Роль сестринского персонала в повышении качества жизни онкологических больных ☼
Автор: Хасьянова Елена Дмитриевна
Злокачественные образования в мире сохраняют тенденцию к росту, занимая второе место среди причин смертности населения. Наиболее распространенными в нашей стране являются следующие новообразования: рак легкого, рак молочной железы, рак толстой кишки, меланома кожи и другие.
В настоящее время меняется социальный подход к лечению онкологических пациентов. Во главу угла ставиться не только излечение болезни, но прежде всего адаптация и реабилитация пациетов в целом, улучшение качества его жизни. Ни для кого не секрет, что угрожающая смертью болезнь наносит психическую травму пациенту и существенно затрагивает его социальный статус.
Современное лечение онкологических больных является сложным процессом, в котором принимают участие врачи различных специальностей: хирурги, лучевые специалисты, химиотерапевты, психологи.
На сегодняшний момент уже назрела потребность в смещении роли медицинской сестры от технического исполнителя назначений врача в сторону высококвалифицированного помощника врача по уходу и обеспечению высокого уровня оказания медицинской помощи.
Мало кто задумывался о том, что продлить жизнь человеку способны не только радикальные хирургические вмешательства и применение лекарственных препаратов, но и профессиональный уход, создание комфортной психологической обстановки, ежедневная кропотливая работа с пациентом.
Основными направлениями работы медицинской сестры в онкологии являются:
- Выполенеие назначений врача (непосредственное проведение химиотерапии, гормонотерапии, биотерапии; участие в диагностике и лечении возникающих в процессе лечения осложнений; проведение симптоматического и поддерживающего лечения) и обеспечение ухода за пациентами.
- психологическая и психосоциальная помощь больным;
- образовательная работа с больными и членами их семьи;
Практически невозможно провести резкой границы между эити направлениями в ходе работы медицинской сестры.
Учитывая специфику онкологических пациентов в работе медицинской сестры очень важны специальные профессиональные знания и навыки, например, при проведении химио- и лучевой терапии, при паллиативном лечении, в вопросах реабилитации, оказания психотерапевтической поддержки пациентам и членам их семей, и, в соответсвии с этим, обеспечение квалифицированного ухода с соблюдением технологии проведения манипуляций, согласно требованиям санитарно-эпидимиологического режима.
Деятельность медсестры строится согласно этапам сестринского процесса., что играет важную роль в повышении качества жизни онкологических пациентов
I этап. Первичная оценка состояния пациента. При первом контакте с онкологическим больным медсестра знакомится с ним и его родственниками, представляется сама. Проводит опрос и осмотр пациента, определяя степень его физической активности, возможности самостоятельных физиологических отправлений, оценивает функциональные возможности зрения, слуха, речи, определяет преобладающее на момент поступления настроение пациента и его родственников,. Медицинская сестра также оценивает состояние пациента по характеру дыхания, окраске кожных покровов, измеряя АД, подсчитывая частоту пульса, данным лабораторных и инструментальных методов исследования.
II этап. Диагностирование или определение проблем пациента.
При работе с онкологическими пациентами могут быть поставлены следующие сестринские диагнозы:
· боли различной локализации, связанные с опухолевым процессом;
· пониженное питание, связанное со снижением аппетита;
· страх, тревога, беспокойство, связанное с подозрением о неблагоприятном исходе заболевания;
· нарушение сна, связанное с болью;
· нежелание общаться, принимать лекарственные препараты, отказ от процедуры, связанные с изменением эмоционального состояния;
· неумение близких ухаживать за пациентом, связанное с недостатком знаний;
· слабость, сонливость из-за интоксикации;
· бледность кожных покровов из-за снижения гемоглобина;
· снижение физической активности из-за боли и интоксикации.
III этап определение целей ухода и планирование сестринской деятельности;
Остановимся более подробно на 4-ом этапе - реализации планируемых действий. Этот этап включает меры, которые принимает медицинская сестра для профилактики заболеваний, обследования, лечения и реабилитации пациентов. Медицинской сестре в ходе своей работы приходится осуществлять просветительскую деятельность. Сестринский процесс должен включать в себя обсуждение с пациентом и его близкими всех возможных проблем, с которыми он может столкнуться вследствие своего заболевания, а также оказание помощи в их решении, естественно в пределах сестринской компетенции.
Медицинская сестра рассказывает больному о подготовке к диагностическим процедурам, о процессе лечения и целесообразности тех процедур и манипуляций, которым он подвергается, о соблюдении рациональной диеты.
Пациенту важно объяснить также:
1) цель приёма назначенного лекарственного средства;
2) потенциальные побочные эффекты и действия больного в случае их возникновения;
3) время и способ приёма лекарственного препарата;
4) правила хранения лекарственного препарата;
5) продолжительность лечения;
6) последствия в случае несоблюдения режима лечения.
