Роль учителя и родителей в выявлении и развитии одаренности.

Автор: Гущина Елена Владимировна

 МОУ СОШ №11, п. Дружба

Роль учителя и родителей в выявлении и развитии одаренности.

Три школьных возраста и их значение для развития одаренности:

Младший школьный возраст — это период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет, когда он обучается в начальных классах общеобразовательной школы. Ведущая деятельность младшего школьника — учеба. Для одаренных младших школьников велик авторитет учителя и семейное влияние.

Одаренные младшие школьники проявляют себя как эгоцентристы. Они воспринимают свою точку зрения, как «истину в последней инстанции». Они пока не понимают, что окружающие люди существенно отличаются от них в желаниях, возможностях, поступках. Это может привести к завышенной или заниженной самооценке у одаренных; к неприятию их со стороны ровесников и взрослых.

Подростковый возраст (11-15 лет) — возрастной период перехода от детства к юности. Ведущей деятельностью подростков является общение. Для одаренных подростков характерен высокий уровень тревожности, обусловленный особенностями развития одаренности подростка; особенностями обучения; коммуникативными взаимодействиями подростков с одноклассниками; личностными и профессиональными качествами педагога; особенностями взаимодействия в системе «педагог-одаренный подросток-родитель».

Ранняя юность это период жизни школьника от 16 до 18 лет, когда он обучается в старших классах. Ведущей деятельностью для старшеклассников становится учебно-профессиональное самоопределение. В этот период уменьшается зависимость от диады «педагог-родитель», а в отношениях со сверстниками увеличивается значение индивидуального общения.

Виды компетентности педагога:

1. Специальная — это владение деятельностью на высоком профессиональном уровне, наличие специальных знаний, умение применить их на практике.

2. Социальная владение способами совместной деятельности и сотрудничества с коллегами, обучающимися, их родителями.

3.Коммуникативная — владение приемами организации антиконфликтного педагогического общения в качестве профессионального коммуникатора.

3. Личностная владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации; способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему, владение приемами саморегуляции, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

Компетентность родителей включает:

1. открытые, доверительные и оптимистичные взаимоотношения с детьми;

2. контроль и координирование в развитии ребенка;

3. гуманность;

4. вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

5. последовательность в своих требованиях к детям.

Компетентность обучающегося:

1. Социальная — умение полноценно жить в обществе, брать на себя ответственность, принимать решения, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций.

2. Поликультурная — не только овладение достижениями культуры, но и понимание, и уважение к людям других национальностей, религий, культур.

3. Коммуникативная — умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками.

4. Информационная — умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников.

5. Саморазвитие — потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни.

6. Продуктивная творческая деятельность — актуализация креативности в различных сферах жизнедеятельности.

Некомпетентность родителей по вопросам одаренности конфликтогенна и имеет следующие проявления:

1.    непонимание и боязнь одаренности;

2.    игнорирование одаренности и ее подавление;

3.    ожидание высоких результатов, не соответствующих реальным возможностям одаренных детей;

4.    искусственное ускорение развития одаренности за счет повышенной требовательности;

5.    неадекватное вмешательство семьи в учебно-воспитательный процесс, конфликты в триаде «педагог-одаренный ребенок-родитель».

Малой конфликтности в семье по вопросам одаренности способствуют следующие слагаемые:

1.    родители имеют хорошее образование,

2.    родители являются одаренными людьми;

3.    семья  оказывает ребенку поддержку в деятельности, связанной с его одаренностью;

4.    семья стимулирует творческое общение одаренного ребенка с детьми и взрослыми;

5.     деятельность и общение в триаде «педагог-одаренный ребенок-родитель» развивается гармонично.

Компетентность по вопросам одаренности и конфликта педагога, работающего с одаренными детьми, обусловлена следующими

слагаемыми:

1.    профессионализм;

2.     креативность;

3.    экстраверсия;

4.     отличное здоровье;

5.    артистизм, умение импровизировать;

6.    привлекательный имидж;

7.    любовь к детям.

Вывод: Работа с семьями одаренных детей должна быть направлена на просвещение родителей по вопросам одаренности и проблемам, связанным с ней. Родителей необходимо информировать об их одаренных детях, их преимуществах и уязвимости и перспективах развития. В случае возникновения конфликта, одаренным детям должна быть оказана психолого-педагогическая помощь и поддержка.

Литература:

1.        Гаврилова, И. Н. Управление педагогическими конфликтами в учебно-воспитательной работе с творчески одаренными подростками. – М.: ООО «Соверо-принт», 2011.

2.Прикладная имиджелогия. Технология персонального имиджа. Технология корпоративного имиджа. Учебное пособие. / Под ред. В. М. Шепеля. - М.: «РАБС», 2008.

3.   Андреева, Т. А. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: «Речь», 2004.

4.        Савенков, А. И. Одаренный ребенок дома и в школе. Екатеринбург: Издательство «У-Фактория», 2004.

5.        Селевко, Г. К. Альтернативные педагогические технологии. М.: «НИИ школьных технологий», 2005.

 

Интернет-ресурсы: http://gov.cap.ru/home/93/000/a-kinjari/p4aa1.html МОУ «Анат-Кинярская СОШ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического и спортивного профилей».

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x