Роль семьи в развитии связной речи дошкольника | Хромова Ольга Владимировна. Работа №206269
Автор: Хромова Ольга Владимировна
консультация для родителей о роли семьи в развитии связной речи ребенка
Роль семь в развитии связной речи дошкольника
Все более актуальной проблемой нашего общества становиться правильная и грамотная речь. Наш богатый и могучий русский язык теряет свою красочность на фоне современного мира, где на смену книгам пришли новые информационные технологии. Чтобы правильно и красиво выразить свои мысли, нужно обладать высоким уровнем развития связной речи. Связная речь ребенка дошкольного возраста является в будущем залогом грамотной письменной речи. Богатый словарный запас, знание языковых законов и норм, умение полно, связно и последовательно, понятно для других людей передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст, все это и есть связная речь.
Потребность в общении возникает с первых дней жизни человека. Появившийся на свет маленький ребенок с первых минут своей жизни нуждается в общении. Гуление, лепет, а потом и первые слова – вот с помощью чего ребенок общается на первых порах своей жизни, это есть средство передачи своей мысли и понимания чужой. Подрастая и познавая окружающий мир ребенок, начинает использовать более сложные языковые единицы. Его словарный запас пополняется, усваивается фразеология, он знакомиться с закономерностями словообразования, словоизменения, у ребенка идет нормальное речевое развитие.
От уровня сформированности связной речи у школьников зависит их успешность обучения в школе. Так как правильное восприятие и передача ими текстов по учебным программам, умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос, а также самостоятельно строить и высказывать свои суждения, доказывать свою точку зрения – без достаточного уровня развития связной речи невозможно.
Связная речь является гарантом и средством полноценного общения, оказывает положительное влияние на процессы формирования коммуникативной компетенции и развития личности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте ориентация направлена на становление личностных качеств воспитанника, где особую роль в их развитии играют родители, как субъекты образовательного процесса. Поэтому взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Но в современных условиях при напряженном ритме жизни в семье речевому развитию ребёнка уделяется не так много времени. Общение ребёнка с родителями чаще всего ограничивается вопросом - ответом. На самом деле невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в речевом развитии.
Семья для ребенка - одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Влияние семьи особенно значимо как в начальный период жизни малыша, так и в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи, связной речи.
В основном старшие дошкольники испытывают трудности в понимании смысла услышанного рассказа, в самостоятельном планировании сюжета, в грамматическом оформлении речевого материала. Развернутые смысловые высказывания детей характеризуются отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные отношения действующих лиц.
Из анализа научных работ педагогов, занимающихся изучением связной речи дошкольников, самостоятельное, спонтанное развитие навыков связной речи не достигнет желаемого результата, который бы позволил ребёнку полноценно учиться в школе. Этому ребёнка нужно обучать специально.
Родители могут помочь своему ребёнку овладеть навыками связной речи. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, при которых он будет испытывать удовлетворение от общения со взрослыми. Постарайтесь побольше проводить с ребенком свободное время. Во время прогулок обсуждайте произошедшее за день. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.
Знакомя с новыми вещами, объектами расскажите об их назначении. Предложив потом рассказать об этом выделив характерные особенности, свойства.
Следите за тем, чтобы ребёнок отвечал полным, развёрнутым предложением.
Немаловажную роль в развитии связной речи играет художественная литература. Возьмите себе за правило каждый день читать ребенку сказки, рассказы, стихи и др. Учите дошкольника внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию, а затем пересказывать. Также можно вместе с ребенком нарисовать иллюстрацию к любимому произведению, герою и составить по ней рассказ.
Очень полезны рассказы с незаконченным концом: «А что будет дальше. Как ты думаешь?».
Учите своего ребенка фантазировать, хвалите его за красивые высказывания, поощряйте интерес к чтению, рассматриванию иллюстраций, рассказыванию.
Общение родителей с ребёнком создаёт хорошие условия для развития связной речи. Терпения и настойчивости Вам, уважаемые родители.