Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Роль уроков труда в формировании личности школьника | Беглова Лариса Николаевна. Работа №359824

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается значение уроков технологии (труда) в процессе формирования личности учащихся 5–9 классов. Анализируются их влияние на развитие практических навыков, творческого мышления, трудолюбия и ответственности. Подчеркивается важность трудового обучения в социализации школьников и их подготовке к взрослой жизни. Приведены рекомендации по организации эффективного образовательного процесса, способствующего всестороннему развитию личности.

Ключевые слова: уроки труда, технология, трудовое воспитание, личностное развитие, профессиональная ориентация, практические навыки.

РОЛЬ УРОКОВ ТРУДА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Беглова Лариса Николаевна, учитель технологии (труда)

ГБОУ "СШ №37 г.о. Макеевка", ДНР г. Макеевка

Аннотация. В статье рассматривается значение уроков технологии (труда) в процессе формирования личности учащихся 5–9 классов. Анализируются их влияние на развитие практических навыков, творческого мышления, трудолюбия и ответственности. Подчеркивается важность трудового обучения в социализации школьников и их подготовке к взрослой жизни. Приведены рекомендации по организации эффективного образовательного процесса, способствующего всестороннему развитию личности.

Ключевые слова: уроки труда, технология, трудовое воспитание, личностное развитие, профессиональная ориентация, практические навыки.

Современное образование направлено не только на передачу знаний, но и на формирование личности ребенка. В этом процессе важную роль играют уроки труда, которые помогают ученикам развивать практические навыки, трудолюбие, самостоятельность и творческое мышление.

В условиях технологического прогресса и цифровизации значение ручного труда часто недооценивается. Однако именно на уроках технологии школьники получают первые навыки работы с инструментами, осваивают азы профессий и учатся видеть результат своего труда. Это не только развивает их практическую смекалку, но и формирует уважение к труду, что является важной частью воспитания будущего гражданина общества.

Влияние уроков труда на формирование личности

1. Развитие практических навыков

Одной из главных задач уроков труда является формирование у школьников умений, которые пригодятся им в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Работа с различными материалами (дерево, металл, текстиль и др.), овладение инструментами и создание собственных изделий формируют у учеников уверенность в своих силах и самостоятельность.

Кроме того, трудовое обучение помогает развить такие важные качества, как:

аккуратность и внимательность к деталям;

терпение и усидчивость;

ответственность за выполнение работы.

2. Воспитание трудолюбия и ответственности

Через практическую деятельность школьники учатся уважать труд — свой и чужой. Осознание того, что любой результат требует усилий и терпения, формирует у них трудолюбие и ответственность. Они начинают понимать ценность вещей и труда, вложенного в их создание.

На уроках труда дети работают в коллективе, что учит их дисциплине, сотрудничеству и взаимопомощи. Это способствует развитию социальных навыков, которые необходимы в будущем.

3. Развитие творческих способностей

Технология — это не просто механическое выполнение заданий, а возможность для самовыражения. Уроки труда дают ученикам простор для творчества:

проектирование и создание собственных изделий;

применение различных техник и материалов;

поиск нестандартных решений.

Развитие креативного мышления помогает детям находить новые способы решения задач не только в учебе, но и в повседневной жизни.

4. Профессиональная ориентация

Для учеников 5–9 классов особенно важно знакомство с разными видами деятельности. Трудовое обучение позволяет им попробовать себя в различных сферах: деревообработке, металлообработке, кулинарии, швейном деле и других направлениях.

Это помогает:

осознать свои интересы и склонности;

выбрать направление для дальнейшего обучения;

получить первоначальный опыт в той или иной профессии.

Кроме того, уроки труда могут способствовать развитию предпринимательских навыков, если ученики учатся создавать изделия на продажу или участвуют в школьных выставках и конкурсах.

Методы повышения эффективности уроков труда

1. Интеграция современных технологий

Для повышения интереса школьников можно использовать цифровые технологии:

интерактивные обучающие программы;

3D-моделирование и проектирование;

использование современных инструментов и оборудования.

2. Практико-ориентированный подход

Важно делать акцент на реальном применении знаний и навыков. Например:

создание полезных вещей для школы и дома;

работа над проектами, имеющими практическую ценность;

проведение мини-экскурсий на производства и мастерские.

3. Индивидуальный подход

Каждый ученик имеет свои способности и интересы, поэтому важно учитывать это в процессе обучения. Возможность выбора заданий и работа над индивидуальными проектами помогут повысить мотивацию школьников.

Уроки труда играют важную роль в развитии личности школьников, помогая им стать самостоятельными, трудолюбивыми, творческими и ответственными людьми. Они способствуют формированию профессиональных навыков, воспитанию уважения к труду и развитию интереса к будущей профессии.

Современный подход к преподаванию технологии, включающий практическую направленность, использование новых технологий и индивидуальный подход, позволяет сделать эти уроки не только полезными, но и увлекательными.

Трудовое обучение – это не просто школьный предмет, а важный этап в становлении личности ребенка и его подготовке к жизни в обществе.

Список литературы

Абросимова, Е. В. Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии (из опыта работы) / Е. В. Абросимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 36 (170). — С. 81-83.

Данчук Иван Иванович Условия организации творческой деятельности учащихся основной школы на уроках технологии // CETERIS PARIBUS. 2016. №9.

Куимчева, С. Я. Понятие трудовой деятельности в образовательном процессе / С. Я. Куимчева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 51 (550). — С. 264-266. — URL: https://moluch.ru/archive/550/120864/

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
Поможем подобрать курс!
Бесплатно проконсультируем и ответим на все вопросы
Получить консультацию +