Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

роль музыкально-дидактических игр в развитии ритмического слуха детей 3-5 лет | Мария Алексеевна Костомарова. Работа №330414

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данная статья рассматривает сущность и особенности  музыкально-дидактических игр  и их роль в развитии навыков самоорганизации дшкольников.  Также автор  подробно останавливается на театрализованных играх и музыкально- дидактических играх как средствах  развития навыков творческого самовыражения дошкольников.Статья содержит конкретные примеры музыкально-дидактических и театрализованных игр и передовой опыт педагогов и в связи с этим имеет практическое значение для музыкальных руководителей детских садов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

« Роль музыкально-дидактических игр в развитии навыков организации самостоятельной игровой деятельности дошкольников »

 

Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.

Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучение и самостоятельной игровой деятельностью, средством музыкального общения и развития ребёнка.

Наблюдение за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют: в отличие от младших дошкольников они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры.

Наличие у детей определенного  музыкального и жизненного  опыта позволяют им быть достаточно активным в ходе игры и самостоятельно использовать умения, полученные в повседневной жизни.

Наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, которая прежде всего проявляется в том, чтобы ребенок сам, без чьей – либо помощи мог применять свои умения в повседневной жизни.

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны.

Среди них- музыкальная. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально – дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности:

пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

Основное назначение музыкально – дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма,

тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях

Музыкально – дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально – дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Как любая другая игра, музыкально – дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально – дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

В процессе игр дети приобретают не только специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности – чувство товарищества, ответственности.

Консультация для родителей

«Развитие чувства ритма у детей 5–6 лет в процессе музыкально-дидактических игр»

 

Всё в нашей жизни подчиняется определённому ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме работают сердце, лёгкие, деятельность мозга также подчинена разным ритмам.

Что же такое музыкальный ритмРитм - это чередование долгих и

коротких длительностей. Чувство ритма - это способность активно

переживать музыкучувствовать эмоционально выразительность

музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Если чувство ритма несовершенно, у ребёнка слабо развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более лёгкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребёнка.

Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развивать его невозможно, так оно является врождённым. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения, музицирование на шумовых инструментах.

«Веселые ладошки»

С ребенком выучить простые короткие детские стихотворения, народные потешки, прибаутки, песенки и предложить ему прохлопать ритм : сначала вместе с вами, потом самостоятельно.

«Домашний оркестр»

С ребенком выучить простые короткие детские стихотворения, народные потешки, прибаутки, песенки и предложить ему простучать ритм ритм с помощью подручных шумовых «инструментов»: ложек, крышек карандащей и линеек, палочек и т.д. : сначала вместе с вами, потом самостоятельно.

«Я-барабан»

 

С ребенком выучить простые короткие детские стихотворения, народные потешки, прибаутки, песенки и предложить ему простучать ритм ритм на себе : плечах, коленях, сначала вместе с вами, потом самостоятельно.

 

Консультация для воспитателей

Использование музыкально-дидактических игр, театрализованных игр и спектаклей как средств самовыражения детей

Музыкально-дидактические игры (далее МДИ) – эффективное средство познания музыкальной действительности, которое не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания. На это обращали внимание многие видные отечественные педагоги-музыканты, психологи. Б. М. Теплов отмечал, что музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов.

Использование МДИ позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностях, научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой. Благодаря применению МДИ у дошкольников активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, общие музыкальные способности (ладовысотный слух, чувство ритма, возникает интерес к музыке, появляется желание самостоятельно осваивать музыкальные игры.

МДИ, как игровая форма обучения, явление очень сложное. В ней действуют одновременно два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное. «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» – так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.

Как и всякая игра другого типа, так и музыкально-дидактическая по своей структуре должна включать развитие игровых действий, в которых всегда есть элемент соревнования, элемент неожиданности, развлекательности с сенсорными заданиями, отличающимися своим дидактическим характером. Развитие самостоятельных игровых действий подсказывается развитием музыкальных образов, литературным текстом песни, характером движения.

По данным авторов,все игры условно делятся на три группы:

игры на развитие ладового чувства;

игры на развитие музыкально-слуховых представлений;

игры на развитие чувства ритма.

Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно квалифицировать игры именно по этому основанию – это по их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. Пособия и игры для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены построений в отдельных частях произведения, различению жанра. Здесь могут применяться все виды пособий и игр – это и настольные игры типа лото, где дети закрепляют соответствующий рисунок мелодии; и подвижные игры – сюжетные и не сюжетные, в которых дети согласуют движения персонажей с характером музыки, сменой жанров.

Игры для развития музыкально-слуховых представлений связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Детям нравятся игры, включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. Для активизации музыкально-слуховых представлений применяются музыкально-дидактические пособия, настольные и хороводные игры.

Развитие чувства ритма, способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование МДИ, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Применяются все виды игр для передачи ритма и характера музыки в движениях.

Таким образом, МДИ соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно.

Театрализованные игры

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребёнку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свои вещи, игрушки, мебель. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребёнок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.

