Роль образовательной среды в развитии современного дошкольника | Сищук Мария Ивановна. Работа №354271
На сегодняшний день вопрос создания предметно-развивающей среды продолжает оставаться актуальным. В построении среды педагоги учитывают следующие принципы: безопасности, информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости, доступности.
В нашем дошкольном учреждении предметно-пространственная среда строится с учетом индивидуальности каждого ребенка, его склонностей, интересов, уровня активности. Мы моделируем ее таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать. В такой среде ребенок активно включается в познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит развитие личности. Ребенок не просто общается в такой среде, он чувствует себя полноправным владельцем пространства, в котором он находится, он становится творцом своего окружения, своего Я. В новой Федеральной образовательной программе, реализация которой начинается с сентября этого года, данный аспект четко прослеживается.
По сути, предметно-пространственная среда, как часть образовательной среды, становится третьим учителем ребенка после семьи и воспитателя, причем открытое взаимодействие детей со средой значительно возрастает. Выстраивается идеология новых образовательных отношений – поддержка развития дошкольников через среду, которая предоставляет им свободу выбора, стимулирует их игровую, двигательную, творческую, интеллектуальную активность и позволяет самим детям чувствовать себя субъектами образовательных отношений.
Правильно созданная среда поддерживает включенность и самоконтроль ребенка, одновременно предоставляя ему зону ближайшего развития. Созданные условия способствуют успешному освоению образовательной программы детского сада, отвечает требованиям ФГОС ДО к созданию предметно-пространственной развивающей среды. Огромная роль среды и в формировании функциональной грамотности, а также предпосылок ранней профориентации.
Групповые помещения условно разделено на центры, что позволяет использовать помещение группы рационально при организации разных видов деятельности.
Структура ППРС группы Центр книги Центр нравственно-патриотического воспитания Центр речевого развития Центр экологии Лего - центр Центр конструирования Центр сенсорного развития «Развивай-ка» Центр музыки Центр творчества «Радуга» Центр дорожного движения Центр сюжетно-ролевых игр Центр физического развития Центр театральной деятельности
В Центре математики мы активно используем образовательные комплекты «Первые шаги в математику» и «Увлекательная математика"
Они предназначены для индивидуальной и групповой работы с детьми с целью получить новые и закрепить имеющиеся знания основ математики. Комплект состоит из многофункциональных пособий, которые помимо математических навыков выполняют также и ряд других функций: • изучение основ математики, подготовка к начальной школе, социально-коммуникативное развитие; • познавательное развитие (развитие воображения; формирование первичных представлений об окружающем мире); • речевое развитие (умение слушать, комментировать свои действия, описывать различные действия / предметы, математический язык); • художественно-эстетическое развитие (восприятие и понимание окружающего мира; самостоятельная творческая деятельность); • физическое развитие (развитие мелкой моторики обеих рук, тактильной чувствительности, координации).
В век цифровых технологий, дошкольное образование не может обойтись без использования компьютерных технологий. Применение цифровой лаборатории «Наураша» на занятиях и в свободной деятельности позволяет приоткрыть дверь дошкольникам в мир физики, химии, биологии и опытным путём подтвердить или опровергнуть свои предположения относительно различных природных процессов или явлений.
Наша лаборатория представлена восьмью модулями: «Температура», «Кислотность», «Электричество», «Магнитное поле», «Свет», «Звук», «Сила», «Пульс». Лаборатория представляет собой компьютерную программу, главный герой которой, – мальчик Наураша, маленький учёный, исследователь, помощник педагогов и друг детей, увлечённый желанием познавать мир.
В центре исследований мы используем уникальный образовательный комплект «Наука для дошколят» разработанный, как комплексное пособие для подготовки дошкольников к исследовательской деятельности. Такая форма обучения позволяет не только получать новые знания, но и развивать логику, мышление. С помощью комплекта дети изучают следующие области: жизненный цикл растений, почва, магниты, статическое электричество, вода, звуки, масса.
В комплект входит яркое, разноцветное оборудование, которое позволяет детям решить любую задачу в каждой области:
Цифровой микроскоп «Зумми». Портативный цифровой микроскоп позволит юным исследователям рассмотреть окружающие их предметы более детально. Его можно использовать с компьютером, ноутбуком, проектором или демонстрировать открытия через интерактивную доску.
Изучаемые образцы можно рассматривать в режиме реального времени, производить фотографирование или видеозапись.
Метеостанция. Удобная и практичная метеостанция оснащена приборами для измерения температуры, влажности и атмосферного давления: барометром, гигрометром и термометром. Приборы можно использовать как внутри, так и снаружи помещения, они имеют ударопрочный корпус и предоставляют точные показания измерений.
Первая лаборатория. В помощь юным профессорам, существует набор «Первая лаборатория». Наука может быть красочной и занимательной!
