Статья «Роль регионального компонента в обучении старших дошкольников подвижным играм». Автор: Вершигорук Надежда Александровна

Автор: Вершигорук Надежда Александровна
О важности ознакомления старших дошкольников с традициями, культурой и бытом коренных народов Малой Родины  и о роли регионального компонента в обучении старших дошкольников подвижным играм.

 

 


Автор: Вершигорук Надежда Александровна

Название: сообщение к педсовету.

Автор: Вершигорук Надежда Александровна

Должность: воспитатель

Место работы: МБДОУ с. Ракитное

Тема: «Роль регионального компонента в обучении старших дошкольников подвижным играм»

 

Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра. Участвуя в играх, дети познают не только материальную, но и духовную культуру своего народа, проникаются его духом.

Подвижным играм в воспитании детей принадлежит весьма существенное место.

Особое место занимали игры и физические упражнения в жизни нанайцев. В стойбищах периодически проводились состязания на лучший коллектив по гребле на лодках, на самого меткого стрелка, самого сильного и ловкого борца, самого сильного и выносливого гребца на оморочке и т.д. Такие соревнования обычно проходили при стечении многочисленных зрителей и болельщиков. Эти соревнования проходили в исключительно напряженной борьбе равных с равными. Характерно, что самыми сильными и ловкими в состязаниях, как правило, оказывались те рыбаки или охотники, которым постоянно сопутствовала удача в промыслах. Физическое и морально-психологическое воспитание детей осуществлялось путем систематического выполнения различных упражнений в игровой форме. В задачу воспитания входила подготовка сильного, ловкого, выносливого, мужественного и хорошо владеющего своим делом человека, способного преодолевать любые сложные препятствия в суровом единоборстве с природой.

Играли дети с весны и до глубокой осени, на поляне, у дома, у реки. Игры носили командный характер, участвовало в них, как правило, от 10 до 20 человек. Целью игр было: развитие силы, ловкости, внимательности, выносливости, смелости для общефизического подрастающего поколения.

На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе.

Исходя из этого, можно утверждать, что многие игры народов Приамурья были повторениями деятельности взрослых, вырабатывающих необходимые при этом силу, ловкость, выносливость. Игра - это школа воспитания. В ней свои "учебные предметы". Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.

Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у учащихся способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда.

Педагог, используя народные игры в учебно-воспитательном процессе, должен рассказывать детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей будут интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. В играх с зачинами присутствуют диалоги, характеризующие персонажей и их действия. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа.

Приобщение дошкольников к материальной и духовной культуре народов Приамурья и вовлечение их в яркий мир народных игр, соревнований и национальных праздников проходит в детском саду через подвижную игру. Воспитание детей физически и духовно здоровыми через игры народов Приамурья, национальную культуру – это и есть региональный компонент, который рекомендую использовать в работе педагогов ДОУ ФГОС ДО.

При этом решаются следующие задачи:

1) ознакомить дошкольников с традициями и обычаями, нравственно-этическими ценностями народов, населяющих территорию Дальнего Востока;

2) формировать устойчивый интерес к культуре коренных народов Приамурья;

3) развивать повышенный интерес к национальным видам спорта;

4) укреплять здоровье и физическое развитие детей;

5) обогатить словарный запас детей;

6) воспитывать любовь к родному краю.

При ознакомлении дошкольников с традициями и жизнью коренных народов Приамурья используются следующие формы работы с детьми:

Беседа. Перед объявлением названия игры проводится беседа, актуализирующая приобретенные знания

до

школьников о национальной куль

туре коренных народов Приамурья;

Коллективная работа по продуктивной деятельности: и

зготовление атрибута для

игры;

Проведение игры;

Творческие задания. Для закрепления полученных знаний можно провести такие виды творческих работ как составление рассказов, стихотворения, рисунки узоров с использованием орнаментов, организовать выставку работ дошкольников и родителей.

По окончанию каждой темы проводится итоговое занятие-творчество, где обобщаются и систематизируются полученные знания о национальной культуре определенного народа. Это могут быть и тесты-рисунки, и народные праздники, или игры, видоизмененные самими детьми.

 

Цель проведения народной игры всегда имеет три аспекта:

 

1) познавательный (приобщить детей к национальной культуре, расширить круг знаний школьников о традициях, обычаях, укладе жизни народов Приамурья);

2) развивающий (способствовать развитию навыков налаживания конструктивного межкультурного диалога);

3) воспитательный (развивать способность к действенному межэтническому взаимоотношению и взаимопониманию).

Картотека подвижных игр народов Приамурья.

Название игры

Описание игры

Правила игры

«Каюр и собаки»

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них — собаки, третий — каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.

Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

 

«Олени и пастухи»

Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

«Ловля оленей»

 

Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

 

«Куропатки и охотники»

Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

«Льдинки, ветер и мороз»

 

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят дзинь, дзинь...»

 

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

«Ручейки и озера»

Игроки стоят в пяти — семи колоннах, с одинаковым количеством играющих в разных частях зала — это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги — озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

«Рыбаки и рыбки»

На полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей — рыбаков, остальные игроки — рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

«Здравствуй, догони!»

 

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур — это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и; подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» — и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят, друг к другу в гости.

 

Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.

«Смелые ребята»

Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)

Вы смелые ребята?

Смелые!

- Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый?

- Я! Я!..

- Бегите!

Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегающих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.

Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя

«Нарты-сани»

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1м. Нарты-сани имеют длину 1м, ширину 30—40 см, высоту 20см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты.

 

 

Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x