Роль предметно- развивающей среды ДОУ в познавательном развитии детей раннего возраста

Автор: Кумицкая Елена Викторовна

                                                                     Кумицкая Е.В.

                                                                     МКДОУ Аннинский детский сад №7

                                                                     общеразвивающего вида

                                                                     Аннинский район

 

 Роль предметно- развивающей среды ДОУ в познавательном развитии детей раннего возраста                                      

В дошкольном образовательном учреждении ребенок приобретает опыт эмоционально- практичного взаимодействия со сверстниками и  взрослыми в важных для его развития сферах жизни. Предметно – развивающая среда, как известно, - эффективное средство формирования личности ребенка. Значение окружающей среды для детей раннего возраста сложно переоценить. Именно в этот период  интенсивно развиваются центральная нервная система, анализаторы, с помощью которых ребенок получает разнообразную информацию из окружающего мира. Психология  дошкольника такова, что все должно быть освоено и закреплено ребенком в практической деятельности. Поэтому среда должна выполнять развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, способствовать эмоционально – ценностному, социально – личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. При создании развивающей среды педагоги нашего ДОУ учитывают следующие принципы:

·            Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития.

·            Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка.

·            Принцип гигиенического соответствия.

·            Принцип вариативности.

·            Принцип рациональности.

·            Принцип складирования.

Особенностями предметной среды ДОУ  является  яркость и насыщенность. При знакомстве со  средой в первой младшей группе ребенок проходит большой путь в психическом и физическом развитии: осваивает основные сенсорные эталоны, элементарные умственные действия.

Обстановку в группе создается  таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров: центр сенсорики, центр ручного труда, центр читайки, центр физкультуры и здоровья, центр искусства, центр музыкально- театрализованной деятельности, центр отдыха, центр экологии.

В каждый центр имеет свою направленность деятельности  и содержит достаточное количество материалов. Так, центр физкультуры и здоровья используется детьми  для развития двигательной активности детей, укрепления и сохранения их здоровья. В центре ручного труда детям прививаются первоначальные навыки самообслуживания, самостоятельности. Познакомить малышей с окружающим их миром, способствовать первым восприятиям помогает центр экологии. В центре «читайки» дети знакомятся с любимыми героями с помощью книг, иллюстративных пособий, картин, различных видов театра, дидактических пособий.  Но особое значение в данном возрасте придаётся  центру сенсорного развития. Центр содержит постоянные и добавляемые объекты (дидактические игры, наглядные пособия и материалы). Взаимодействуя с ребёнком педагог ставит перед собой задачи:

·            Формировать общую сенсорную способность

·            Помочь ребенку получить первые представления о различных материалах

·            Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу

·            Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением

  Играя в центре сенсорного развития  дети  осваивать цвет, форму, размер. Они увлечены игрой и не замечают, что вовлечены в процесс обучения, саморазвития.

Смоделированная  пространственно-предметная  развивающую среда в ДОУ  позволяет воспитанникам   проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Литература:

1. Выгодский Л.С.  Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов.  Вопросы психологии 1966 г.

2. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего  возраста М.»Просвещение» 1982 г.

3.Пилюгина Л.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию» М.»Просвещение» 1983 г.

4.Смирнова Е.О. «Первые шаги» Программа воспитания и развитие детей раннего возраста, журнал «Дошкольное воспитание», №4,  2002 г.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x