Роль учителя и родителей в выявлении и развитии одаренности. ☼
Автор: Гущина Елена Владимировна
МОУ СОШ №11, п. Дружба
Роль учителя и родителей в выявлении и развитии одаренности.
Три школьных возраста и их значение для развития одаренности:
Младший школьный возраст — это период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет, когда он обучается в начальных классах общеобразовательной школы. Ведущая деятельность младшего школьника — учеба. Для одаренных младших школьников велик авторитет учителя и семейное влияние.
Одаренные младшие школьники проявляют себя как эгоцентристы. Они воспринимают свою точку зрения, как «истину в последней инстанции». Они пока не понимают, что окружающие люди существенно отличаются от них в желаниях, возможностях, поступках. Это может привести к завышенной или заниженной самооценке у одаренных; к неприятию их со стороны ровесников и взрослых.
Подростковый возраст (11-15 лет) — возрастной период перехода от детства к юности. Ведущей деятельностью подростков является общение. Для одаренных подростков характерен высокий уровень тревожности, обусловленный особенностями развития одаренности подростка; особенностями обучения; коммуникативными взаимодействиями подростков с одноклассниками; личностными и профессиональными качествами педагога; особенностями взаимодействия в системе «педагог-одаренный подросток-родитель».
Ранняя юность — это период жизни школьника от 16 до 18 лет, когда он обучается в старших классах. Ведущей деятельностью для старшеклассников становится учебно-профессиональное самоопределение. В этот период уменьшается зависимость от диады «педагог-родитель», а в отношениях со сверстниками увеличивается значение индивидуального общения.
Виды компетентности педагога:
1. Специальная — это владение деятельностью на высоком профессиональном уровне, наличие специальных знаний, умение применить их на практике.
2. Социальная — владение способами совместной деятельности и сотрудничества с коллегами, обучающимися, их родителями.
3.Коммуникативная — владение приемами организации антиконфликтного педагогического общения в качестве профессионального коммуникатора.
3. Личностная — владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации; способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему, владение приемами саморегуляции, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
Компетентность родителей включает:
1. открытые, доверительные и оптимистичные взаимоотношения с детьми;
2. контроль и координирование в развитии ребенка;
3. гуманность;
4. вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
5. последовательность в своих требованиях к детям.
Компетентность обучающегося:
1. Социальная — умение полноценно жить в обществе, брать на себя ответственность, принимать решения, бесконфликтно выходить из жизненных ситуаций.
2. Поликультурная — не только овладение достижениями культуры, но и понимание, и уважение к людям других национальностей, религий, культур.
3. Коммуникативная — умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками.
4. Информационная — умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников.
5. Саморазвитие — потребность и готовность постоянно учиться на протяжении всей жизни.
6. Продуктивная творческая деятельность — актуализация креативности в различных сферах жизнедеятельности.
Некомпетентность родителей по вопросам одаренности конфликтогенна и имеет следующие проявления:
1. непонимание и боязнь одаренности;
2. игнорирование одаренности и ее подавление;
3. ожидание высоких результатов, не соответствующих реальным возможностям одаренных детей;
4. искусственное ускорение развития одаренности за счет повышенной требовательности;
5. неадекватное вмешательство семьи в учебно-воспитательный процесс, конфликты в триаде «педагог-одаренный ребенок-родитель».
Малой конфликтности в семье по вопросам одаренности способствуют следующие слагаемые:
1. родители имеют хорошее образование,
2. родители являются одаренными людьми;
3. семья оказывает ребенку поддержку в деятельности, связанной с его одаренностью;
4. семья стимулирует творческое общение одаренного ребенка с детьми и взрослыми;
5. деятельность и общение в триаде «педагог-одаренный ребенок-родитель» развивается гармонично.
Компетентность по вопросам одаренности и конфликта педагога, работающего с одаренными детьми, обусловлена следующими
слагаемыми:
1. профессионализм;
2. креативность;
3. экстраверсия;
4. отличное здоровье;
5. артистизм, умение импровизировать;
6. привлекательный имидж;
7. любовь к детям.
Вывод: Работа с семьями одаренных детей должна быть направлена на просвещение родителей по вопросам одаренности и проблемам, связанным с ней. Родителей необходимо информировать об их одаренных детях, их преимуществах и уязвимости и перспективах развития. В случае возникновения конфликта, одаренным детям должна быть оказана психолого-педагогическая помощь и поддержка.
Литература:
1. Гаврилова, И. Н. Управление педагогическими конфликтами в учебно-воспитательной работе с творчески одаренными подростками. – М.: ООО «Соверо-принт», 2011.
2.Прикладная имиджелогия. Технология персонального имиджа. Технология корпоративного имиджа. Учебное пособие. / Под ред. В. М. Шепеля. - М.: «РАБС», 2008.
3. Андреева, Т. А. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: «Речь», 2004.
4. Савенков, А. И. Одаренный ребенок дома и в школе. Екатеринбург: Издательство «У-Фактория», 2004.
5. Селевко, Г. К. Альтернативные педагогические технологии. М.: «НИИ школьных технологий», 2005.
Интернет-ресурсы: — МОУ «Анат-Кинярская СОШ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического и спортивного профилей».