к тому, что сейчас имеется в фондах
школьного музея.
Школьный музей – это центр воспитательной
работы по развитию в детях потребности быть патриотом России, своей малой
Родины. За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской
Федерации школа награждена Почетным знаком
«За активную работу по
патриотическому воспитанию граждан РФ».
Воспитывать человека любящего свою землю,
свой народ, готового защищать свою
родину не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром
и бережливостью – вот главная задача которую ставит перед собой педагогический
коллектив МКОУ Губаревской СОШ и достойно решает ее.