Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль музыкально-дидактических игр | Кузнецова Ольга Евгеньевна. Работа №210041

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кузнецова Ольга Евгеньевна
Роль музыкально-дидактических игр в становлении ребёнка.

 

Музыкально-дидактические игры  помогают пробудить интерес ребёнка к музыке, развивают чувство ритма, эмоциональную отзывчивать, ладовое чувство.

"Роль музыкально-дидактических игр
в становлении ребёнка"

 

Содержание

 

1. Игра как ведущий вид  деятельности в дошкольном возрасте…………….

2. Роль музыки в воспитании и развитии ребёнка…………………………….

3.Структура музыкально-дидактической игры……………………………….

4. Виды музыкально-дидактических игр………………………………………

5. Роль музыкально-дидактических игр в становлении ребёнка……………..

6. Заключение……………………………………………………………………

7. Литература…………………………………………………………………….

3

4

7

8

10

12

14

 

 

1. Игра как ведущий вид  деятельности

в дошкольном возрасте.

 

       Ребёнок может активно познавать окружающий его мир и приобщаться к действительности через деятельность. Ведущая деятельность детей – игра. Она формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, является спутником детства. Игра помогает детям освоить опыт человеческой деятельности.     

   Проблема игры привлекала внимание исследователей. В педагогике многие известные учёные, такие, как  Е.И.Тихеева, Е.А.Аркин, А.П.Усова, Д.В.Менджерицкая, положили теоретические основы игры как одного из важнейших средств воспитания детей.

     Д.В. Менджерицкая обращает внимание на то, что игра является наиболее доступным видом деятельности детей, способом переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Она отмечает, что именно в игре проявляются особенности воображения и мышления ребёнка, его активность, эмоциональность и потребность в общении.

     Игра является первой социальной практикой ребёнка, его реальной жизнью в обществе сверстников. Поэтому игра важна для формирования нравственной стороны личности ребёнка. Это было отмечено в работах А.П.Усовой.

     Дидактические  игры нашли своё применение в воспитании дошкольников давно. Своеобразие и отличие этих игр от других средств обучения в том, что они дают возможность обучать, упражнять, развивать  умственные способности ребёнка, а также формировать ценные черты личности и взаимоотношения  детей в привлекательной и доступной для них форме.

        Дидактическая игра – игра, направленная на расширение, углубление и систематизацию знаний об окружающем, на воспитание познавательного интереса и познавательных способностей. Сущность дидактической игры заключена в том, что ребёнок решает умственную задачу в занимательной форме, сам находит решение, преодолевая при этом некоторые трудности. Умственная задача воспринимается ребёнком как практическая, игровая, тем самым повышается его умственная активность.

     Таким образом, можно сделать вывод, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а дидактическая игра важна для всестороннего развития ребёнка.

     Среди дидактических игр особое место занимают музыкально-дидактические игры. Для чего же они нужны в дошкольном детстве? Чтобы ответить на это вопрос, сначала необходимо выяснить  значение музыки вообще для развития ребёнка.

   

2. Роль музыки в воспитании и развитии ребёнка.

      С давних времён музыка считалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные исследования учёных подтверждают, что музыкальное развитие оказывает огромное влияние на общее развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развивается чуткость к красоте в искусстве и жизни.

       Осознание важности эмоциональной отзывчивости в жизни человека требует целенаправленного развития этого качества личности с детского возраста. Существенное значение в этом процессе играет искусство. Посредством вызываемых в человеке чувств радости, торжества, любви, ненависти и так далее: всей гаммы сложных чувств и эмоций, искусство может оказать существенное воздействие на поведение человека в обществе, на оптимизацию его физиологических и психических функций.     

       Музыку среди других видов искусства выделяет, прежде всего, ее сила непосредственного эмоционального воздействия, связанная с ее способностью не просто описывать ситуацию чувства, а как бы «изнутри» воспроизвести его, непосредственно, богато и разнообразно передавать переживания человека, движение его чувств, эмоционально-психического состояния, их смены и взаимные переходы.   

          Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. А речевая интонация выражает, прежде всего, чувства, настроения, мысли говорящего. Такую же роль играют в человеческом общении и жесты. Частично они тоже помогают передать мысль, но главное их назначение - выразить чувство. Поэтому жесты, мимику и речевую интонацию психология называет «выразительными движениями».       

         Музыка образно моделирует явления действительности, процессы человеческой психики, ход мыслей, движения чувств (Л. Мазель). Благодаря тому, что музыка представляет собой временной вид искусства, она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний, все богатство чувств и их оттенков, существующих в реальной жизни. Музыка, воздействуя на человека, вызывает благородные и возвышенные чувства, позволяет человеку переживать мощные эмоциональные напряжения, без которых жизнь людей была бы «неполной».

         Роль музыки в жизни общества определяется различными возможностями ее воздействия на человека. В музыкально-педагогической литературе среди различных функций музыки (прикладная, развлекательная, лечебная, познавательная, рекламная, коммуникативная и так далее) выделяют как наиболее важную воспитательную функцию. Музыка формирует отношение человека к окружающему миру, к самому себе, его оценку действительности, взгляды, вкусы, идеалы.

       Таким образом, роль музыки в воспитании ребёнка очевидна.

       Известно, что содержание музыкального воспитания, заложенное в «Программу воспитания и обучения в детском саду», предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса и любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на неё, приобщение к различным видам музыкальной деятельности. Это позволяет развивать общую музыкальность ребёнка, его творческие способности.

     Полноценное восприятие ребёнком музыки возможно лишь при условии, что ребёнок понимает, о чём рассказывает музыка, и способен сравнить услышанное с чем либо уже встречавшимся ему  в жизни. Но восприятие музыки – процесс сложный, требующий внимания, памяти, разнообразных знаний и развитого мышления. Важно научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, направить его внимание на средства музыкальной выразительности и различение жанров.

      Умение самостоятельно действовать при  выполнении музыкальных заданий позволяет детям лучше и качественнее исполнять музыкальный материал, а также способствует развитию контроля за собственным исполнением, развитию музыкально-эстетических представлений и музыкально-сенсорных способностей.

      Исследования педагогов выявили, что эффективному музыкально-сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновение в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей их жизни.  Участь оперировать звуками, дети начинают более внимательно относиться к их свойствам, сочетаниям. Это развивает их ориентировку в музыкальных явлениях.  Сенсорное развитие дошкольников развивается благодаря разнообразным музыкальным действиям на занятиях и в повседневной жизни дошкольного учреждения.

     Н.А.Ветлугина пишет: «Решение сенсорных задач возможно почти во всех видах детской музыкальной практики.  Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определённых сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна ещё и такая среда, в которой ребёнок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки» (3, С. 230). С известным педагогом нельзя не согласиться, так как ребёнок в детском саду посещает музыкальные занятия 2 раза в неделю, на которых в основном обучается певческим и музыкально-ритмическим навыкам. Этого недостаточно для успешного музыкально-сенсорного развития. Поэтому следует вывод, что дошкольникам необходима дополнительная специальная среда, в качестве которой могут быть рассмотрены музыкально-дидактические игры.

     В Программе музыкального воспитания отмечается, что цель музыкально-дидактических игр – научить ребёнка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений. Разработкой музыкально-дидактических игр начала заниматься Н.А. Ветлугина, её дело продолжили А.Н.Зимина, Э.П.Костина.

     Что же представляет собой музыкально-дидактическая игра?

 

3. Структура музыкально-дидактической игры.

       Любая дидактическая игра имеет определённую структуру, которую можно перенести и на музыкально-дидактическую игру. Следуя этой структуре, можно отметить, что основу  музыкально-дидактических игр составляют: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила, результат.

        Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, содержание игры берётся из «Программы воспитания и                     в детском саду». Дидактическую задачу  определяет педагог в соответствии с обучающей деятельностью.

