Роль школьной газеты в "ресоциализации" подростков в условиях пенитенциарной системы. | Юлия Валерьевна Кривицкая. Работа №239042
Автор: Юлия Валерьевна Кривицкая
В статье содержится анализ такого метода "ресоциализации" неблагополучных подростков как издание школьной газеты.
Роль школьной газеты в "ресоциализации" подростков в условиях пенитенциарной системы.
По мнению ученых, социальная активность - профилактика многих психосоматических заболеваний, например, деменции, депрессии. В ряду таких традиционных направлений ЗОЖ как спортивные нагрузки и сбалансированное питание успешная общественная роль является не меньшим, а , возможно и более весомым фактом в коррекции девиантного поведения. Найти свое место в социуме, получить признание окружающих - естественная потребность любого человека. Начиная с подросткового возраста открыто (характерно для поведения экстравертов) или "в себе" (типично для интровертов) личность прогнозирует свою "взрослую" коллективную роль.
Легендарный основатель педагогической науки 20 века А.С Макаренко базовым принципом своей методики считал воспитание в коллективе. "В нем дети должны чувствовать себя не отдельными единицами, а частью большого механизма. Важно донести до ученика, что без него механизм действовать не сможет, поэтому каждый ребенок связан с другим бытовыми и дружескими, а в более взрослом возрасте и деловыми целями. Это создает особую, комфортную среду, в которую окунается личность, чувствуя свою значимость и ответственность за последствия своего поведения." (https://spravochnick.ru/sociologiya/socializaciya_sociobiologicheskie_predposylki_socializacii/socializaciya_lichnosti_po_makarenko/)
В этом мастер воспитания видел способ достижения успешной социализации подростков: адаптация во взрослом обществе начинается с грамотно расставленных приоритетов в окружении более раннего возраста.
В условиях пенитенциарной системы подросток тоже оказывается в коллективе. Однако жесткая иерархия "иных", порой не общечеловеских ценностей, подавление индивидуальности внутри тюремной среды может оказывать разрушительное влияние на формирующуюся личность. Подавляющее большинство, детей, попавших в места заключения - представители девиантного поведения. Алкоголизм, увлечение синтетическими наркотиками, криминальная родительская модель поведения - нередкие спутники жизненного опыта таких подростков. Социализация детей, оказавшихся в режимном учреждении, не прошла соответствующий уровень. Осужденные многое не могут сделать по своей воле, а главное – проявлять самостоятельность, инициативу, что постепенно приводит их к десоциализации.
Немаловажным фактором, способствующим развитию последней, является и изолированность от внешнего мира, отсутствие активной социальной роли, пребывание в течение длительного времени в малом ограниченном пространстве, действительность, лишенная ярких позитивных событий. Из личного опыта общения с девушками своей воспитательной колонии могу отметить, что самыми угнетающими для них явлениями тюремной жизни являются не ранний подъем в 6 часов утра, не ежедневная физическая работа, а оторванность от большого социума и вынужденное пребывание в статичном коллективе.
Каждая осужденная отмечает в календаре или записывает в тетради дни, оставшиеся до выхода на свободу. Именно там, на воле они примеряют на себя совсем другие роли- успешных, состоявшихся, с хорошим аттестатом. Все заключенные уверены: с долгожданного момента освобождения начнется совсем другая жизнь и пребывание в тюрьме останется лишь страшным прошлым, с которым покончено раз и навсегда. Ни одна из моих "подшефных" не задает себе вопрос: к чему она вернется на свободе? Не спровоцирует ли ее прежнее "вольное" окружение к новым нарушениям закона, новым употреблениям алкоголя и наркотиков? Нельзя забывать и о стремительных изменениях во внешней жизни. Каждой освободившейся придется пережить стресс адаптации к новые реалиям социума.
Сегодня в пенитенциарной системе делается акцент не на наказание осужденного , а на исправление личности. Важным становится поиск эффективных способов "ресоциализации", процесса возвращения бывшего преступника в общество посредством изменения его мировоззрения с помощью нравственного, эстетического, интеллектуального развития.
В школе воспитательной колонии № 2 важное место наряду с учебной занимает культурно-досуговая работа: действуют кружки по интересам, есть курс здоровья и красоты, футбольные дни. Колонию посещают мастера спорта, юристы, представители образовательных учреждений. Ежегодный конкурс Мисс ВК-2 демонстрирует воспитанницам как с помощью природной одаренности и приложенных усилий можно достигнуть успешного места в обществе.
