Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании школьников. Из опыта работы МКОУ Губаревской СОШ Семилукского муниципального района.

Автор: Кудинова Лариса Александровна

Роль
музейной педагогики в патриотическом воспитании школьников. Из опыта работы
МКОУ Губаревской СОШ Семилукского муниципального района.

Кудинова Лариса
Александровна, зам. директора по ВР,

учитель истории
и обществознания

 

        
В своем выступлении на совещании представителей власти и общественности
по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи в Краснодаре 12
октября 2012 года президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Мы должны
строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это
патриотизм». Для нашего педагогического коллектива, небольшой, но живущей в
современных условиях сельской школы, эти слова стали важной отправной точкой в
сфере обучения и воспитания подрастающего поколения в рамках нового
Федерального государственного образовательного стандарта. Среди ведущих целевых
установок которого: «воспитание российской гражданской идентичности,
патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края,
общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед
Родиной». Мы поняли, что идем правильным путем, беря за основу «лучший опыт
воспитания и просвещения, который был в Советском Союзе».

        Наша школа, как средняя, была открыта в
1962 году.  С первых дней  одним из приоритетных направлений работы
школы стало патриотическое воспитание юных граждан.

       Учителя и ученики во главе с первым
директором школы Помигуевой С.В. работая над изучением истории родного села,
собрали материал о жителях села, участниках войны 1941-1945 годов. Оформили стенд
«Они сражались за Родину». В 1964 г. был организован военно-патриотический
клуб, первыми руководителями которого были учителя Колмакова Н.И. и Евсеева Н.
Д. Вместе с активистами они собрали  и
обработали интересный  материал,
связанный с именем Героя Советского Союза Ф.П. Вислевского. Эта работа была
высоко оценена. В 1965 году имя  Героя было присвоено пионерской дружине
школы.      Особой гордостью школы
является Музей военной истории 232 стрелковой дивизии, который с 1969  по 2012 год 
возглавляла учитель начальных классов Есина Надежда Петровна,  «Отличник народного просвещения»,
награжденная медалью Н.К. Крупской. Учащиеся под ее руководством начали
активную работу по розыску оставшихся в живых воинов 232 стрелковой дивизии,
защищавших село Губарево в 1942 году от немецко-фашистских захватчиков, и
родственников погибших, захороненных в братской могиле села Губарево. Красными
следопытами под руководством Есиной Н. П. был накоплен богатый материал. 7
апреля 1971 года в Губаревской средней школе был открыт краеведческий
музей,  который позже получил статус
музея военной истории, в нем  собран
материал о боевом пути 232 стрелковой дивизии. Традиции гражданско-патриотического
воспитания подрастающего поколения, начатые в те далекие годы, продолжает
сегодняшний педагогический коллектив. Школьный музей и поныне является  центром воспитательной работы.

          Включая  элементы музейной педагогики в
учебно-воспитательный процесс с целью усиления патриотического воспитания
обучающихся
,  учителя
убедились, что без привлечения краеведческого материала учебно-воспитательный
процесс много теряет. Музейная педагогика помогает создать условия для развития
личности путем включения ее в многообразную деятельность школьного музея. Главная
задача музея на сегодняшний день - это связь со всеми поисковыми группами,
занимающимися изучением боевого пути 232 стрелковой дивизии, пропаганда
собранных  материалов и связь с
родственниками погибших, защищавших наше село от немецко-фашистских
захватчиков. Члены Совета музея под руководством учителя истории и
обществознания Шатовой Т.Н. работают по направлениям: поисково-исследовательское,
экспозиционное, экскурсионное, культурно-массовые мероприятия. Разнообразные
формы и методы работы с использованием музейных материалов в
учебно-воспитательном процессе подсказаны современностью.
Так
появились музейные проекты, интерактивные музейные площадки, новые формы
учебного взаимодействия в школе.

В 2013 году
члены Совета музея приняли участие в международном слете поисковых отрядов
занимающихся изучением боевого пути 232 стрелковой дивизии, которая прошла в
республике Алтай, месте, где формировалась дивизия. Местные жители встречали
поисковиков, как родных. Благодарили за память об отцах и дедах. Говорили
спасибо за теплые приемы родственников погибших на губаревской земле. Вот и 9
мая 2015 года не стало исключением. Дети, внуки и правнуки погибших алтайцев
приехали почтить память своих отцов. Архипов Г.М. из г. Москвы, Цуркина Т.М.,
совсем недавно переехала в  Воронежскую
область и здесь нашла могилу отца, а Кудрявцева К.В. в третий раз посещает
могилу отца и по состоянию здоровья, скорее всего, как она считает последний. Долго
добираться из Горно-Алтайска, поэтому просила членов Совета музея заботиться о
дорогой ее сердцу могиле. Мальчишки и девчонки общаясь с родственниками, осознают,
какая ответственность лежит перед ними за сохранение памяти о погибших в
грозный 1943 год за нашу малую родину. Такие встречи в музее не редкость. В
преддверии 70-летия со дня Победы советского народа над немецко-фашистскими
захватчиками учащиеся встретились с сыном Героя Советского Союза Ф.П.
Вислевского - Валерием Федоровичем. Воспоминания сына об отце оживили экспозицию
музея «Наш герой».

Интересной
формой работы для обучающихся стало создание виртуальных экскурсий. На школьном
сайте в разделе «Школьный музей» размещено обращение к потомкам, благодаря
которому дети и внуки погибших на Губаревском плацдарме разыскивают своих
погибших родственников. Ученики школы стали активными участниками акции
«Бессмертный полк». Фотографии, хранящиеся в школьном музее, были
оцифрованы  и размещены на сайте. Многие
нашли своих погибших родственников и благодарили ребят.

     
 Учащиеся используют
материалы  школьного музея для написания
исследований, рефератов и сообщений. Уроки истории Великой Отечественной войны
проходят в музее среди немых свидетелей войны.
   А  
поколения  поисковцев
объединяет  одно большое чувство: они переполнены
чувством гордости за сопричастность к тому, что сейчас имеется в фондах
школьного музея.

   Школьный музей – это центр воспитательной
работы по развитию в детях потребности быть патриотом России, своей малой
Родины. За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской
Федерации школа награждена Почетным знаком 
«За активную работу по
патриотическому воспитанию граждан РФ»
.

     Воспитывать человека любящего свою землю,
свой народ, готового  защищать свою
родину не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром
и бережливостью – вот главная задача которую ставит перед собой педагогический
коллектив МКОУ Губаревской СОШ и достойно решает ее.

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x