Роль СМИ в современном обществе | Киракосян Анжела Вагаршаковна. Работа №207114
Автор: Киракосян Анжела Вагаршаковна
В данной статье рассматриваются вопросы деятельности СМИ в современном обществе. Уделяется внимание роли СМИ, как на фактор влияния и развития личности. Автор приходит к выводу, что СМИ диктуют свои правила, и, как мы видим, общество эти правила принимает, более того, оно следует этим правилам.
РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Фастович Галина Геннадьевна
Старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права
Красноярского государственного аграрного университета (Красноярский ГАУ) Россия, Красноярск
Fastovich-85@mail.ru
Тел.:8(908)214-58-29
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы деятельности СМИ в современном обществе. Уделяется внимание роли СМИ, как на фактор влияния и развития личности. Автор приходит к выводу, что СМИ диктуют свои правила, и, как мы видим, общество эти правила принимает, более того, оно следует этим правилам.
Ключевые слова: современное общество, стереотипы, ценности, взгляды, принуждение.
THE ROLE OF THE MEDIA IN THE MODERN SOCIETY
Annotation: This article presents the issues of media activities in modern society. It is surprising that the role of the media is a factor of influence and personal development. The authors conclude that the media dictate their own rules.
Keywords: modern society, stereotypes, values, attitudes, coercion
Механизмом формирования и функционирования современного общества сегодня выступают средства массовой информации. Сила его влияния настолько масштабна, что порой выходит за рамки дозволенного. Происходит навязывание стереотипов, смешение «вкусов», общество уже не делится на тех, кто «за» и «против».
Каждый второй человек, отвечая на вопрос об уникальном изобретении человечества, отвечает на него так: «Безусловно, интернет!». Да, это уникальное изобретение, но ведь изобретения должны вносить вклад в этот мир, в личность, общество, согласитесь? Возможно, Вы слышали слова советского физика и инноватора Петра Леонидовича Капица: «Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения». Так ли это? Окунемся в 20 век. В первые восемь лет после окончания Второй мировой войны, США провели программы реформы пропагандистской системы, результатом которой стало учреждение Информационного Агентства Соединенных Штатов. Эффективность работы этой структуры этой структуры советские политические деятели и руководители силовых структур смогли ощутить уже в середине и конце 50х годов. Отсутствие подобной системы пропаганды и органов ответственных за нее привели к распаду СССР и укреплению доминирующего положения США в мире.1
Первоначальная роль СМИ заключалась в том, что они должны были информировать общество о тех или иных событиях, но со временем СМИ стали представлять собой «массовое информационное оружие». СМИ признаются влиятельным механизмом формирования личности. Так это или нет-пусть каждый ответит себе сам, но я готова подтвердить свое каждое следующее слово: «Вы даже не скрывайте того, что вокруг Вас нечаянно происходит. Средства массовой информации стали настолько влиятельными и значимыми, что создают единое информационное пространство, консолидирующее мысли, чувства, желания людей в единое общественное мнение.
Мнения большинства ученых сходятся к тому, что СМИ не просто отображают окружающую действительность, они прямо или опосредованно, в открытой или скрытой форме, влияют на все социально-политические процессы, и их роль в обществе определяется совокупностью функций, которые они выполняют.2 Я склоняюсь к тому, что СМИ выступает как некая «четвертая власть», но рассуждая над ролью СМИ, нечаянно возникает мысль, заключающаяся в том, что имеет ли она свой так называемый «баланс»?
Мы не можем смотреть и воспринимать информацию с одной позиции, так как эта информация воспринимаема всеми людьми. Для кого-то новость о похищении ребенка будет психологически невыносимой, а для другого человека - обычное социальное явление. При исследовании любого вопроса, я склонна проводить анализ, и в очередной раз свой выбор я остановила на страны Западной Европы и США, где любая информация должна руководствоваться принципом социальной ответственности. Он заключается в том, что своими материалами корреспонденты должны способствовать улучшению, совершенствованию общества, призывая к этому аудиторию, но, тем не менее, это реализуется не всегда, а если и реализуется, то не во всех аспектах. Безусловно, роль средств массовой информации сегодня достаточно велика, ведь они базируются на функциях, а именно:
- Социальная. СМИ влияет на усвоение норм и ценностей и адаптацию к социальной действительности.
- Контрольная. СМИ базируются на авторитете общества, преследуя, прежде всего, его интересы.
- Рекламная функция связана с воздействием на массовую аудиторию с целью убеждения.
- Функция манипуляции представляет собой регулирование политических процессов с помощью СМИ.