Идея выпускать школьную газету "Голоса" как площадку для демонстрации талантов девушек, читательских предпочтений стала еще одним шагом ресоциализации подростков. Создание своего СМИ попутно решало задачу, неподвластную культурной деятельности - ощущение сопричастности к большому социуму, снижение угнетающего явления изолированности.
Темы необходимые для публикации прорабатывали сами девушки. Путем мозгового штурма сформировался перечень постоянных "дежурных" рубрик. В каждом выпуске, например, есть страницы, посвященные популярным у молодежи певцам, артистам. Цель публикации о кумирах не илллюзорная имитация дорогостоящего глянца, а демонстрация успешного жизненного опыта, развитие мотивации к движению вверх.
Еще одна сквозная рубрика издания "Живем интересно" представляет фотогалерею прошедших в школе мероприятиях. Сконцентрированные на одной газетной площади рассказы о тематических встречах, праздниках, конкурсах дают читателям ощущение насыщенности и событийности жизни в изолированных условиях.
Стало традицией начинать каждый выпуск словом редактора . В этой рубрике автор размышляет о важных, но часто неосознаваемых в жизни каждого человека моментах.
Ситуативные материалы, продиктованные запросом читателей и большими событиями из жизни колонии, составляют второе важное направление газеты. Здесь наши корреспонденты осваивают информационные жанры - интервью, репортаж, очерк.
По предложению девушек в последнем выпуске был запущен новый проект "Читательский марафон". В нем сами воспитанницы рекламируют литературные произведения, заслуживающие внимания.
В мире профессий работа журналистов считается одной из самых активных. Участвуя в создании газеты, подростки как бы примеряют на себя, репетируют роль человека, действующего на благо общества, в данных условиях- своего коллектива. Таким образом не дисциплинарным исполнением указаний, а по собственному желанию, мотивированному творческим азартом, девушки идут по пути "ресоциализации".
Не стоит здесь забывать и о магии печатного слова. Как известно, оно гораздо весомее сказанного. Возможность увидеть свою фамилию под публикацией, которую прочтет не одни человек - для любого автора момент триумфа и открывшихся возможностей. Газета - это инструмент самовыражения, доступный для каждого желающего. Как утверждал педагог Януш Корчак она "выводит на трибуну тех сосредоточенных, кто умеет высказываться в тиши с пером в руке, но которых перекричат в шумном споре». Поэтому не случайно мы выбрали название "Голоса".
Авторские тексты в нашем издании намеренно не подвергаются сильной правке. Девушки должны осознать, что они могут сами писать достойные материалы.
Газета имеет влияние не только на пишущих, но и на героев публикаций. Любое достижение, доброе дело, приобретает вес, остается ярким штрихом в жизни при условии их поддержки. Для конструктивного развития подросткам необходимы позитивные акценты. Возможно поэтому они выкладывают свои радостные моменты в информационное пространство. В наших условиях площадкой для такой поддержки остается школьная издание. Мы пишем о победах в конкурсах, есть страницы, посвященные художественному творчеству девушек.
Нельзя не отметить и традиционную роль газеты в сплочении коллектива. В условиях пенитенциарной системы, где подростки разобщены и дружба явление редкое, она приобретает особое значение. С каждым выпуском редактор, корреспонденты, персонажи авторских материалов, читатели ощущают себя по известному определению А.С Макаренко " не отдельными единицами, а частью большого механизма". От каждого из них зависит, будет этот механизм работать или нет.
Практика создания школьной газеты, популярность издания доказала востребованность подобного воспитательного метода в условиях пенитенциарной системы. Социальная активность, правопослушная деятельность, азарт преодоления трудностей - все эти составляющие процесса нравственной реабилитации не "заработают" на воле без мотивации на успех у самих реабилитируемых.
Ну а у нашей газеты "Голоса" новые планы. Например, открыть рубрику: "Вопрос эксперту". В ней на вопросы девушек смогут ответить психологи, юристы, учителя. Есть уверенность - ученицы школы воспитательной колонии № 2 придумают еще много интересного.
Список использованной литературы:
1. А.А.Данилина "Функциональная и жанрово-тематическая специфика школьных СМИ".
2. Ю.А.Дмитриев, Б.Б.Казак "Пенитенциарная психология"// Учебник Ростов на Дону 2007 г.
3. Е.А. Чигринец "Ресоциализация" осужденных к лишению свободы: вопросы многоаспектности термина".// Научное обозрение. Педагогические науки.
4.https://spravochnick.ru/sociologiya/socializaciya_sociobiologicheskie_predposylki_socializacii/socializaciya_lichnosti_po_makarenko