Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль уроков технологии в современном педагогическом пространстве | Кузнецова Елена Анатольевна. Работа №206799

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кузнецова Елена Анатольевна
В данной статье рассматривается роль предметной области "Технология" в современном педагогическом пространстве.

ЗНАЧЕНИЕ  УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

Если рассматривать современную школу как целостную педагогическую систему, состоящую из взаимосвязанных частей, имеющих внутреннюю организацию, и характеризующуюся определенными отношениями с внешней средой, то следует признать за трудовым обучением одно из ведущих мест в этой системе.

Оно определяется двумя основными задачами технологического образования в школе:

-формирование мировоззрения учащихся, просвещенного взгляда систему технологической преобразующей деятельности человечества, на ее результаты, последствия и на тенденции ее развития;

-формирование интеллектуально-духовного и физически развито индивидуума, ориентированного на достижение высокого результата личной деятельности в условиях свободы выбора и конкурентной состязательности.

Эти задачи, объективно связанные с будущим социально-экономическим состоянием общества, приходится решать в условиях реформирования не только нарождающихся рыночных отношений и реформирования системы образования.

Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. В школе «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.

Но сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественнонаучное просвещение. Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе учителя следующие задачи: сформировать у своих учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой; стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды России.

Стратегия единого образовательного пространства и место в ней технологической культуры

Само понятие «технология», введенное в название нового учебного предмета, несет совершенно иное содержание, чем прежде (представление о способах получения и преобразования сырья, материалов и т.д.). Современное применение понятия «технология» охватывает как материальный, так и социальный, духовный аспекты человеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. Авторы «Концепции формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе» (П.Р.Атутов, О.А.Кожина, В.П.Овечкин, В.Д. Симоненко, Ю.Л.Хотунцев) определяют технологию как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, окружающей среды. Формирование технологической культуры предполагает сознательное овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Оно предусматривает изучение современных и перспективных энерго- и материалосберегающих, безотходных технологий преобразования материалов, энергии и информации в сферах производства и услуг с использованием ИКТ, учет социальных и экологических последствий применения принятой технологии, использование психологии общения и культуры человеческих отношений в повседневной деятельности, определение потребностей в конкретной продукции и возможностей ее реализации. Тогда понятие «подготовка школьников к будущей самостоятельной трудовой жизни» приобретает требуемое наполнение и становится ясной стратегия единого образовательного пространства, ее нацеленность.

Интерпретация учебных разделов и видов деятельности в соответствии с обязательным минимум содержания

Содержание предмета «Технология» предусматривает пять основных разделов (включая черчение), по каждому из которых разработан свой базовый модуль, и пять разделов (информационные технологии; художественная обработка материалов; основы предпринимательства; профессиональное самоопределение; основы проектирования), содержание модулей у которых также определено, но они не имеют самостоятельного статуса. Это означает, что при создании региональных или авторских программ вошедший в них материал и отводимое на его изучение учебное время должны быть рассредоточены и интегрированы в разделы, связанные с технологиями обработки материалов или пищевых продуктов, сборкой и соединением деталей и узлов, преобразованием энергии, управлением машинами и т.п. Таким образом, учителям предоставляется право самим определять место изучения того или иного материала на протяжении всего периода обучения учащихся с V по IX классы и детально распределять его по темам и фрагментам каждого раздела учебного материала.

Примерный характер программы по технологии, значительная свобода в отборе учебного материала с учетом региональных и местных особенностей создают благоприятные условия для дифференциации и индивидуализации обучения. При этом нельзя забывать о таком важном ориентире как требования к обязательному уровню знаний и умений школьников. Без выполнения этого условия невозможно сохранить единое образовательное пространство учебного предмета. Учитель технологии при отборе учебного материала должен постоянно помнить, что образовательная область «Технология» входит в федеральный компонент базисного учебного плана.

Таким образом, основной документ — программа является для учителя догмой. Школьный учитель имеет право на ее широкую коррекцию с учетом различных факторов: материальной базы учебного заведения, своих пристрастий и наклонностей учащихся, технических возможностей и целесообразности, и т.п. Важно лишь, чтобы при внесении изменений в базовую программу, ее коррекции или переработке в авторскую программу были соблюдены следующие правила.

1.Предлагаемая программа основывалась на базовой и предусматривала, что основная часть учебного времени (не менее 70 %) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми умениями и навыками.

2.Переработанная программа должна в обязательном порядке быть утверждена методическим объединением (по профилю). При этом учитывается, что базовое содержание предмета содержит федеральный компонент — минимальный стандарт базового инвариантного курса, а дополнительные вариативные курсы допрофессиональной и профессиональной подготовки могут выбираться из представленного далее списка.