В настоящее время СМИ являются одним из главных источников информации для большинства людей, и, как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. СМИ способны повлиять практически на все сферы нашей жизни: на нашу работу, на отдых, на политику, культуру, историю и т.д. Нередко средства массовой информации использовались для дезинформации и манипуляции людьми, причем, зачастую, совсем не обязательно искажать факты, достаточно лишь преподнести их в нужном свете. Тема СМИ актуальна на сегодняшний день тем, что осуществляют они не только массовую коммуникацию, но и другие виды коммуникаций. Например, некоторые журналы осуществляют специальную коммуникацию, направленную на специализированное сознание узкого круга людей (медицинское, культурное).3 Радио является самым удобным средством коммуникации. Люди узнает информацию, не отрывая себя от дел. На сегодняшний день, радио более актуально среди более зрелого населения, а также для автомобилистов. Последним по времени возникновения средством массовой коммуникации является телевидение. Сегодня это самый распространенный канал массового воздействия.4
СМИ выступают как некий «строитель общества», то есть они формируют повестку дня из разных событий, транслируют новости в социальные сети и т.д. Можно ли говорить о том, что деятельность СМИ безгранична? Руководствуется ли деятельность СМИ какими-либо нормативными единицами? Безусловно, деятельность официально закреплена Законом РФ от 27.12.1991г. №2124-1 «О средствах массовой информации». Именно данный закон регулирует правовые отношения, возникающие по поводу организации и деятельности средств массовой информации, их отношений с гражданами и организациями, порядка распространения массовой информации. Всегда ли может оставлять «свой след»? Согласно нормам действующего законодательства категорически запрещается использование СМИ:
Для совершения уголовно наказуемых деяний
;
Для
разглашения
сведений,
составляющих
государственную тайну или
иную специально
охраняемую тайну
;
Для осуществления
экстремисткой
деятельности
;
Для распространения
передач, пропагандирующих
культ насилия и жестокости
.
Выступает ли объектом права в современном обществе? Складывается двоякое мнение, так как ряд специалистов мотивируют свою точку зрения следующим:
СМИ придана способность к осуществлению деятельности
;
СМИ как юридическое лицо,
должно быть учреждено
;
Деятельности СМИ может быть прекращена или приостановлена
.
Данная тема будет актуальна как никогда, так как вся наша жизнь с этим связана. Эффективность деятельности СМИ неразрывно связана с учетом потребностей людей, их социальных, духовных и политических потребностей. Сознание человека поглощает информацию, записывается на подкорку и становится практически своей мыслью. Информация, которую мы получаем, воздействует на наше поведение дома, на работе, в обществе. А подобное поведение не всегда является правильными, несет в себе крайне негативные последствия.
Список использованной литературы:
Калмыков А.А.,
Коханов
Л.А. Интернет-журналистика.М.:Юнити-Дана,2015.-209 с.
Кирилл
ова
Н.Б.
Медиакультура
. Теория,
история,
практика
.М
.:.
Академический проект,к
у
льтура.2014.-496 с.
Машкова С.Г. Инт
е
рнет-журналистика:
учеб
.п
особие
/С.Г. Машкова.-Тамбов:
Изд-во ТГТУ 2014.-
101 с.
Медийный
сегмент Интернета: новое осмысление / под ред.
М.М.Лукиной
.-
М.:Аспект
Пресс,2014.-348 с.
Фомичева И.Д. Факультет журналистики МГУ им М.В.Ломоносова,2015.-79 с.
Список нормативно-правовых актов:
Закон
РФ от 27.12.1991г. №2124-1
(ред. От 18.04.2018,с изм. от 17.01.2019)
«О средствах массовой информации»
Федеральный закон от 21.07.1993 №5485-1 (ред. 29.07.2018) «О государственной тайне»
Федеральный закон от 07.07.2003
№ 126 (ред. от 27.12.2018)
«О связи»
Федеральный закон от
13.03.2006
№38 (ред. От 29.07.2018)
«О рекламе»
Машкова С.Г. Интернет-журналистика: учеб.пособие/С.Г. Машкова.-Тамбов:Изд-во ТГТУ 2014.-101 с.
Фомичева И.Д. Факультет журналистики МГУ им М.В.Ломоносова,2015.-79 с.
Медийный сегмент Интернета: новое осмысление / под ред. М.М.Лукиной.-М.:Аспект Пресс, 2014.-348 с.
Калмыков А.А.,Коханов Л.А. Интернет-журналистика.М.:Юнити-Дана, 2015.-209 с.