Сюжетно – ролевая игра ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяющая развитие всех сторон личности ребёнка и создающая «зону ближайшего развития»Среди сюжетно–ролевых игр отмечают особую роль театрализованных игр, как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении, деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление.

Компоненты театрализованной игры и специфика её использования по развитию дошкольников.

Неоценимая роль в эстетическом развитии детей (в процессе восприятия художественного произведения у детей формируется особый вид познания в форме эмоциональных образов; в них, с одной стороны, отражается внешняя реальность, с другой стороны, компонент в виде ощущений и представлений придаёт эмоциональному образу побудительный, действенный характер отражения окружающей действительности)

Особая роль игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному (у них формируются представления о работе артистов, режиссёра, театрального художника, дирижёра; дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям, что позднее послужит основой для формирования обобщённого представления о назначении искусствав жизни общества)

В определённый момент эстетическое восприятие даёт толчок развитию познавательной деятельности ребёнка (поскольку художественное произведение, литературное, мцузыкальное, изобразительное не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять художественный образ)

Использование игры в нравственном развитии детей (дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность мысленно действо вать в воображаемых обстоятельствах; старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер; благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него лично, но и для окружающих)

Велико значение игры для речевого развития (совершенствования диалогов, монологов, освоение выразительности речи)

Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка.

Для овладения способами умственной деятельности важны ролевая игра, речь рисование, конструирование (т. е. символико –моделирующие виды деятельности, механизмы которых складываются в дошкольном возрасте) .

Вместе с тем в ДОУ развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации:

1. Театрализованные игры применяются в качестве некоего «зрелища» на праздниках, ребёнка обучают быть «хорошим артистом»; однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность.

2. Взрослый не вмешивается в игру, дети предоставлены сами себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра», и из группы в группу ребёнка сопровождает однотипный набор шапочек –масок, элементов костюмов, фигурок героев. Младших дошкольников это привлекает из-за возможности переодеться, а значит измениться; старшим дошкольникам это не интересно, т. к. не соответствует их познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 -7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.Игры делятся на две основные группы:драматизации и режиссёрские.

В играх драматизациях ребёнок исполняет роль в качестве «артиста»самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербально и невербальной выразительности.Видами драматизации являются:

Игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей

Ролевые диалоги на осонове текста

Инсценировки произведений

Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям

Игры – импровизации с разыгрыванием сюжета или нескольких сюжетов без предварительной подготовки

В режиссёрской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр» управляет «артистами»«Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театровиспользуемых в ДОУ:

Настольный, плоскостной, объёмный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток)

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребёнка проявляется в правдивом изображении персонажа. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

Для исполнения роли ребёнок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, пантомимикой, выразительной по лексике и интонации речью, жестами и т. д.) . Следовательно подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа.

Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно – образовательной работы. Особенно это важно в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, у которых наблюдается недоразвитие познавательной, речевой и особенности эмоционально – волевой сферы.

Опыт работы и длительные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что театрализованные игры играют очень важную роль во всесторонней коррекции и в подготовке таких детей к жизни и труду.

Дети с ОВЗ долгое время не понимают эмоциональных состояний. Благотворное влияние на эмоциональный мир ребёнка оказывает сказка – она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Понять эмоциональное состояние персонажей сказки ребёнку помогает не только умелое прочтение её педагогом, но и дидактическое пособие Антошка – персонаж детской песенки, на лице которого отражены разные эмоции. Всё это способствует тому, что ребёнок бессознательно начинает «отражать» на своём лице те чувства, которые он испытывал при прослушивании сказки.

Дети с ОВЗ в зависимости от степени тяжести имеющего дефекта могут принимать участие в постановке театрализованных игр, драматизаций с помощью кукол. Кто-то может участвовать в самой драматизации, кто-то в её подготовке, кто-то будет участвовать только в качестве зрителя.

Даже, если ребёнок является только зрителем, сказка, спектакль положительно влияет на его восприятие, вызывает у него радость, смех. Как показал опыт,даже безречевые дети пытаются звукоподражать персонажам сказок на элементарном уровне«Ам» - съела Колобка Лиса; «Бум» - яичко упало и разбилось; «Би-би» - сигналит машина.

Интересное сказочное представление оказывает большое влияние на поведение ребёнка, успокаивает его, настраивает на хороший лад; положительно влияет на развитие мимики лица – дети, увлёкшись происходящим на сцене, начинают улыбаться, грустить, нахмуривать брови.

Дети, которые выступают как настоящие артисты - кукловоды, используют настольный театр с объёмными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры («Театр оригами») и куклы – варежки с объёмным изображением лица (мордочки) персонажа, куклы бибабо.

Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, нести ответственность за управление куклой, проявлять через куклу эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким – либо причинам ребёнок не может проявлять. Эта работа развивает произвольное внимание, совершенствует коммуникативные навыки, культуру.

Часто дети выступают в роли изготовителей персонажей для театрализованных игр. Очень важно, какой персонаж выбирает ребёнок для изготовления куклы, какое придумывает выражение лица, настроение куклы. По этим признакам можно судить об особенностях настроения самого ребёнка.

