Роль учителя-наставника в становлении начинающего педагога

Автор: Сидоров Евгений Fлександрович

Роль учителя-наставника в становлении начинающего педагога

                                                                     Обучаюсь делая, делаю обучаясь.

 

 

   Изменения, происходящие в нашем обществе в последние годы, резко повлияли на ситуацию в сфере педагогической науки и образования. На современном этапе педагогическое общество располагает рядом нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование и развитие системы образования в Российской Федерации, а также организацию воспитательно-образовательного процесса в образовательных учреждениях разного уровня  и профиля. Основные принципы образовательной политики в России, определенные в Законе РФ «Об образовании», раскрыты в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

   Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а формирование компетенций заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения.

   В нашей школе многие годы существует традиция  наставничества, когда официально, соответствующим приказом, за каждым молодым специалистом закрепляется опытный педагог. Его задача – сопровождение в период адаптации, ознакомление со спецификой работы  педагогического  коллектива, преподавания конкретной дисциплины, включение молодого педагога в процесс профессионального становления.

  Рассмотрим систему взаимодействия педагога – наставника и нашей выпускницы, молодого учителя физической культуры Марины Андреевны Р. Сотрудничество опытного и молодого педагога осуществляется в режиме наставничества в течение двух  лет.

  На первом этапе мы провели диагностику, используя методики оценки профессиональной направленности личности учителя, которые подтвердили наши прогнозы, показав высокий уровень общительности, организованности, интеллигентности, направленности на предмет; порадовала шкала самооценки мотивации одобрения и достижения; практически идеально выглядела карта  её коммуникативной деятельности. Молодой специалист владеет традиционной методикой  образования, ориентируется в основных образовательных системах и имеет хорошие знания по теории предмета  физической культуры. Но анкета для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ООО и ФГОС НОО показала, что Марина Андреевна  испытывает затруднения в вопросах, касающихся внедрения ФГОС ООО. В частности, в анализе системно-деятельностного подхода к процессу обучения, в обосновании целесообразности разработки технологической карты урока, в вопросах формирования универсальных учебных действий и т. д.

Следующий шаг в совместной работе – разработка индивидуального плана профессионального развития, в котором заявлены следующие приоритетные направлении:

– исследование системно-деятельностного подхода к процессу обучения, обозначенного ФГОС ООО;

– использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры с методикой преподавания;

В плане профессионального становления и развития молодого специалиста мы определили три этапа:

1.Совместная работа наставника и молодого специалиста.

Была составлена программа совместных действий по адаптации молодого специалиста к своей новой роли в качестве преподавателя, определена последовательность шагов для решения выявленных проблем.

Были изучены ФГОС, проанализирована основная и дополнительная литература, определена роль ИКТ в системе преподавания, разработаны планы своей деятельности по разработке элементов УМК.

2.Совместно-раздел?нная деятельность наставника и молодого специалиста.

На втором этапе мы исследовали системно-деятельностный подход к процессу обучения, рассмотрев в деталях все три вида деятельности учителя и учащихся, что помогло понять молодому педагогу целесообразность и необходимость разработки технологической карты урока.

   Самое пристальное внимание в работе с молодым специалистом мы обратили, конечно, на использование на уроках физической культуры современных образовательных технологий.

Посещение уроков молодого учителя позволяет сделать вывод, что типы используемых уроков, их структура соответствует современным требованиям. Что касается используемых на уроках методов и приёмов, то доминируют  индивидуально-групповые задания, продуктивные виды работы, но пока недооцениваются приёмы рефлексии, приёмы стимулирования  и, конечно, требует совершенствования система оценивания.

  Посещая друг у друга уроки, анализируя их, мы с удовлетворением отметили, что вся совокупность поисковых методов способствует развитию творческой самостоятельности, аналитического мышления молодого специалиста.

   Что касается информационной культуры молодого педагога, то она достаточно высока у Марины Андреевны,  и это помогло ей в использовании в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе моделирования как пробных уроков физической культуры, так и контрольных, зачётных уроков по предмету.

Результатом работы с наставником в данном режиме взаимодействия стали разработанные методические продукты: технологические карты уроков, разработка внеклассного мероприятия в 7-х классах «Мы за здоровый образ жизни», которые были опубликованы на Всероссийских педагогических порталах.

   Наблюдение за работой молодого специалиста в течение двух  лет показало, что мотив стремления к успеху, творчеству у Марины Андреевны  доминирует над мотивом избегания неудач, а высокий уровень нравственности, интеллекта говорит о способности педагога к саморазвитию. Она вместе с наставником принимала активное участие в разработке учебных, дидактических, методических материалов, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс.

  В течение 2015/2016 учебного года Марина Андреевна Р. принимала участие в организации, проведении и подготовке школьников к ряду внеурочных мероприятий по плану работы школы, районных соревнованиях  по   волейболу (II место), в весеннем кроссе школьников района (I место), районных соревнованиях по настольному теннису (III место), шахматам «Белая ладья» ( II и III места). Сама Марина Андреевна лично принимает участие в различных спортивных мероприятиях разных уровней, показывая  личный пример.

  Таким образом, представленный опыт наставничества позволяет говорить об эффективной системе взаимодействия опытного педагога и молодого специалиста. Новизна этого опыта для нашего учебного заведения в целом состоит, прежде всего, в использовании системно-деятельностного подхода к процессу формирования профессиональной компетентности молодого педагога, в использовании технологии организации проектной деятельности, в привлечении молодого специалиста к решению практических задач по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса на примере отдельно взятой дисциплины. Реализация программы профессионального становления показала, что возможность работать вместе с наставником ускоряет процесс адаптации молодого специалиста, позволяет даже первые уроки проводить с достойным качеством, а поддержка наставника вселяет день ото дня вс? больше уверенности в собственных силах, помогает пройти путь профессионального становления быстрее и эффективнее.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x