Состав набора:
- Лабораторные очки, совсем как у настоящего ученого,
- Подковообразные магниты,
- Большое увеличительное стекло, как у настоящего ученого,
- Большие пробирки, совсем как в настоящей лаборатории,
- Самые настоящие пипетки, только большие,
- Баночки для изучения насекомых, с увеличительным стеклом,
- Линзы для смешивания цвета,
- Сенсорная труба.
Гидропонная лаборатория. Гидропонная лаборатория создана специально для обеспечения 360-градусного обзора выращиваемых растений. Баночки для семян и прозрачные колбы позволяют рассмотреть их рост в мельчайших подробностях. Также с помощью лаборатории дети знакомятся со скрытыми возможностями корней растений и наблюдают их увеличение под действием воды. Такая лаборатория вовлекает детей в изучение науки!
Набор магнетизм. Этот красочный набор знакомит детей с магнитами и позволяет опытным путём выявить их свойства и особенности. В его состав входят магниты разнообразных форм, пластиковый лабиринт и карточки с заданиями.
Весы детские с медвежатами. Отличный инструмент, чтобы научить малышей взвешиванию и счету. В комплект входит: весы с нулевой отметкой и отсеками для хранения грузов, 2 чаши объемом 500 мл, 2 крышки-подставки для взвешивания маленьких грузов, комплект из фигурок мишек с
рюкзаками. Фигурки мишек с рюкзаками выполнены в 2 ярких цветах – красный и синий, в 4 размерах.
Чашки и пинцеты. Набор для сортировки. Набор состоит из чашек и пинцетов 6 ярких цветов, изготовленных из прочного не хрупкого пластика. Идеальный инструмент для игр-сортировок, направленных на развитие мелкой моторики, изучение цветов, счета и т.д.
Набор простые механизмы. Набор поможет привить детям интерес к изучению физики, позволяет проводить увлекательные и несложные исследования, изучать явления и процессы, основные законы природы. В его состав входит шесть простых механизмов: шкив, рычаг, колеса и оси, наклонная плоскость, винт, клин и карточки с заданиями.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему природную любознательность, найти ответ на множество вопросов, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этой деятельности взрослый не учитель, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять свою собственную исследовательскую активность.
Создавая развивающую среду в нашем учреждении, мы стремимся к тому, чтобы окружающая обстановка была гармоничной и эстетичной, безопасной для жизни детей, способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Большое значение наши педагоги придают применению здоровьесберегающих технологий, где каждый ребенок имеет возможность проявить себя. И, самое главное, у нас нет невостребованных центров. Дети всегда заняты тем, что для них важно, интересно, что соответствует их желанию и возможностям!
Образовательная среда как третий педагог: зонирование и центры активности.
На сегодняшний день вопрос создания предметно-развивающей среды продолжает оставаться актуальным. В построении среды педагоги учитывают следующие принципы: безопасности, информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости, доступности.
В нашем дошкольном учреждении предметно-пространственная среда строится с учетом индивидуальности каждого ребенка, его склонностей, интересов, уровня активности. Мы моделируем ее таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать. В такой среде ребенок активно включается в познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит развитие личности. Ребенок не просто общается в такой среде, он чувствует себя полноправным владельцем пространства, в котором он находится, он становится творцом своего окружения, своего Я. В новой Федеральной образовательной программе, реализация которой начинается с сентября этого года, данный аспект четко прослеживается.
По сути, предметно-пространственная среда, как часть образовательной среды, становится третьим учителем ребенка после семьи и воспитателя, причем открытое взаимодействие детей со средой значительно возрастает. Выстраивается идеология новых образовательных отношений – поддержка развития дошкольников через среду, которая предоставляет им свободу выбора, стимулирует их игровую, двигательную, творческую, интеллектуальную активность и позволяет самим детям чувствовать себя субъектами образовательных отношений.
Правильно созданная среда поддерживает включенность и самоконтроль ребенка, одновременно предоставляя ему зону ближайшего развития. Созданные условия способствуют успешному освоению образовательной программы детского сада, отвечает требованиям ФГОС ДО к созданию предметно-пространственной развивающей среды. Огромная роль среды и в формировании функциональной грамотности, а также предпосылок ранней профориентации.
Групповые помещения условно разделено на центры, что позволяет использовать помещение группы рационально при организации разных видов деятельности.
Структура ППРС группы
Центр книги
Центр нравственно-патриотического воспитания
Центр речевого развития
Центр экологии
Лего - центр
Центр конструирования
Центр сенсорного развития «Развивай-ка»
Центр музыки
Центр творчества «Радуга»
Центр дорожного движения
Центр сюжетно-ролевых игр
Центр физического развития
Центр театральной деятельности
В Центре математики мы активно используем образовательные комплекты «Первые шаги в математику» и «Увлекательная математика"
Они предназначены для индивидуальной и групповой работы с детьми с целью получить новые и закрепить имеющиеся знания основ математики.
