Роль предметно-развивающей среды для организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.

Автор: Вискова Ольга Васильевна

МАДОУ Центр развития ребенка «Детский сад № 269»

Вискова О.В., педагог-психолог

Роль предметно-развивающей среды для организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.

Построение предметной среды - это необходимое условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность (далее СД) ребёнка.

Наши  наблюдения и накопленный опыт работы в качестве городской  базовой площадки  позволили  определить ряд важных  моментов при  создании  предметно- развивающей среды, обеспечивающей ребенку активность и самостоятельность:

- Материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, должны находиться в поле зрения ребенка,  быть  доступными, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому

- Предметно-развивающая среда  должна, прежде всего, предоставлять возможность для организации ребенком различных  видов  деятельности (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной и др.)

 - Разнообразие объектов, материалов, должно обеспечить большое "поле" для самостоятельных действий в реализации своих интересов,  для воплощения собственных  задумок.

   - Формированию самостоятельности, навыков планирования способствуют  разнообразные алгоритмы, схемы, пооперационные карты, которые еще и создают ситуацию успеха для ребенка.

 - Важно, чтобы в среде нашли отражение, разработанные совместно с детьми правила, которые регулируют взаимоотношения детей и помогают  в организации самостоятельной, совместной деятельности и обеспечивают    безопасность.

           - Самостоятельная деятельность - это  деятельность, которую ребенок осуществляет сам от  задумки  до результата.  Поэтому важно в среде создать такие условия¸ которые позволяют  ему  давать оценку своим действиям и результатам. Это  могут  быть карты или  экраны  достижений

- Для стимулирования активности, самостоятельности  детей важно сочетание традиционных и новых компонентов среды. А привлечь внимание к новому материалу можно по-разному. Это может быть, как например, в соответствии с программой «Радуга», полочка красоты,   по программе  «Детский сад – дом радости» -  полочка избыточной информации. Каждый педагог может придумать свой вариант, например, это может быть столик  «новых открытий», где  детей ждут новые увлекательные развивающие игры, интересный иллюстрированный материал по определенным темам.

- При действии с объектами среды  у ребенка должна возникать проблемность, побуждающая к активному действию ради ее решения. Для этого  в предметно- развивающей среде  должны быть материалы не только разной степени сложности, но и позволяющие выявить индивидуальную изобретательность ребенка к его содержанию, виду и форме, разным способам проработки, стимулирующей детей к творчеству.

- В создание предметно-развивающей среды надо активно включать детей, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде. Это  может  быть организация  мини-музеев, выставок детского творчества; создание коллекций календарей событий и т.д.

 - С учетом комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса информация, заложенная в предметно-развивающей среде, должна побуждать ребенка к самостоятельному применению в деятельности уже имеющихся знаний по пройденной теме, стимулируя его активность.

               Педагог заранее продумывает, что и через какие виды деятельности он может пропустить следующую тему. Обговаривает со всеми специалистами, каким образом они могли бы включить работу по данной теме. Например, в группе младшего дошкольного возраста тема «Насекомые» может начинаться с внесения в группу нескольких бабочек. Они размещаются педагогом до прихода детей в группе. А также бабочка помещается на полочке «Красоты».

               В образовательной деятельности в ходе режимного момента педагог нацеливает детей на то, чтоб найти в группе бабочек и переходит к беседе и рассматриванию простых реалистичных картинок с насекомыми, которые детьми размещаются  на ковролинографе.

Помимо этого в группе подобраны различные игры по данной теме. Например, добавлены карточки с заданиями для игры с ковролинографом, подобраны и выложены на первый план карточки с картинками насекомых для составления по принципу мозаики.

                Для познавательных действий с наглядно-образным материалом в режимные моменты, перед или в течение непосредственно образовательной деятельности в группу вносятся альбомы для рассматривания, которые позволяют расширять круг представлений ребенка, развивать речь, образные представления. Используется подборка для фонотеки; в картотеку физкультминуток и пальчиковых игр добавлен материал по данной теме. После наблюдения на прогулке дети на календарь наблюдений на ковролинографе добавляют насекомых, которых встречали во время прогулки.

                 В непосредственно образовательной деятельности со специалистом по изодеятельности дети украшают силуэты бабочек с использованием техники монотипии. При этом центр художественного творчества подготовлен заранее или готовиться параллельно. Выложены: основа для панно «Полянка», силуэты бабочек меньшего размера, алгоритмы. Педагог по изодеятельности после НОД делает переход к центру творчества, показывая детям, что у них там есть и как они с этим умеют уже работать. На занятии музыкальный руководитель играет с детьми в музыкальную игру «Бабочки», используя атрибуты, заранее подготовленные воспитателем. После чего педагог организует место для продолжения игры в группе, унося атрибуты с собой.

                 В младшем дошкольном возрасте у многих детей роль уже есть и они учатся ее удерживать, поэтому реалистичный маркер роли очень привлекателен (это крылья бабочек, цветы).

                 Большую  роль для  развития самостоятельной деятельности играют  дидактические игры. При  их подборе важно учитывать ряд  требований:

  • правила игры должны предоставлять детям возможность выбрать нужные для данной ситуации знания и умения, которыми они уже овладели в процессе обучения;
  •  необходима  многовариантность каждой игры, усложняющая игровую ситуацию, что позволяет детям применять разнообразные способы действий и вновь полученные знания, сохраняет длительный интерес детей к выполнению заданий;
  • большинство игр должны предполагать взаимный контроль и оценку действий, решений детьми, что подводит их к сотрудничеству, совместным действиям, обсуждению, обмену опытом, а также активизирует имеющиеся у них знания и способы их применения в каждой конкретной игровой ситуации.

Результаты наблюдения показали, что не все дети могут самостоятельно спланировать свою деятельность, многие посещают одни и те же центры. Есть дети с более  высоким уровнем развития, для которых необходимы в среде задумки для деятельности с повышенным уровнем сложности.

Для организации самостоятельной деятельности таких детей как раз и предлагается использовать прием «Коробочка идей». В среде представлена красивая коробочка, где находятся карточки с вариантами видов детских занятий, задумок, заданий для всех игровых центров.  Сделан «экран выбора», на котором прикреплены значки всех игровых центров группы (все игровые центры группы промаркированы), подобраны магнитики на каждого. Прежде чем ребенок идет в тот или иной центр, он ставит свою фишку у соответствующего значка. Таким образом, делая выбор, в центр он  уже идет с целью.

Сначала дети выбирают вид деятельности  по  желанию, после того как желаемые центры заканчиваются  педагог предлагает сделать выбор из оставшихся с помощью «Коробочки идей». Ребенок выбирает один из 3-х предложенных ему центров (ставит фишку). Далее  ему предлагается на выбор 3 карточки с видом детских занятий в этом центре.

 Данный прием дает возможность детям – попробовать себя в разных центрах группы, ощутить ситуацию успеха в них, расширить свой опыт СД, приобрести новые знания, опыт.

Педагогу – дает возможность организовать СД для применения детьми полученных знаний и освоенного ранее опыта, как с диагностической целью, так и  с целью развития творческой деятельности. СД по воспроизведению знаний и расширению имеющегося опыта (организация по знакомым детям материалам с вариативными заданиями).

Таким  образом, при  создании  предметно-развивающей среды,  важно помнить, чтобы она обеспечивала выбор  каждым  ребенком деятельности по интересам и позволяла ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x