        Игровая задача осуществляется детьми в игровой деятельности. Игровая и обучающая задачи  отражают взаимосвязь игры и обучения. Дидактическая задача при этом решается через игру, она определяет игровые действия детей, становится задачей самого ребёнка, активизирует игровые действия и возбуждает желание решить поставленную задачу.

        Основу музыкально-дидактической игры составляют игровые действия, без которых сама игра невозможна. Игровые действия определяют содержание игры. И чем интереснее и привлекательнее для детей содержание, тем успешнее решаются игровые и дидактические задачи детьми. Необходимо обучение детей игровым действиям для того, чтобы игра носила обучающий характер и была содержательной. Обучение игровым действиям, как правило, даётся через показ действия, через пробный ход. Мотив игровой деятельности и активное желание решить задачу, поставленную перед ребёнком, проявляется в игровых действиях.

        Правила игры тоже являются одним из составных элементов музыкально-дидактической игры. Правила содержат определённые требования к взаимоотношениям детей и к выполнению ими задания. В музыкально-дидактической игре правила являются заданными. Они обучают, организуют и дисциплинируют детей. Обучающие правила информируют детей о том, что и как нужно делать, соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль и раскрывают способ действий.  Также они организуют и познавательную деятельность ребёнка: услышать и сравнить звуки, определить характер музыки, сравнить фрагменты музыкальных произведений и т.д., найти способ решения поставленной игровой задачи.

      Организующие правила раскрывают порядок и последовательность игровых действий и взаимоотношений детей.

        Результат – это выполнение игровой задачи, которое служит завершающим концом музыкально-дидактической игры. Для педагога результат является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, в их применении. Для детей результат – это определённое достижение чего-либо, например, выполнение задания, заполнение карточки, отгадывание музыкальной загадки.

      В работе с дошкольниками используются разные музыкально-дидактические игры. Рассмотрим их классификацию.

 

4. Виды музыкально-дидактических игр.

     Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр.   Э.П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида:

1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.

2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.

3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.

4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко-тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д.

       Настольные музыкально-дидактические игры представлены в определённой последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко-тихо), в старшей группе – трёх (громко, умеренно громко, тихо), а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).

      Н.А.Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры  на настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на различии игровых действий детей.

     В играх первой группы предусматривается статичное поведение детей, разделённых на подгруппы. Соревновательный элемент заключён в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение, музыкальный звук и т.д.

    Вторую группу игр характеризует динамика действий. Они похожи на подвижные игры. Дети, разделённые на подгруппы, вслушиваются в звучание музыкального произведения, реагируют на него соответствующими движениями. Например, под бодрый марш движется одна группа детей, маршируя, а под задорную плясовую – другая группа выполняет знакомые танцевальные движения.

    В третьей группе дидактических игр двигательная активность детей ограничена. Обычно соревнуются между собой два или три круга детей или круг (группа детей) и солист. Например,  на звучание среднего регистра выполняют движение дети первого круга, на звучание высокого регистра – второго, на звучание низкого – третьего круга. Побеждает тот круг, чьи участники правильнее среагировали на смену звучания.

     Следует отметить, что кроме музыкально-дидактических игр в практике используются и музыкально-дидактические пособия. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они имеют определённые правила, игровые действия или сюжет. Они могут быть использованы детьми как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия в основном применяются на занятиях для наглядной иллюстрации отношений звуков по высоте и длительности, для упражнения детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

     Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (различные картинки, карточки, передвижные приспособления и т.д.), а музыкально-дидактические игры не могут не использовать наглядность.

      Благодаря своему разнообразию, музыкально-дидактические игры и пособия имеют большое значение в воспитании дошкольников.

    

5. Роль музыкально-дидактических игр

в становлении ребёнка.

        Роль  музыкально-дидактических игр в становлении ребёнка велика. Использование музыкально-дидактических игр в работе с дошкольниками позволяет в простой доступной для детей игровой  форме дать преставления о музыке и её выразительных средствах, об изобразительных возможностях музыки, а также научить различать целую гамму чувств и настроений, передаваемых музыкой.

