Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль тренера в форммировании юных баскетболистов | Литвинова Евгения Викторовна. Работа №240066

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Литвинова Евгения Викторовна
Роль тренера в формировании личности юных баскетболистов

Литвинова Е.В

тренер-преподаватель МБОУ ДО ДЮСШ №4, г. Иркутск

 

         Баскетбол самая интересная игра с мячом, является средством физического развития и воспитания молодежи..

          Занятия баскетболом помогают развивать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма, ответственность перед командой.

          Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости.  Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма .

Роль тренера в формировании личности юных баскетболистов
Литвинова Е.В
тренер-преподаватель МБОУ ДО ДЮСШ №4, г. Иркутск
Баскетбол самая интересная игра с мячом, является средством физического развития и воспитания молодежи..
Занятия баскетболом помогают развивать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма, ответственность перед командой.
Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма .
Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды .
Поэтому баскетбол входит в программу воспитания и обучения детей, начиная с детских садов, школ и заканчивая вузами.
Какой предмет ребенок любит больше всего? Тот, в котором учитель не устает быть истинным профессионалом, раскрывая все тонкости и возможности изучаемого дела, вкладывая в работу весь свой талант.
Сегодня именно учителя физической культуры являются первым и основным резервом, от которого зависит и здоровье страны, и ее спортивное будущее. В отличие от тренера, учитель физической культуры обучает навыкам различных спортивных дисциплин. Если я, например, как тренер, ищу только баскетболистов, то учитель, работая с множеством детей ежедневно, раньше всех тренеров, приходящих в школу отбирать таланты, может разглядеть и легкоатлета, и пловца, и волейболиста, и гимнаста. Педагог должен точно знать, какой должна быть начальная подготовка, когда и как обучать технике, как это делать правильно, как построить тематический урок или тренировку. Если у чителя нет отбоя от желающих, если есть такие, кого за небольшой промежуток времени он сумел затравить, глубоко увлечь занятиями в своей секции, то можно быть уверенным, что его работа не бесполезна. Дружба со спортом сохранится независимо от того, станет ребенок заниматься спортом профессионально или нет.
Начальный этап освоения любой спортивной дисциплины – самый трудный, но и самый ответственный. В это время учитель может увидеть, кто из детей становится интересен в ростовом плане, в плане координации, а кто – с легкостью осваивает азы техники баскетбола. Теперь важно определить, насколько реально для конкретного ребенка успешно осваивать баскетбол дальше. И если у ученика есть желание заниматься уже профессионально, учитель помогает в выборе спортивной школы.
Какой я вижу школьную баскетбольную секцию? Это группа из 15-20 человек под руководством учителя физической культуры. Наряду с тренирвками проводятся соревнования с ребятами из других школ, которые тоже занимаются в школьной баскетбольной секции. Выбор формы соревнования остается за школьными учителями физкультуры и завися от того, какие задачи они перед собой ставят. Важно дать азы спортивной дисциплины, приучить к определенной культуре спорта, воспитать уважение к спортивной форме, в которой дети выходят на площадку, добиться того, чтобы они умели дорожить временим урока или тренировки, умение оценить важность материала, полученного от учителя.
Права и обязанности игроков
Школьники, такие же люди со своим характером, особенностями развития, возможностями и правами, психологией. Тренер должен всегда помнить об этом и уважать их. Детские спортивные школы определяют следующие права молодых спортсменов: на участие в спортивных соревнованиях разного уровня и квалификации, уровень которых соответствует их способностям и возрасту. Игрок должен тренироваться определенное количество дней и участвовать в определенном количестве игр, и это надо исполнять даже тогда, когда совсем не хочется. Обязанности означают, что в каких-то случаях игрок должен жертвовать своими личными желаниями, думать о других, а не только о себе, соблюдать дисциплину . Пример: один молодой игрок не хочет идти на тренировку и не идет. Другому игроку тоже не хочется идти на тренировку, но, выполняя свои обязанности перед командой, он идет тренироваться.
