Автор: Вершигорук Надежда Александровна
О важности ознакомления старших дошкольников с традициями, культурой и бытом коренных народов Малой Родины и о роли регионального компонента в обучении старших дошкольников подвижным играм.
Автор: Вершигорук Надежда Александровна
Название: сообщение к педсовету.
Автор: Вершигорук Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ с. Ракитное
Тема: «Роль регионального компонента в обучении старших дошкольников подвижным играм»
Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра. Участвуя в играх, дети познают не только материальную, но и духовную культуру своего народа, проникаются его духом.
Подвижным играм в воспитании детей принадлежит весьма существенное место.
Особое место занимали игры и физические упражнения в жизни нанайцев. В стойбищах периодически проводились состязания на лучший коллектив по гребле на лодках, на самого меткого стрелка, самого сильного и ловкого борца, самого сильного и выносливого гребца на оморочке и т.д. Такие соревнования обычно проходили при стечении многочисленных зрителей и болельщиков. Эти соревнования проходили в исключительно напряженной борьбе равных с равными. Характерно, что самыми сильными и ловкими в состязаниях, как правило, оказывались те рыбаки или охотники, которым постоянно сопутствовала удача в промыслах. Физическое и морально-психологическое воспитание детей осуществлялось путем систематического выполнения различных упражнений в игровой форме. В задачу воспитания входила подготовка сильного, ловкого, выносливого, мужественного и хорошо владеющего своим делом человека, способного преодолевать любые сложные препятствия в суровом единоборстве с природой.
Играли дети с весны и до глубокой осени, на поляне, у дома, у реки. Игры носили командный характер, участвовало в них, как правило, от 10 до 20 человек. Целью игр было: развитие силы, ловкости, внимательности, выносливости, смелости для общефизического подрастающего поколения.
На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе.
Исходя из этого, можно утверждать, что многие игры народов Приамурья были повторениями деятельности взрослых, вырабатывающих необходимые при этом силу, ловкость, выносливость. Игра - это школа воспитания. В ней свои "учебные предметы". Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.
Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у учащихся способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда.
Педагог, используя народные игры в учебно-воспитательном процессе, должен рассказывать детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей будут интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. В играх с зачинами присутствуют диалоги, характеризующие персонажей и их действия. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа.
Приобщение дошкольников к материальной и духовной культуре народов Приамурья и вовлечение их в яркий мир народных игр, соревнований и национальных праздников проходит в детском саду через подвижную игру. Воспитание детей физически и духовно здоровыми через игры народов Приамурья, национальную культуру – это и есть региональный компонент, который рекомендую использовать в работе педагогов ДОУ ФГОС ДО.
При этом решаются следующие задачи:
1) ознакомить дошкольников с традициями и обычаями, нравственно-этическими ценностями народов, населяющих территорию Дальнего Востока;
2) формировать устойчивый интерес к культуре коренных народов Приамурья;
3) развивать повышенный интерес к национальным видам спорта;
4) укреплять здоровье и физическое развитие детей;
5) обогатить словарный запас детей;
6) воспитывать любовь к родному краю.
При ознакомлении дошкольников с традициями и жизнью коренных народов Приамурья используются следующие формы работы с детьми:
Беседа. Перед объявлением названия игры проводится беседа, актуализирующая приобретенные знания
до
школьников о национальной куль
туре коренных народов Приамурья;
Коллективная работа по продуктивной деятельности: и
зготовление атрибута для
игры;
Проведение игры;
Творческие задания. Для закрепления полученных знаний можно провести такие виды творческих работ как составление рассказов, стихотворения, рисунки узоров с использованием орнаментов, организовать выставку работ дошкольников и родителей.
По окончанию каждой темы проводится итоговое занятие-творчество, где обобщаются и систематизируются полученные знания о национальной культуре определенного народа. Это могут быть и тесты-рисунки, и народные праздники, или игры, видоизмененные самими детьми.
Цель проведения народной игры всегда имеет три аспекта:
1) познавательный (приобщить детей к национальной культуре, расширить круг знаний школьников о традициях, обычаях, укладе жизни народов Приамурья);
2) развивающий (способствовать развитию навыков налаживания конструктивного межкультурного диалога);
3) воспитательный (развивать способность к действенному межэтническому взаимоотношению и взаимопониманию).
Картотека подвижных игр народов Приамурья.
Название игры |
Описание игры |
Правила игры |
«Каюр и собаки» |
На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них — собаки, третий — каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого. |
Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.
|
«Олени и пастухи» |
Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках. |
Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута. |
«Ловля оленей»
|
Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. |
Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.
|
«Куропатки и охотники» |
Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают. |
Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих. |
«Льдинки, ветер и мороз»
|
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят дзинь, дзинь...»
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки. |
Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д. |
«Ручейки и озера» |
Игроки стоят в пяти — семи колоннах, с одинаковым количеством играющих в разных частях зала — это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги — озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг. |
Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу. |
«Рыбаки и рыбки» |
На полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей — рыбаков, остальные игроки — рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их. |
Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак. |
«Здравствуй, догони!»
|
Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур — это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и; подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» — и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят, друг к другу в гости.
|
Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д. |
«Смелые ребята» |
Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.) Вы смелые ребята? Смелые! - Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый? - Я! Я!.. - Бегите! Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегающих. Так повторяется игра и со следующей группой детей. |
Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя |
«Нарты-сани» |
Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1м. Нарты-сани имеют длину 1м, ширину 30—40 см, высоту 20см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты.
|
Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.
|