Дети изготавливают кукол из различного материала: бумаги (используя оригами бумагопластику, ткани, клубочков пряжи, ниток. Как правило детям до 8 лет ещё сложно самостоятельно изготовить даже простую куклу, помогают в этом родители. Совместная работа сплачивает детей и родителей, позволяет им лучше понимать друг друга.

Изготовление кукол своими руками полезно для детей, так как это развивает мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление, развивает способность к концентрации внимания, совершенствование навыков общения, происходящее в процессе изготовления персонажей – кукол, является коррекционно – развивающим в работе с детьми с ОВЗ.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно – речевое, певческое, музыкально –игровое, танцевальное, сценическое. Дети стремятся к изображению художественного произведения не только как «артисты», но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты» обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребёнка, увлечь детей.

Роль педагога в организации и проведении таких игр заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно чёткие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность, не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребёнка. Очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Театрализованная творческая игра является частью воспитательно – образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребёнка – дошкольника, его сознания. Ребёнок учится действовать, подчиняя свои действия определённому образцу, правилу поведения, учиться жить, проживая жизни своих героев, анализируя их поступки, учится на их ошибках.

В процессе организации театрализованной игры у детей складываются и осознаются, непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, развиваются организаторские умения и навыки.

Таким образом, театрализованная игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребёнка. Театрализованная игра является прототипом будущей серьёзной деятельности – жизни.

При подготовке консультации использованы материалы Светланы Семеновой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс «Развитие чувства ритма у детей 5–6 лет в процессе музыкально-дидактических игр»

По материалам Белозеровой Ларисы Николаевны
Мастер-класс «Развитие чувства ритма у детей 5–6 лет в процессе музыкально-дидактических игр»

Цель мастер-класса: Знакомство с опытом использования музыкально-дидактических игр, способствующих у детей развитию чувства ритма и музицирования.

Задачи:

• Представить педагогам приёмы работы с детьми с помощью ритмических карточек.

• Раскрыть содержание музыкально-дидактических игр, и упражнений по развитию ритмического чувства и музицированию.

• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.

Используемый материал: карточки с ритмическими цепочками солнышек, кукла, зайчик, медведь, птичка, искусственные деревья, музыкально-шумовые инструменты - ложки, пиктограммы с изображением эмоций.

Ожидаемый результат: Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приёмов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.

Структура мастер-класса:

1.Теоретическая часть: Вступительное слово по теме «Развитие чувства ритма и музицирования у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры.

2. Практическая часть - занятие с педагогами с показом эффективных приёмов развития чувства ритма и музицирования:

3. Рефлексия - итог мастер-класса.

1. Теоретическая часть

Всё в нашей жизни подчиняется определённому ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме работают сердце, лёгкиеозговая деятельность также подчинена разным ритмам.

Что же такое музыкальный ритмРитм - это чередование долгих и

коротких длительностей. Чувство ритма - это способность активно

переживать музыкучувствовать эмоционально выразительность

музыкального ритма и точно его воспроизводить.

Если чувство ритма несовершенно, у ребёнка слабо развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более лёгкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребёнка.

Из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развивать его невозможно, так оно является врождённым. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Уже с 5 лет это будет гораздо сложнее. Поэтому моменты по развитию чувства ритма, я советую включать уже с младшей группы, а какие-то формы работы и в раннем возрасте. Это использование речевых и музыкальных игр, пальчиковая гимнастика, ритмические упражнения, музицирование на шумовых инструментах.

Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях.

Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. К. В. Тарасова говорит, что в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело.

Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-6 и немного подвигаться вместе со мной! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

2. Практическая часть

Речевая игра - разминка«Дружат в нашей группе».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы обеих рук соединяются в замок)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики, (ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Начинай считать опять (руки опустите вниз, встряхнуть кистями)

Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать, (поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Ну, как, я думаю дружба нам подняла всем настроение и сразу солнышко стало светить ярче!

Посмотрите, на эти весёлые солнышки (показываю одну из карточек «Ритмическую цепочку из солнышек»). Солнышки вы видите у нас, большие и маленькие. Маленькие солнышки - это короткие звуки, а большие - длинные. Короткие звуки мы с вами прохлопаем на слоги«Ти», а длинные на «Та» (Дети повторяют за педагогом ритмические формулы, проговаривая их). А сейчас я прошу выйти (Свету) и пробить на ложках вот эту ритмическую цепочку из солнышек. Ребята, а сейчас возьмите свои шумовые инструменты - ложки и вместе проиграйте этот же ритм, проговаривая слоги.

На предложенных вам карточках, прошу наклеить из

этих весёлых мордашек любой ритмический рисунок.

А сейчас по желанию прошу простучать его на ложках и проговорить на слоги.

Наше занятие подошло к завершению. Прошу вас взять предложенную вам эмоцию в виде губ, которую вы испытали во время нашей игры и преподнести к своим губам. Спасибо за внимание, я надеюсь, что чувство вашего ритма всегда будет добрым и жизнерадостным.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×