По данным психологических исследовний, из полученной слуховой (звуковой информации) в памяти человека фиксируется от 5 -20% . Для улучшения этого результата требуется добавления к звуковой информации зрительной. Это могут быть всевозможные информационные стенды. Или другой действенный способ закрепитть в памяти пациентов необходимую информацию - листки-памятки. Памятки должна сожержать информацию по какой- либо одной актуальной для пациента проблеме, с которой мы хотим помочь ему справиться вне стен медицинского учреждения. Это может быть например « Памятка по уходу за кишечными стомами».
V этап. Оценка сестринских вмешательств. Время и дата проведения оценки эффективности сестринских вмешательств должны быть указаны для каждой выявленной проблемы. Результаты сестринских действий измеряются изменением в сестринских диагнозах. При определении эффективности сестринских вмешательств учитывается и мнение пациента и его родственников, отмечается их вклад при достижении поставленных целей. План по уходу за тяжелобольным пациентом приходится постоянно корректировать, учитывая изменение его состояния.
На всех этапах сестринского процесса обобенно важным моментом при работе с пациентами является общение. Общение с пациентом должно начинаться с установления доверительных отношений, и только после этого можно проводить внушающее и убеждающее воздействие. Онкологические больные, как правило, немногословны, так как озабочены своим будущим, переработкой полученной информации и переоценкой жизненных ценностей. Для онкологических больных очень важным оказывается телесный контакт (доброе рукопожатие, одобрительное похлопывание по плечу, просто прикосновение к руке) Следует говорить с пациентом на понятном ему языке, по возможности избегая медицинских терминов. Идивидуальность подхода к каждому больному с учетом его представлений о болезни, опасений, установок – одно из важных правил. И оно требует не готовых рецептов как вести себя, но выслушивания и понимания больного, т.е это так называемая терапия присутствием.
Весьма важным навыком медицинской сестры является умение установить контакт с родственниками, поддержать их, включить их в обсуждение плана лечения, психологической реабилитации и ухода, что значительно может улучшить качесчтво жизни пациентов.
В результате тяжелого заболевания у пациента нарушаются главные социальные связи (семейные, рабочие, досуг). Для улучшения качества жизни онкологического больного очень важно попытаться хотя бы частично восстановить социальные связи. Для любого человека проще думать и говорить о каждодневных заботах и делах, чем постоянно бояться какой-то глобальной угрозы, и именно на каждодневные шаги по улучшению здоровья надо переключать внимание больного (соблюдение режима сна и бодрствования, диета, прогулки, регулярное выполнение предписаний врача, составление списка вопросов, которые нужно задать врачу, выполнение домашних дел, , общение с детьми и внуками, помощь им в учебе, хобби, садоводство, и пр. Для больного важно максимально расширить его круг общения, что так же может существенно повысить качество жизни.
Одним из вариантов может быть посещение «Школ для пациентов» . В рамках «Школы» помощь направлена на достижение сознательного и активного участия пациентов в процессе лечения и мероприятиях по профилактике для сохранения положительного результата комплексного взаимодействия на злокачественное новообразование. Основные задачи обучения:
· Формироание адекватного предствавления о развитии онкологического процесса, возможностях современной медицины в лечении.
· Оказание психологической поддержки;
· Обучение навыкам, направленным на преодолевание болезни
· Повышение качества жизни онкологических больных.
Занятия проводятся несколькоми специалистами и врачами и онколгами и медицинскими. Роль среднего мед персонала заключается в том, чтобы ненавязчиво и незаметно направлять ее в позитивное русло, акцентируя внимание на правильных установках, корректируя неадекватные предстваления. В ходе занятий происходит переоценка больным сложившейся ситуации, своего состояния и компенсаторного потенциала организма.
Рост онкологической заболеваемости и постоянный научно-технический и лекарственный прогресс в медицине предъявлет к медицинским сестрам новые требования. Нужны медицинские сестры критически мыслящие, анализирующие проблемы пациента и принимающие профессиональные решения, специалисты, которые могут научить пациента жить сосвоей болезнью. Нужны медицинские сестры умеющие работать в команде с другими профессионалами и являющиеся в первую очередь помощниками и советниками пациентаи его семмьи. От профессиональной деятельности медицинской сестры, их умения вселить оптимизм и уверенность в успехе лечения значительно зависит настроение и самочувстви больного и соответственно, качество его жизни.
Работа медицинской сестры, если она проводится на высоком профессиональном уровне, повышает уверенность больного в благоприятном исходе болезни, учит пациента жить со своей болезнью более полноценно.