Укрепление здоровья при занятиях баскетболом
Правильная организация занятий баскетболом необходима для физического развития, дает положительные эмоции, позволяет выработать полезные привычки при занятиях спортом: организовать правильное питание, соблюдать требования гигиены, заботиться о своем здоровье. Но одни только баскетбольные тренировки не могут обеспечить всестороннее развитие физических качеств: в учебно-тренировочный процесс необходимо включать элементы из других видов спорта, таких как легкая атлетика, акробатика плавание и т.д. Когда занятия правильно организованы и ими руководит квалифицированный специалист, это дает хороший результат. Если занятия проводятся без учета физических возможностей молодого спортсмена и нагрузка окажется для него слишком велика, не исключена вероятность того, что он прекратит занятия. Постоянный контроль тренера-преподавателя над состоянием здоровья молодого игрока поможет избежать негативных последствий.
Ответственность перед командой
Очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за успех команды. Например, защитник должен уметь держаться один на один против нападающего. Он несет персональную ответственность за результат своих действий, который влияет на результат всей команды. Товарищеские и официальные игры очень полезны. Поэтому очень важно, чтобы тренер подчеркивал значение взаимодействия игроков и так строил тренировки, чтобы каждый спортсмен сознавал свою ответственность перед партнерами и командой .
Пример: На соревнованиях команда сначала выигрывает, но по истечению игрового времени начинает проигрывать. Дети начинают винить не себя, а других, получается игрок со слабым психологическим состоянием бросает играть и уходит в раздевалку, подводя всю команду. И конечно конец игры команда проиграла. Игрок своим поведением подвел не только команду, но и тренера. В таких случаях тренер должен быть готов к различным психологическим ситуациям и во время сделать замену, взять минутный перерыв, но ни в коем случаи кричать на детей, а спокойно объяснить тактические действия в защите и нападении.
Соблюдение правил
При игре в баскетбол обязательно придерживаться правил тренировок и правил игры, а также исполнять свои личные обязанности в команде. Учащиеся должны научиться работать в команде.. И баскетбольная команда– самое лучшее место для развития этих качеств. Пример: бывает что на тренировках дети агрессивно играют, что приводит к различным травмам. Тренер должен объяснить детям, что это не выход так себя вести, нужно работать в команде слажено, и не важно какое отношение между друг другом, кто кого ударил и т. д.
Уважение к другим
Тренер должен уделять особое внимание поведению своих игроков по отношению к соперникам: они не должны оскорблять их, но, наоборот, нужно помочь им подняться при падении, поговорить после игры, поздравить в случае их победы и т.д. Тренер должен учить своих игроков понимать, что соперники– это такие же дети, как они, и так же любят играть в баскетбол , тоже стараются достичь успеха и что спортивное соперничество должно быть взаимно дружеским .
Тренер – всегда пример для детей, и он никогда не должен об этом забывать. Поэтому ему ни в коем случае не следует оскорблять, высмеивать или унижать своих учеников, команду противника или судей. Он должен подавать пример На тренере, работающем с молодыми игроками, лежит огромная ответственность за их воспитание, и об этой ответственности он должен постоянно помнить .
Умение соревноваться
Естественно очень важно, чтобы команда детей приoбритала соревновательный опыт в ходе учебного года, которые включали в себя победы и поражения, хорошие и плохие игры, и чтобы этот опыт помогал воспринимать победы со спокойствием, а поражения – с надеждой. Понятно, что игроки больше рaдуются, когда побеждают, чем когда проигрывают. Победа не должна быть главной целью. После игры тренер должен разобрать с игроками игровые ситуации, не уделяя внимания на ее результат, поставить новые задачи и в дальнейшем их совершенствовать.
Уверенность в себе
