Статья Роль семьи в формировании и воспитании безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни подростка. Автор: Халитова Мавлия Асхатовна

Автор: Халитова Мавлия Асхатовна
 

Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера,

развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей.

Здорового подростка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются

все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене

условий и воспринимает все предъявляемые ему требования.


Автор: Халитова Мавлия Асхатовна

Роль семьи в формировании и воспитании безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни подростка

 

Вопросы воспитания детей в семье сложны и многообразны. Здесь недопустимы стандарт, универсальные рецепты, шаблон. От родителей требуются большие познания, вдумчивость, умения применять индивидуальный подход к подростку.

Приобретать свой индивидуальный жизненный опыт ребенок начинает с первых дней самостоятельной жизни под влиянием окружающей среды. С момента его рождения и до последних дней его жизни будут появляться се новые и новые условные рефлексы, в формировании которых решающее значение имеет социальная среда. Именно поэтому, воспитываясь, обучаясь, работая, отдыхая в разных социальных условиях, мы с каждым днем своей жизни начинаем отличаться друг от друга не только морфологически (рост, вес, цвет кожи, глаз и волос и т.д.), но и функционально - каждый из нас владеет своей уникальной и индивидуальной памятью - набором знаний, умений и навыков. В основе их лежат приобретенные в процессе жизни условные рефлексы - от простых до сложных динамических стереотипов или знаний и навыков профессиональных, спортивных, бытовых и т.д. И все же главное - ребенок, а затем - подросток должен овладеть знаниями и навыками здорового образа жизни, чтобы самому расти здоровым, и передать хорошую наследственность новому поколению. При этом родителям следует помнить, что привычка - это и есть первый уровень понимания и осознания необходимости того или иного поведения.

На здоровье подростка оказывают влияние, как наследственность, так и окружающая среда, в которой он растет и развивается. Его организм пластичен, изменчив, податлив. В определенных условиях неблагоприятные врожденные особенности могут остаться непроявившимися, а могут стать источником серьезных заболеваний. Точно так же благоприятные задатки либо развиваются и совершенствуются, либо угасают. Воспитание должно быть не изнеживающим, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность и выносливость растущего организма.

Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей. Здорового подростка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования.

Нельзя изолировать подростка от окружающего мира, только при взаимодействии с ним он приобретает свой индивидуальный жизненный опыт, без которого его самостоятельная жизнь невозможна. Нужно помнить, что в основе воспитания лежит выработка у него условных рефлексов, из которых складываются его привычки, поступки и характер.

Выросшие в окружении взрослых, но имевшие повышенную опеку подростки обычно хорошо умственно развиты, но могут отставать от сверстников из-за своей нерасторопности, неорганизованности, отсутствия трудовых, а подчас даже самых элементарных навыков. Вот почему обязательным элементом здорового образа жизней детей является трудовое воспитание, в процессе которого кроме двигательных навыков формируются чувство взаимопомощи, умение быть внимательным к близким людям, желание приносить им пользу.

Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в определенных областях жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуя выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной забот, не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одно и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают необходимым объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, а их отношения с родителями становятся менее близкими. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально-холодным, отстраненным отношением к подростку. В таких случаях неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжело складывается судьба подростков, имеющих равнодушных и жестоких родителей. Они редко относятся к людям с доверие, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя испытывают потребность в любви.

Родительская любовь - совершенно необходимое условие благополучного развития подростка, но и она приносить вред. Например, излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль над всей его жизнью - приводят к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы, в одиночку воспитывающие ребенка и видящие в нем единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу "жить за ребенка", излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста обоих - подростка, и его мамы. Трудности другого рода возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии.

Влияние родителей на формирование личности ребенка в основном приходится на первые годы его жизни. К подростковому возрасту, как правило, закладывается стиль взаимоотношений детей с родителями: покровительственный или дружественный, основанный на доверии или постоянном контроле. Стабильность, сплоченность и взаимопонимание в семье укрепляют психологическую устойчивость подростка.

Значительное место в формировании безопасности поведения человека принадлежит влиянию социальной среды в процессе воспитания. Именно поэтому первый жизненный опыт ребенок получает в микро социальной среде семьи. Семья становится не только образом для всего последующего поведения подростка, но и фактором подавления его изначально более ярко проявляющихся индивидуальных биологических потребностей. Известно, что пищевая, двигательная, познавательная и другие потребности могут быть детерминированы членами семьи. Ребенка зачастую кормят тем, что он не хочет или не любит, подавляют его двигательную и познавательную активность, направляют его потребность в сторону более предпочтительных интересов других членов семьи.

В дальнейшем превалирующее влияние на его мотивацию поведения может оказывать социальная среда ровесников или средства массовой информации и т.д. Попав под влияние социальной среды, не имея сил или не умея оказать ей сопротивление и отстоять свои интересы, в основе которых первоначально всегда лежат биологические потребности, молодой человек может отдавать предпочтение факторам, приводящим к разрушению его здоровья, что постепенно прочно закрепляется в его поведении и формирует образ жизни, изменить который бывает довольно трудно. Это касается факторов, вызывающих биологическую и психологическую зависимость. Первоначально эта зависимость не была биологически детерминирована и сформировалась под влиянием социальной среды: моды, рекламы, имиджа взрослого и т.д., но в последующем химические компоненты, входящие в состав табака, алкоголя, наркотиков, пищи, и другие вещества становятся для организма его извращенной биологической потребностью, неудовлетворение которой нарушает нормальное течение его жизнедеятельности, что и формирует его психологическую, и физиологическую зависимость от этих веществ, а следовательно организм начинает испытывать непреодолимую тягу к ним.

Важным направлением деятельности семьи, связанной с сохранением жизни и здоровья подростка, является обучение безопасности и защите жизнедеятельности - правилами поведения в экстремальных ситуациях, когда для сохранения жизни и здоровья необходимы немедленные действия и нет времени для раздумий по поводу принятия решения и выработки программы поведения.

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x