Следует постоянно помнить, что авторские (рабочие) программы могут расширять обязательный минимум, но не сокращать или урезать его. Для учителя технологии выбор модулей, как уже подчеркивалось, допускается в широкой трактовке сочетаний.

При разработке своего, авторского варианта программы важно иметь в виду, что изучение отдельных элементов должно предполагать ознакомление учащихся с многообразием современного мира техники и развитие творческих способностей школьников. Выбор практических работ должен учитывать региональный фактор и материальное обеспечение.-

Методика преподавания технологии как область педагогических знаний.

Процесс трудового обучения сложен и многогранен. Особенно сегодня, когда поставлена задача формирования у школьников комплексных технических, технологических и экологических представлений о производстве, непросто осуществить выбор рациональных методов преподавания.

В настоящее время образовательная область «Технология» формируется как наука, предметом которой является содержание, формы и методы обучения учащихся средствам преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный человеку продукт. Данная концепция опирается на результаты ранее проведенных педагогических исследований, и прежде всего по таким проблемам:

• оптимизация процесса обучения (Ю. К.Бабанский);

• теория содержания образования (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин);

• деятельно-личностный подход к формированию личности (Л.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.А.Бодалев);

• системный подход к профессиональной подготовке и индивидуализации воспитания (В.Д.Шадриков);

• трудовая подготовка как интегрированный процесс (В. А. Поляков);

• структура творческого процесса, пути и средства включения учащихся в творческую деятельность (Г. С.Альтшуллер, Т. В. Кудрявцев, С.Н.Архангельский, П.М.Андрианов, В.Д.Путилин);

• классификация профессий по ведущему предмету труда (Е.А.Климов);

Эти исследования обеспечивают преемственность трудового обучения и технологии.

Межпредметные связи

Готовясь к занятиям, учитель должен тщательно продумывать межпредметные связи - и умело раскрывать их в процессе обучения.

В разделе материаловедения, например, предусматривается ознакомление учащихся обслуживающего труда V класса с хлопчатобумажными и льняными тканями. Из курса ботаники они уже имеют некоторые знания о хлопке и льне, поэтому часть объяснения лучше построить в вопросо-ответной форме.

При построении чертежей выкроек швейных изделий выполняются расчеты по формулам. Надо обратить внимание учащихся на применение постоянных и переменных величин. Так, ширина сетки для построения чертежа рассчитывается по формуле: ВВ1 = Сг:2+Пг. Школьники без труда заметят, что величина Сг — переменная, а Пг (прибавка) у всех одинаковая и, значит, постоянная. Они также применяют на практике знания о перпендикуляре, прямом угле, параллельных прямых, делении угла пополам, построении сопряжений. Поэтому на уроке должны быть справочные таблицы, по которым учащиеся сами найдут необходимые им данные для расчетов.

Знания математики можно использовать и для создания проблемных ситуаций. Например, при раскрое клешевых юбок «солнце» или «полусолнце» учащиеся строят линию низа по окружности. Уместно предложить им подумать, какую длину надо отложить для подгиба нижнего среза. Сравнивая разные предложения, школьницы придут к выводу, что подгиб среза должен составлять не более 0,5—0,7 см, иначе образуются сборки и подшивку выполнять будет неудобно.

При вырезании выкроек из бумаги и картона учащиеся используют различные ножницы. Чтобы помочь в правильном их выборе, можно задать вопрос: какими ножницами легче резать картон, бумагу? Опробовав ножницы, они без труда находят разницу и делают вывод: там, где надо приложить больше усилий, необходимы ножницы с короткими лезвиями, и наоборот («золотое правило» механики из курса физики).

В поисках интересных форм усвоения знаний, формирующих технологическую грамотность, инициативу, самостоятельность и творчество, я остановилась на методе учебных проектов.

Метод проектов в современных условиях является средством реализации идеи о соединении обучении школьников с производительным трудом. Проектная деятельность интегрирует в себе учебную и профессиональную деятельности.

Проектная деятельность является связующим звеном между теорией и практикой в образовании школьников.

Метод проектов позволяет научить ребят подходить к любой работе осознанно, проявлять смекалку и воображение, не бояться трудностей и обязательно доводить начатое дело до конца, декоративное творчество раскрывает творческий потенциал каждого ребёнка.

Итогом такой деятельности является участие учащихся с изделиями в школьных и городских выставках, внеклассных мероприятиях, где просматривается работа не только учащегося, но и учителя.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×