Роль самообразования педагога в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС СПО | Жамова Елена Анатольевна. Работа №210057
Автор: Жамова Елена Анатольевна
Внедрение ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях доказало необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста. Новые образовательные результаты – это сформированные у выпускников общие и профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС, по специальностям (профессиям).
Совершенствование качества подготовки конкурентоспособных специалистов в учебном заведении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.
Роль самообразования педагога в формировании
у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС СПО
Жамова Е.А.
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Тайшетский медицинский техникум»
Внедрение ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях доказало необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста. Новые образовательные результаты – это сформированные у выпускников общие и профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС, по специальностям (профессиям).
Совершенствование качества подготовки конкурентоспособных специалистов в учебном заведении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.
САМООБРАЗОВАНИЕ есть целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области
Исходя из этого, самообразование педагога есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Современный педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в ближайших научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политической ситуации, экономике и др. Педагог должен учиться всему постоянно. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного преподавателя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности преподавателя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике.
Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов, отсутствие доступа к источникам информации, особенно к Интернету и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Процесс самообразования можно структурировать.
Направления самообразования и самосовершенствования:
психолого-педагогическое (ориентированное на студентов и родителей)
профессиональное
(предмет преподавания)
психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
методическое (знание и умелое использование педагогических технологий, формы, методы и приемы обучения)
правовое
(юридическая грамотность)
эстетическое (гуманитарное)
историческое
иностранные языки
политическое
информационно-компьютерные технологии
Формы самообразования:
индивидуальная
- инициатором является сам преподаватель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс;
групповая
– в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим преподавателем
Основная задача педагогического коллектива - организация условий, инициирующих освоение обучающимися компетенций, обеспечивающих соответствующую квалификации и уровень образования
Встает правомерный вопрос: как учить? чему учить?
Итак, первое условие – осмысление, принятие педагогами основных положений компетентностного подхода и реализация в образовательном процессе.
А.В.Хуторский выделяет 6 групп ключевых компетенций.
1. Ценностно-смысловые компетенции.
2. Общекультурные компетенции.
3. Учебно-познавательные компетенции.
4. Информационные компетенции.
5. Коммуникативные компетенции.
6. Социально-трудовые компетенции.
7. Компетенции личностного самосовершенствования.
Соотнесем ключевые компетенции, предложенные А.В. Хуторским и ОК, предусмотренные ФГОС по специальности 34.02.01. Сестринское дело».
1.Ценностно-смысловые компетенции.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
2.Учебно-познавательные компетенции.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
3. Информационные компетенции.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
4. Коммуникативные компетенции
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
5. Социально-трудовые компетенции.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий и профессиональной деятельности
6. Компетенции личностного самосовершенствования
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Таким образом, последовательность освоения компетенций обучающимися, а может быть представлена в форме «лесенки».
Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.
Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.
Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.
Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.
Анализ опыта работы по новому ФГОС свидетельствует об имеющихся противоречиях в организации педагогического процесса, между:
- потребностью современного общества в личности, владеющей общими, профессиональными компетенциями, способной адаптироваться на рынке труда и традиционным содержанием, технологиями образования, не позволяющими в полной мере сформировать необходимый уровень подготовки специалиста;
- необходимостью организации педагогического процесса, ориентированного на формирование общих, профессиональных компетенций у обучающихся и недостаточного теоретического обоснования, конкретных практических рекомендаций по реализации основных положений ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях СПО. Данное противоречие усугубляется по причине отсутствия или незначительного количества современных учебных пособий, имеющихся в образовательных учреждениях", разработанных в соответствии с ФГОС,
- необходимостью оценки сформированности компетенций и неразработанностью контрольно-оценочных средств.
Встает правомерный вопрос: как определить степень освоения компетенций обучающимися? Ответ очень простой: надо разработать КОС, КИМ, разработка которых сложна и ответственна.
Одним из ключевых направлений в ходе реализации ФГОС СПО
является повышение квалификации педагогических
работников. Введение в образовательный процесс федеральных
государственных образовательных стандартов нового поколения требуют от педагогов быстрой и массовой смены профессионального мировоззрения, смены профессиональной позиции, технологического перевооружения, перестройки содержания образования и способов его интерпретации, овладения навыками проектирования образовательного процесса.
Современное общество требуют от человека умений быстро принимать
решения, ориентироваться в огромном потоке информации, непрерывно
учиться, развивать и реализовывать себя в различных сферах. Поэтому
особенно важно в деятельности преподавателей профессиональных колледжей уделять большое внимание самообразованию и повышению квалификации. Существующая традиционная модель системы повышения квалификации педагогических работников зачастую оказывается недостаточно мобильной, поэтому возникает необходимость формирования новой организации повышения квалификации, которая создаст необходимую основу для позитивных перемен в сфере подготовки специалистов для системы образования.
Повышение профессиональной компетенции преподавателя, подготовка
кадров к разработке и реализации программ на основе ФГОС СПО нового
поколения, применение эффективных методов и форм работы на этапе введения образовательных стандартов особенно актуальна. Сегодня современный педагог должен быть готов встретить каждую профессиональную ситуацию и быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся ориентирах профессиональной деятельности на рынке труда.
Но при этом возникают проблемы системы повышения квалификации работников образования на этапе введения ФГОС:
- ограниченность времени для формирования готовности значительного
контингента работников образования к введению ФГОС;
- сложность планирования и организации повышения квалификации
большого объема работников образования (персонификация);
- сложность синхронизации подготовки всех субъектов образовательного
процесса к введению ФГОС (учитель, психолог, руководитель ОУ и т.д.) в
процессе повышения квалификации;
- дефицит кадрового обеспечения системы методического обеспечения
введения ФГОС на уровне муниципалитетов;
- дефицит информационно-методического и нормативно-методического
обеспечения преподавателя к введению ФГОС.
Профессиональный рост педагога во многом зависит от уровня его
активности: чем выше ее уровень, тем выше ступень профессионального
развития педагога, выше уровень актуализации методологической
компетенции, выше уровень превращения процесса профессионального
образования в самообразование, процесса актуализации – в самоактуализацию, процесса развития – в саморазвитие.
Наиболее необходимой и значимой тенденцией современных
образовательных систем сегодня является обучение в течение всей жизни. При этом развитие профессиональной компетентности специалиста является
особенно важным направлением в непрерывном образовании человека.
Накопительная система повышения квалификации представляет собой систему учета общего времени обучения слушателей через различные виды повышения квалификации (лекции, дистанционное обучение, курсы инновационного проектирования, тренинги, мастер-классы, круглые столы, стажировки, конкурсное движение и др.) по одной или нескольким программам.
Накопительная система повышения квалификации слушателей вводится
с целью создания условий для реализации педагогом возможностей
непрерывного образования, позволяет самостоятельно конструировать
индивидуальный образовательный маршрут с учетом своих
профессиональных потребностей (согласованных с потребностями
образовательного учреждения, в котором он работает) и выбирать наиболее
приемлемые для себя сроки его прохождения.
Модульно-накопительная модель повышения квалификации имеет
следующие преимущества: непрерывный процесс профессионального и
личностного роста педагога, выстраивание индивидуальной образовательной траектории, доступность, ориентация на конкретный результат, создание условий для саморазвития и самоизменения.