Комплект состоит из многофункциональных пособий, которые помимо математических навыков выполняют также и ряд других функций:
• изучение основ математики, подготовка к начальной школе, социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие (развитие воображения; формирование первичных представлений об окружающем мире);
• речевое развитие (умение слушать, комментировать свои действия, описывать различные действия / предметы, математический язык);
• художественно-эстетическое развитие (восприятие и понимание окружающего мира; самостоятельная творческая деятельность);
• физическое развитие (развитие мелкой моторики обеих рук, тактильной чувствительности, координации).
В век цифровых технологий, дошкольное образование не может обойтись без использования компьютерных технологий. Применение цифровой лаборатории «Наураша» на занятиях и в свободной деятельности позволяет приоткрыть дверь дошкольникам в мир физики, химии, биологии и опытным путём подтвердить или опровергнуть свои предположения относительно различных природных процессов или явлений.
Наша лаборатория представлена восьмью модулями: «Температура», «Кислотность», «Электричество», «Магнитное поле», «Свет», «Звук», «Сила», «Пульс». Лаборатория представляет собой компьютерную программу, главный герой которой, – мальчик Наураша, маленький учёный, исследователь, помощник педагогов и друг детей, увлечённый желанием познавать мир.
В центре исследований мы используем уникальный образовательный комплект «Наука для дошколят» разработанный, как комплексное пособие для подготовки дошкольников к исследовательской деятельности. Такая форма обучения позволяет не только получать новые знания, но и развивать логику, мышление. С помощью комплекта дети изучают следующие области: жизненный цикл растений, почва, магниты, статическое электричество, вода, звуки, масса.
В комплект входит яркое, разноцветное оборудование, которое позволяет детям решить любую задачу в каждой области:
Цифровой микроскоп «Зумми». Портативный цифровой микроскоп позволит юным исследователям рассмотреть окружающие их предметы более детально. Его можно использовать с компьютером, ноутбуком, проектором или демонстрировать открытия через интерактивную доску.
Изучаемые образцы можно рассматривать в режиме реального времени, производить фотографирование или видеозапись.
Метеостанция. Удобная и практичная метеостанция оснащена приборами для измерения температуры, влажности и атмосферного давления: барометром, гигрометром и термометром. Приборы можно использовать как внутри, так и снаружи помещения, они имеют ударопрочный корпус и предоставляют точные показания измерений.
Первая лаборатория. В помощь юным профессорам, существует набор «Первая лаборатория». Наука может быть красочной и занимательной!
Состав набора:
- Лабораторные очки, совсем как у настоящего ученого,
- Подковообразные магниты,
- Большое увеличительное стекло, как у настоящего ученого,
- Большие пробирки, совсем как в настоящей лаборатории,
- Самые настоящие пипетки, только большие,
- Баночки для изучения насекомых, с увеличительным стеклом,
- Линзы для смешивания цвета,
- Сенсорная труба.
Гидропонная лаборатория. Гидропонная лаборатория создана специально для обеспечения 360-градусного обзора выращиваемых растений. Баночки для семян и прозрачные колбы позволяют рассмотреть их рост в мельчайших подробностях. Также с помощью лаборатории дети знакомятся со скрытыми возможностями корней растений и наблюдают их увеличение под действием воды. Такая лаборатория вовлекает детей в изучение науки!
Набор магнетизм. Этот красочный набор знакомит детей с магнитами и позволяет опытным путём выявить их свойства и особенности. В его состав входят магниты разнообразных форм, пластиковый лабиринт и карточки с заданиями.
Весы детские с медвежатами. Отличный инструмент, чтобы научить малышей взвешиванию и счету. В комплект входит: весы с нулевой отметкой и отсеками для хранения грузов, 2 чаши объемом 500 мл, 2 крышки-подставки для взвешивания маленьких грузов, комплект из фигурок мишек с
рюкзаками. Фигурки мишек с рюкзаками выполнены в 2 ярких цветах – красный и синий, в 4 размерах.
Чашки и пинцеты. Набор для сортировки. Набор состоит из чашек и пинцетов 6 ярких цветов, изготовленных из прочного не хрупкого пластика. Идеальный инструмент для игр-сортировок, направленных на развитие мелкой моторики, изучение цветов, счета и т.д.
Набор простые механизмы. Набор поможет привить детям интерес к изучению физики, позволяет проводить увлекательные и несложные исследования, изучать явления и процессы, основные законы природы. В его состав входит шесть простых механизмов: шкив, рычаг, колеса и оси, наклонная плоскость, винт, клин и карточки с заданиями.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему природную любознательность, найти ответ на множество вопросов, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этой деятельности взрослый не учитель, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять свою собственную исследовательскую активность.
Создавая развивающую среду в нашем учреждении, мы стремимся к тому, чтобы окружающая обстановка была гармоничной и эстетичной, безопасной для жизни детей, способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Большое значение наши педагоги придают применению здоровьесберегающих технологий, где каждый ребенок имеет возможность проявить себя. И, самое главное, у нас нет невостребованных центров. Дети всегда заняты тем, что для них важно, интересно, что соответствует их желанию и возможностям!