     Музыкально-дидактические игры позволяют заинтересовать ребёнка, пробудить в нём интерес к музыке. Кроме этого, музыкально-дидактические игры значительно активизируют умственную деятельность дошкольников, развивают их самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает уже творческий характер. Это даёт детям возможность для самовыражения и творчества, что тоже важно для становления личности ребёнка.

     Музыкально-дидактические игры в первую очередь направлены на развитие музыкальности дошкольников.

       «Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей»).

       Ядром музыкальности являются три основные способности, которые необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

       Эмоциональная отзывчивость на музыку - это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

       Музыкальный слух необходим для чистого интонирования при пении, чувство ритма – для движения, танцев и игре на музыкальных инструментах.

            Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Музыкально-ритмическое чувство  является одной из главных музыкальных способностей (Теплов М.Б., Тарасова К.В.)

       Музыкально-дидактические игры направлены на развитие этих основных музыкальных способностей, которые необходимы ребёнку для полноценного восприятия музыки, её понимания, а значит, и более гармоничного развития в целом.

     Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая позволяет совершенствовать процесс развития слухового восприятия. В ходе игры ребёнок всё время должен вслушиваться в смену звучания и реагировать на это движением или определённым действием. Это не происходит автоматически, следовательно, для достижения своей цели музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка. Ребёнок прилагает усилия при каждом повторе музыкально-дидактической игры.

     Помимо развития музыкальных способностей, музыкально-дидактические игры помогают в формировании  познавательной деятельности ребёнка. Ребёнок накапливает чувственный опыт, происходит его умственное развитие.

Ребёнок учится выявлять, сравнивать, обобщать, делать выводы. Кроме этого, занимательные музыкально-дидактические  игры возбуждают у детей интерес к решению задач, так как успешный результат, преодоление трудностей приносят детям удовлетворение. Само увлечение дидактической игрой повышает способность ребёнка к произвольному вниманию, развивает наблюдательность, память.

         Достижение поставленной цели в музыкально-дидактической  игре также связано и с нравственным воспитанием. Развиваются волевые качества ребёнка, выполнение правил требует самообладания и выдержки, дисциплинированности.

 

6. Заключение.

       Таким образом, можно сделать вывод о важности музыкально-дидактических игр для становления ребёнка, об их влиянии на развитие как музыкальных, так и общих способностей детей.

       Музыкально-дидактические игры находят широкое применение в разнообразных видах деятельности дошкольников. Это музыкальные занятия, самостоятельная и совместная  деятельность в группе, развлечения, в которые включаются знакомые детям музыкально-дидактические игры. Всё это помогает дошкольникам усвоить и закрепить полученные навыки, разнообразить детскую деятельность и повысить результативность воспитательной работы с детьми.    

       Необходимо отметить, что важна систематичность, последовательность применения музыкально-дидактических игр в работе с детьми. Это возможно при условии правильного перспективного планирования музыкально-дидактических игр, а также при тесном взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя, так как освоенные на музыкальных занятиях дидактические игры переносятся в самостоятельную деятельность в группе, включаются в развлечения и досуги.

 

 

 

7. Литература.

Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - Л.1963.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М., 1968.

Выготский Л.С. Вопросы детской

психологии.-

С-Пб, Союз, 1997.

Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском

саду.-

М., 1971.

Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего

возраста.-

М,

Гуманит

. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

Игра дошкольника /Под ред.

С.Л.Новосёловой

– М.: Просвещение, 1989.

 

Радынова

О.П.,

Катинене

А.И.,

Палавандишвили

М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников – М.: Академия, 2000.

Руководство играми детей в дошкольных учреждениях (из опыта работы) /Под ред.

М.А.Васильевой

– М.: Просвещение, 1986.

Теплов Б.М. Избранные труды. Психология музыкальных способностей /педагогика, 1ч./- 1985.

Эльконин

Д.Б. Психология игры /АПН СССР. – М.: Педагогика, 1978.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×