Уверенность тренера– это убежденность в том, что его игроки обладают способностью добиваться своей цели. Уверенность в себе – это внутреннее состояние человека при преодолении трудностей для достижения результата. Уверенность игрока возрастает, если он чувствует, что может выполнить все, что требуется во время игры или тренировки. Для баскетболиста уверенность является ключем к прогрессу, так как позволяет спокойно реагировать на стрессовую ситуацию в игре и рассчитывать на достижение цели.
Пример: бывают такие учителя-тренера которым все равно, команда выйграет или проиграет, которые ничего не понимают в баскетболе или наоборот не уверенные в себе и в своем решении. От этого зависит и настрой команды на игру и проведение игры. Поэтому лучше таким людям сидеть дома, а не работать с детьми.
Самосознание и самоуважение
Самосознание определяет представление человека о самом себе, а самоуважение показывает степень развития этого представления. У детей и подростков самосознание и самоуважение не являются постоянными и часто меняются в зависимости от успеха или неудачи в тех занятиях, которые ребенок считает для себя важными, например в занятиях баскетболом. Oтношения между тренером и молодыми спортсменами могут иметь решающее влияние на воспитание у них самосознания и самоуважения. Поэтому трeнер может оказать положительное влияние на игроков, используя следующую стратегию: точное и конкретное разъяснение поставленных целей; помощь в их достижении и поощрение правильных действий; тактичное отнoшение к игрокам при разборе их ошибок и объяснение способов их исправления.
Рабочий стиль тренера
Рабочий стиль тренера должен соответствовать в любой ситуации. .Одна из наиболее общих и распространенных проблем связана с тем, что тренеры, работающие с молодыми игроками, стараются копировать работу тренеров взрослых профессиональных команд. Такой стиль работы может оказаться не продуктивным, Лучший тренер – не тот, кто слепо подражает именитым наставникам, а тот, кто работает, учитывая особенности своей команды, такие, как возраст игроков, их мастерство, общие цели и отношения к подопечным. Тот, кто тренирует молодых игроков, не должен забывать, что профессия тренера – это огромная ответственность перед детьми, образованием и обществом в целом.
При работе с молодежью следует уделять особое внимание оценке решения, оказывающего влияние на игроков, требованию от игроков старания и приложения усилий, оценке действий игроков соответственно их возрасту, умению и желаниям независимо от результата игры.
Баскетбол может стать прекрасной школой, в которой молодые игроки учатся находить компромиссное решение, сохранять настойчивость в самых сложных ситуациях, нести личную ответственность за успех команды, работать слаженно, всем вместе, уважать других людей, воспринимать победы и поражения как путь к самосовершенствованию.
Баскетбол – прекрасный воспитательный инструмент, которым тренер должен уметь пользоваться и развивать для блага своих учеников .
Таким образом моя философская культура тренера - это проявление духовной культуры которая заключается в интегрированных качеств личности позволяющих мыслить высоко, созидать творчески устремленно, жить достойно на благо развития молодого поколения баскетболистов. В силу своих профессиональных качеств добиваться успехов. Строить свою педагогическую работу на принципах гуманизации и социализации личности.
Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, - тем сильнее будет его влияние на детей, тем более будет доставлять отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце ученика каждый упрек его, а следовательно, и все дело воспитания будет несравненно благотворнее. (Добролюбов Н.А.) .
Литература
1. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Конспект лекций. - 2-е изд., пераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2010. -239 с.
2..Гатмен Б., Финеган Т. Все о тренировке юного баскетболиста. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – (Серия Шаг за шагом).
3.Гомельский А.Я.Энциклопедия баскетбола от Гомельского. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
4.Гомельский Е.Я.Игра гигантов. – М.: Вагриус, 2004.
5. Железняк Ю.Д.,Баскетбол. Поурочная учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва . Москва – 1984 г., 239с.
6. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) Ю.М.Портнов и др. Москва – 2004 г. Советский спорт. 100 с.
7. Программа дисциплины Теория и методика баскетбола. Для вузов физической культуры. Под редакцией Ю.М. Портнова. Москва – 2004 г.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×