Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников | Белова Надежда Васильевна. Работа №238875

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Белова Надежда Васильевна

Курс ОРКСЭ формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся. Дети из урока в урок знакомятся с такими понятиями, как: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство. Хочется верить, что после таких уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и к окружающим людям.

Роль уроков ОРКСЭ в формировании духовно-нравственного воспитания младших школьников
Н.В.Белова,
Тисульский район, Кемеровская обл.
Руководить нравственным
воспитанием – это значит создавать
тот моральный тонус школьной
жизни, который выражается в том,
что каждый воспитанник о ком-то
заботится, о ком-то печется и
беспокоится, кому-то отдает свое
сердце.
В.А.Сухомлинский
Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на задний план. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий долг, честь, совесть, духовность, патриотизм. В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.
В данной программе есть ряд положений, которые значимы для изучения основ разных культур и организации духовно-нравственного воспитания школьников на основе традиций и ценностей, совместной деятельности школы, семьи и Церкви и других организаций.
В инвариантную часть учебного плана начального общего образования включена новая предметная область с названием Основы религиозных культур и светской этики. Введением нового предмета государство стремится расширить образовательное и воспитательное культурно-историческое поле миропонимания учащихся через изучение традиций этносов. Вместе с тем, введение курса Основы религиозных культур и светской этики – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения. Что естественно, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д.
Другое дело, что между религиозной и светской этикой наряду с общими чертами есть и отличия. Религиозная этика диктует, что без идеи Бога морали нет; соответственно именно церковь является истинным хранителем и носителем духовных нравственных ценностей (и в историческом контексте это, скорее всего, так). Тогда как светский подход имеет более широкий контекст – он ориентирует на понимание, что духовно-нравственное воспитание основывается не только на постулатах веры как таковой. Поэтому в современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества.
Введение в школе курса Основы религиозных культур и светской этики вызывало множество опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на котором мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители поддержали введение нового учебного курса. Согласно их выбору преподавание в 4 классе ведётся по модулю Основы светской этики.
Курс ОРКСЭ формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся. Он разделен на шесть независимых, но единых по целям и задачам модулям, имеющим ряд общих положений: формирование уважительного и осознанного отношения к общественным и государственным ценностям, ценностям семьи и их структурным взаимосвязям (например, в рамках модуля Основы светской этики учащимся предлагается ознакомиться с этическими идеалами в развитии; общечеловеческими ценностями и понятиями: мораль и моральный выбор, введением философских категорий Добра и Зла, Добродетель и порок, Свобода и моральный выбор человека).
Отличительной чертой при изучении данных тем, как показывает практическая деятельность, является решение учащимися поставленных перед ними проблемных задач и ситуаций (например, вопрос проблемы меньшего зла). Благодаря чему ученики не только теоретически усваивают полученные знания, но и активно применяют их на практике.
Как показывает анализ содержания модуля, основными понятиями, с которыми знакомятся дети из урока в урок, являются: Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.
Так, например, познакомившись на третьем уроке (тема Культура и мораль) с определением и особенностями морали, на 11 уроке (тема Моральный долг) понятие мораль связывается с понятием долг, а на 15 уроке уточняются моральные качества человека. Это только единичный пример, а их можно привести целую серию.
Также в рамках курса ОРКСЭ рассматриваются и непосредственно связанные с ним семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов, принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ (например, в рамках урока Образцы нравственности в культуре Отечества). Итогом стало исследование, проведенное учащимися 4 класса нашей школы, Моя семья в истории моего Отечества. Результатом такого урока стало построение генеалогических древ семей учащихся данного класса.
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета Основы религиозных культур и светской этики будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Также родители имели возможность посещать уроки в рамках модуля, им оказывалась консультативная помощь по подготовке домашних заданий. Они принимали участие в организации и проведении КТД в рамках модуля по теме Бесценный дружеский союз.
Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития. Что проявляется в формировании:
– основ российской гражданской идентичности, начиная с первой темы курса единой для всех модулей – Россия – наша Родина;
– ценностей многонационального российского общества (это первая часть каждого модуля, с 1 по 18 уроки, которая заканчивается обобщением с непосредственным участием родителей, привлекаемых в процессе изучения всего учебного материала модулей);
– гуманистических ценностей, их взаимосвязей на основе материала внутри модуля, посвященного конкретным вопросам изучения культур во взаимосвязи со своей национальной и этнической принадлежностью;
– толерантного отношения к культуре, истории и традициям других народов в рамках общечеловеческих ценностей;
– уважительного отношения к Российской многонациональной культуре, путем формирования, в том числе, и эстетических, духовно-нравственных потребностей и установок.
Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.
В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей. Ведь так важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания.
И если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками нравственного прозрения.
Следовательно, тогда мы, учителя, можем считать свою задачу выполненной.
Литература
1. Аверина, Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников /
Н. Г. Аверина // Начальная школа. – 2005. – № 11. – С. 5–6.
2. Бабаян, А. В. О нравственности и нравственном воспитании / А. В. Бабаян //
Педагогика. – 2005. – № 2. – С. 67–68.
3. Дереклеева, Н. И. Азбука классного руководителя / Н. И. Дереклеева //
Начальная школа. – 2008. – № 5. – С.15–16.
4. Леднев, В. С. Духовно-нравственная культура в образовании человека
В. С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. – № 6. – 76 с.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×